г. Москва |
|
27 марта 2014 г. |
Дело N А41-45315/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева С.В.,
судей Быкова В.П., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Зачиняевой Е.Н.,
при участии в заседании:
от истца - Администрации Дмитровского муниципального района Московской области (ИНН:5007007212, ОГРН:1035001600171): Горевой О.Ю., представителя (доверенность от 28.11.2013),
от ответчика - Московской области в лице Министерства потребительского рынка и услуг Московской области (ИНН:5012034388, ОГРН:1067746507344): Хромовой О.Н., представителя (доверенность от 14.01.2014),
от третьего лица - Министерства финансов Московской области (ИНН:5000001451, ОГРН:1025002870837): Бородина Н.В., представителя (доверенность от 27.12.2013),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства потребительского рынка и услуг Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 января 2014 года по делу N А41-45315/13, принятое судьей Локшиной И.М. по иску Администрации Дмитровского муниципального района Московской области к Московской области в лице Министерства потребительского рынка и услуг Московской области о взыскании убытков в сумме 1 929 028 руб. 49 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Дмитровского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству финансов Московской области о взыскании 1 929 028 руб. 49 коп. в счет возмещения вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) (л.д. 2-4).
До разрешения спора по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил взыскать в счет возмещения вреда 1 929 028 руб. 49 коп. с Министерства потребительского рынка и услуг Московской области (л.д. 46).
Определением от 15 июля 2013 года дело по иску Администрации Дмитровского муниципального района Московской области направлено на рассмотрение в Арбитражный суд Московской области (л.д. 51).
Определением от 07 ноября 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Московской области (л.д. 49).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 января 2014 года исковые требования удовлетворены частично: с Министерства потребительского рынка и услуг Московской области в пользу Администрации Дмитровского муниципального района в счет причиненного вреда взыскана сумма 914 685 руб. (л.д. 81-84).
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство потребительского рынка и услуг Московской области подало в Десятый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска (л.д. 88-94).
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257 - 262, 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 07 февраля 2008 года и 02 февраля 2009 года между Администрацией Дмитровского муниципального района Московской области (заказчик) и Дмитровским районным потребительским обществом (исполнитель) заключены муниципальные контракты N 65а и N 41 соответственно, по условиям которых заказчик поручил, а исполнитель взял на себя обязательство по доставке в сельские населенные пункты Дмитровского муниципального района Московской области товаров согласно перечню и графику поставки товаров, являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта (приложения N 1, 2) (л.д. 26-29).
Главой Дмитровского муниципального района 07 декабря 2010 года направлено письмо Министру потребительского рынка и услуг Правительства Московской области с просьбой рассмотреть вопрос о перечислении району кредиторской задолженности бюджета МО по субсидиям на частичную компенсацию транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей по доставке продовольственных и промышленных товаров для населения в сельский населенные пункты Московской области за 2008 и 2009 годы (л.д. 21).
По утверждению истца, Министерством потребительского рынка и услуг Московской области были перечислены истцу денежные средства лишь в сумме 932 000 руб.
Администрация Дмитровского муниципального района, полагая, что ей по вине ответчика, не решившего вопрос о перечислении району кредиторской задолженности бюджета Московской области по субсидиям на частичную компенсацию транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей по доставке продовольственных и промышленных товаров для населения в сельские населенные пункты Московской области за 2008 и 2009 годы, были причинены убытки, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 1 закона Московской области N 49/2008-03 от 18.04.2008 года "О дополнительных мерах по созданию условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах в Московской области"(далее Закон) регулирует отношения, связанные с осуществлением дополнительных мер по созданию условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах в Московской области, отвечающих требованиям, установленным в части 1 статьи 3 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона дополнительные меры по созданию условий для обеспечения товарами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах в Московской области, осуществляются в форме организации их регулярной доставки в течение года по графикам, согласованным с уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального района, городского округа Московской области, с последующей частичной компенсацией транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанную доставку товаров.
