г. Владимир |
|
25 марта 2014 г. |
Дело N А11-11076/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.03.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КЭТК", г. Ковров, Владимирская область,
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2014 по делу N А11-11076/2013, принятое судьей Новиковой Л.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КЭТК" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу от 12.11.2013 N 07-13/94/77ПЮЛ1.
В судебном заседании участвует представитель общества с ограниченной ответственностью "КЭТК" - Иванова Н.А. по доверенности от 09.01.2014 сроком действия один год.
Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу (далее по тексту - Управление) проведена камеральная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "КЭТК" (далее по тексту - Общество) на предмет соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.03.2013 по 09.10.2013.
Результаты проведенных мероприятий отражены в акте от 30.10.2013 N 07-13/94/94/АК.
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 30.10.2013 N 07-13/94ПЮЛ1 и вынесено постановление от 12.11.2013 N 07-13/94/77ПЮЛ1 о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушении в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 28.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Кроме того заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции не проанализировано допущенное Обществом правонарушение с позиции малозначительности, не учтено, что совершенное Обществом правонарушение не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы Общества отказать
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно статье 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц. Осуществляемой платежными агентами" под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма)" (далее по тексту - Закон N 115-ФЗ) Общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В силу статьи 3 Закона N 115-ФЗ внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Под организацией внутреннего контроля, в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ следует понимать совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а под осуществлением внутреннего контроля - реализацию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Статьей 4 Федерального закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отнесены организация и осуществление внутреннего контроля; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и реализацию их программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Квалификационные требования к специальному должностному лицу, ответственному за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, утверждены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.
Как видно из материалов дела, специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в Обществе не соответствует квалификационным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 715.
В нарушение пункта 10 Положения специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в Обществе Иванова Н.А. обучение в форме целевого инструктажа не прошла.
Документов и сведений, подтверждающих обратное, на момент проведения проверки не предоставлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в Обществе отсутствует специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующее предъявляемым квалификационным требованиям, что привело к отсутствию возможности реализации процедур внутреннего контроля в Обществе, в том числе осуществления обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что также свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в Обществе, является обоснованным и соответствует материалам дела.
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (далее по тексту - Положение).
В соответствии с п. 6 Положения обучение проводится в следующих формах:
а) вводный инструктаж;
б) дополнительный инструктаж;
в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);
г) повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - повышение уровня знаний).
В соответствии с пунктом 7 Положения вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 8 Положения дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:
при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;
при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.
Вводный и дополнительный инструктаж проводятся в соответствии с программой подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанной организацией с учетом настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Положения обучение в форме целевого инструктажа должны пройти руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации) в течение года с даты вступления в силу Положения (05.10.2010).
Лица, указанные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 10 Положения, назначаемые на соответствующие должности после вступления в силу настоящего Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.
Лицам, прошедшим к моменту вступления в силу Положения обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 года N 256 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", повторное прохождение целевого инструктажа не требуется.
Как следует из материалов дела, одним из основных видов деятельности Общества является деятельность оператора по приему платежей.
Факт приема платежей Обществом подтверждается субагентским договором от 07.03.2013 б/н, агентским договором от 05.03.2013 N 2, субагентским договором от 07.03.2013 N 730, субагентским договором от 07.03.2013 N 370.
Согласно условиям указанных договоров Общество обязуется начислять, принимать и обрабатывать платежи за отопление и горячее водоснабжение.
Деятельность оператора по приему платежей также подтверждается уведомлением о постановке на учет от 05.04.2013 N 22-01-17/2198.
С учетом изложенного факт осуществления Обществом деятельности оператора по приему платежей подтверждается материалами дела.
Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" вступил в силу 30.06.2013.
Дополнительный инструктаж сотрудников Общества в связи с вступлением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям не проводился.
Отсутствие надлежащего обучения сотрудников Общества свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в Обществе и ведет к повышенным рискам в сфере легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Таким образом, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вменённого правонарушения соответствует материалам дела.
Довод Общества о рассмотрении дела об административном правонарушении без участия законного представителя Общества, не извещенного о времени и месте, правомерно отклонён судом первой инстанции как противоречащий материалам дела.
Исключительных оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным, о необходимости установления которых указано в абзаце третьем пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. от 20 ноября 2008 года), по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы относительно нарушения правила о рассмотрения дела об административном нарушении отклонены судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Руководителем Управления Легостаевым Е.Ю. 06.11.2013 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (исх. от 06.11.2013 г. N 22-04-06/8046), в котором назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Общества на 14 час. 00 мин. 12.11.2013 в помещении Управления, по адресу: 109028, г. Москва, Большой Трехсвятительский пер., д. 2/1, стр.1, этаж 3, пом. 38.
С целью уведомления генерального директора Общества Шевченко А.А. в адрес места регистрации Общества, а также в адрес места регистрации генерального директора Общества Шевченко А.А. направлены телеграммы о рассмотрении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 06.11.2013 N 22-01-17/8047, N 22-01-17/8048.
Телеграмма по адресу места регистрации Общества (601909, г. Ковров, ул. Маяковского, д. 104 А) вручена инспектору отдела кадров (уведомление о вручении ФГУП Почта России N 240/2856 от 07.11.2013).
Телеграмма по адресу места регистрации генерального директора Общества Шевченко А.А. (601900, г. Ковров, ул. Пугачева, д. 35, кв. 367) вручена жене (служебное извещение ФГУП Почта России от 07.11.2013 N 240/2857).
В соответствии с пунктами 24, 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом.
На основании изложенного, а также принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, Управлением были приняты необходимые и достаточные меры для извещения Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушения.
Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2014 по делу N А11-11076/2013 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КЭТК" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-11076/2013
Истец: ООО "КЭТК"
Ответчик: Межрегиональное управление по центральному федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ЦФО), МРУ Росфинмониторинг по ЦФО