город Ростов-на-Дону |
|
26 марта 2014 г. |
дело N А32-22858/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 03110" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2013 по делу N А32-22858/2013, принятое судьей Левченко О.С., по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 03110" к заинтересованному лицу - Администрации Краснодарского края при участии третьих лиц Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года; Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани; "Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" о признании недействительным ненормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Войсковая часть 03110"; ФГКУ "В/ч 03110" (далее - орган федеральной службы безопасности) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрация Краснодарского края (далее - администрация) о признании недействительным ненормативного правового акта.
Заявленные требования мотивированы тем, что ненормативный акт - распоряжение Главы Администрации Краснодарского края от 12 сентября 2011 года содержит положения, нарушающие права и законные интересы ФГКУ "В/ч 03110" и нарушает нормы действующего законодательства.
В качестве третьих лиц были привлечены Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года; Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Кубани; "Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"
Решением от 25.12.2013 Арбитражный суда Краснодарского края отказал в удовлетворении заявленных требований ФГКУ "В/ч 03110", мотивировав отказ тем, что распоряжение Главы Администрации Краснодарского края от 12 сентября 2011 года является законным и вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, а также, суд указал на тот факт, что заявителем был пропущен срок для обжалования распоряжения.
Не согласившись с принятым решением, ФГКУ "Войсковая часть 03110" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
ФГКУ "В/ч 03110" считает, что судом первой инстанции неполно выяснены и доказаны обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, а также неправильное применение норма материального и процессуального права. ФГКУ "В/ч 03110" считает, что приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 5 августа 2011 года N 108-ОИ "Об утверждении проекта межевания территории для размещения 1 этапа Адлерского РРЭС олимпийского объекта "Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)", на который ссылается суд первой инстанции в своем решении, противоречит требованиям Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 2 статьи 14 и части 3 статьи 14 указанного закона.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, представитель органа просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель ФГКУ "В/ч 03110" просил удовлетворить апелляционную жалобу, представитель Администрации Краснодарского края возражал на доводы апелляционной жалобы и просил оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 12.09.2011 N 1404-р "Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийского объекта федерального значения" был утвержден перечень земельных участков, в отношении которых будет установлено право ограниченного пользования (сервитут), в интересах ОАО "Кубаньэнерго" для строительства и эксплуатации олимпийского объекта. В указанном перечне находится земельный участок площадью 21457 м кв. с кадастровым номером 23:49:0402058:34. Данный земельный участок является федеральной собственностью и принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования "Войсковой части 03110".
ФГКУ "В/ч 03110" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором ссылается на тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402058:34, на который, согласно распоряжению Главы Администрации, распространяется действие установленного сервитута, предназначен для осуществления органом безопасности прав и законных интересов, включая реализацию проекта, подготовленного в 2011 году. Также, ФГКУ "В/ч 03110" указывает, что решение вопросов в области обороны и безопасности Российской Федерации является исключительной компетенцией Президента Российской Федерации. Таким образом, ФГКУ "В/ч 03110" отмечает, что реализация распоряжения Главы Администрации Краснодарского края от 12.09.2011 N 1404-р приведет к невозможности использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402058:34 по его прямому назначению.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган ли лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам дела, 06.02.2014 ОАО "Кубаньэнерго" направило в адрес ФГКУ "В/ч 03110" письмо, в котором указывается, что в процессе строительства для размещения олимпийского объекта федерального значения "Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство) приняты новые технические решения, повлекшие корректировку проекта и позволяющие исключить прокладку электрических сетей на земельном участке с кадастровым номером. Таким образом, на указанном земельном участке электрические сети и трансформаторная подстанция отсутствуют.
В соответствии с положениями части 1 статьи 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2014 на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта.
Частью 3 статьи 15.2 Олимпийского закона установлено, что Российская Федерация со дня вступления данного закона в силу и до 01.01.2014 передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по подготовке и принятию решений об установлении сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения, расположенных на территории Краснодарского края, за исключением территории Сочинского национального парка и земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения, для целей, указанных в статье 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с положениями части 2 статьи 14 2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" документация по планировке территории для размещения олимпийских объектов разрабатывается ГК "Олимпстрой" и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и оказанию государственных услуг в сфере строительства (Министерство регионального развития Российской Федерации) по согласованию с Администрацией Краснодарского края.
Таким образом, установление сервитутов на земельные участки, предназначенные для строительства олимпийских объектов, осуществляется на основании утвержденной документации по планировке территории.
Частью 15 статьи 15.2 2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае, если строительство и (или) эксплуатация олимпийских объектов федерального значения предусмотрены за счет средств ГК "Олимпстрой" или полностью за счет средств других юридических лиц, то решение об установлении сервитутов принимается на основании заявления ГК "Олимпстрой".
Строительство олимпийского объекта федерального значения "Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)" осуществляется ОАО "Кубаньэнерго", вследствие чего заявление об установлении сервитутов в адрес администрации Краснодарского края направлялось ГК "Олимпстрой".
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о том, что подготовка и принятие распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.09.2011 N 1404-р "Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийского объекта федерального значения" осуществлялось в соответствии с положениями статей 14 и 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, названное распоряжение Главы Администрации Краснодарского края соответствует положениям Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и, учитывая представленную ОАО "Кубаньэнерго" информацию о том, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402058:34 отсутствуют электрические сети и трансформаторная подстанция, не создает заявителю препятствий в реализации прав на использование земельного участка по усмотрению ФГКУ "В/ч 03110".
Следует отметить, что согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Оспариваемое распоряжение было принято 12.09.2011 и опубликовано в краевой газете "Кубанские новости" 17.09.2011, N 157, а заявление об оспаривании данного распоряжения было подготовлено заявителем 10.07.2013. Таким образом, заявителем пропущен срок для обжалования распоряжения Главы администрации Краснодарского края, установленный Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что, в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 18306/10, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2013 по делу N А82-10652/2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента архитектуры - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2013 по делу N А32-22858/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22858/2013
Истец: ФГКУ "В/ч 03110", ФГКУ "Войсковая часть 03110", федеральное государственное казенное учреждение "Войсковая часть 03110"
Ответчик: Администрация Краснодарского края
Третье лицо: "Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", ГК по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий зимних Олимпийских игр 2014 года, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ОАО энергетики и электрификации Кубани, Администрация Краснодарского Края