Транспортные расходы поставщиков компенсируются за счет субсидий местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из бюджета Московской области, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по вопросам местного значения ( п. 2 ст. 2 Закона).
Согласно приложению N 5 Закона Московской области от 10.04.2009 г. N 27/2009-03 "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2009 год" в таблице N 1 "Субсидии бюджетам муниципальных образований Московской области на частичную компенсацию транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей по доставке продовольственных и промышленных товаров для населения в сельские населенные пункты Московской области" на частичную компенсацию транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей по доставке продовольственных и промышленных товаров для населения в сельские населенные пункты Московской области Дмитровскому району предусмотрена субсидия в сумме 2447 тыс. рублей. На погашение кредиторской задолженности бюджета Московской области за 2008 год на частичную компенсацию транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей по доставке продовольственных и промышленных товаров для населения в сельские населенные пункты Московской области Дмитровскому району предусмотрена субсидия в размере 2568 тыс. рублей.
Кроме того, согласно приложению N 16 Закона Московской области от 24.07.2012 г. N122/2012-0З "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2012 год" (Принят постановлением Мособлдумы от 12.07.2012 г. N6/22-П) в таблице N 1 "Субсидии бюджетам муниципальных образований Московской области на частичную компенсацию транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей по доставке продовольственных и промышленных товаров для населения в сельские населенные пункты Московской области на 2012 год" на частичную компенсацию транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей по доставке продовольственных и промышленных товаров для населения в сельские населенные пункты Московской области Дмитровскому району предусмотрена субсидия в сумме 425 тыс. рублей.
Также, на погашение кредиторской задолженности бюджетов муниципальных образований по частичной компенсации транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей по доставке продовольственных и промышленных товаров для населения в сельские населенные пункты Московской области за 2009 - 2010 годы Дмитровскому району предусмотрена субсидия в размере 932 тыс. рублей.
Таким образом, всего Дмитровскому району на погашение кредиторской задолженности бюджета Московской области за 2008-2010 годы на частичную компенсацию транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей по доставке продовольственных и промышленных товаров для населения в сельские населенные пункты Московской области были выделены субсидия в размере 3500 тыс. рублей.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком для частичной компенсации транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей по доставке продовольственных и промышленных товаров для населения в сельские населенные пункты Московской области за спорный период перечислены истцу денежные средства на общую сумму 2 585 315 руб. (л.д. 65).
Следовательно, ответчиком не были перечислены истцу выделенные субсидии в размере 914 685 руб.
Согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применении возможно только при доказанности истцом в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности следующих условий (оснований возмещения убытков): наличия понесенных убытков и их размер, противоправности действий (бездействия) причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и убытками. Для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2011 года по делу N А41-4022/11 по иску Дмитровского районного потребительского общества с Администрации Дмитровского муниципального района Московской области была взыскана задолженность в сумме 2 821 115 руб., образовавшаяся в результате несвоевременного перечисления ответчиком и перечисления не в полном объеме выделенных Дмитровскому району субсидий для компенсации транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей по доставке продовольственных и промышленных товаров для населения в сельские населенные пункты Московской области за 2008 - 2010 годы (л.д. 30-36).
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2011 года по делу N А41-4022/11 исполнено истцом в полном объеме, что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением N 1920 от 02.11 2011 года на сумму 2 861 028 руб. 48 коп. (л.д. 7).
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, с учетом перечисления ответчиком денежных средств в сумме 2 585 315 руб., суд первой инстанции обоснованно признал доказанным факт наличия у истца убытков в размере 914 685 руб. и правомерно удовлетворил иск в этой части.
Доводы апелляционной жалобы судом рассмотрены и отклонены. Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 14 января 2014 года по делу N А41-45315/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Мальцев |
Судьи |
В.П. Быков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45315/2013
Истец: Администрация Дмитровского муниципального района, Администрация Дмитровского муниципального р-на.
Ответчик: Московская область в лице Министерства потребительского рынка и услуг Московской области
Третье лицо: Министерство финансов Московской области