г. Москва |
|
28 марта 2014 г. |
Дело N А41-33235/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании: лиц, согласно протоколу судебного заседания от 26.03.2014 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2013 года по делу N А41-33235/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по иску заявлению Комитета по управлению имуществом администрации Егорьевского муниципального района Московской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, с участием третьих лиц: администрация Егорьевского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Ярыгина Галина Викторовна,
о признании незаконным решения и обязании восстановить сведения в Государственном кадастре недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации Егорьевского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением об обязании филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области восстановить аннулированные сведения Государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:30:0010438:50 из категории земель населенных пунктов, площадью 800 кв.м., местоположение: Московская область, г. Егорьевск, ул. Шатурская, участок N 116, разрешенное использование: "для индивидуального жилищного строительства" (л.д. 2-5).
Определением Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены администрация Егорьевского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление ФРС) по Московской области, Ярыгина Галина Викторовна (л.д. 1).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, Комитет по управлению имуществом администрации Егорьевского муниципального района Московской области в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил:
- признать решение "Об аннулировании объектов недвижимости" от 04.02.13 N МО-13/РКФ-41334 в части внесения кадастровых сведений в ГКН на земельный участок с кадастровым номером 50:30:0010438:50 незаконными;
- признать бездействие филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, выразившееся в несоблюдении требований части 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", а именно: не направлении заявителю документов, предоставленных в соответствии со статьей 22 Закона, незаконными;
- обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области восстановить аннулированные сведения ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:30:0010438:50 из категории земель населенных пунктов, площадью 800 кв.м., местоположение: Московская область, г. Егорьевск, ул. Шатурская, участок N 116, разрешенное использование: "для индивидуального жилищного строительства" (л.д. 115-117).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2013 года было признано незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО-13/РКФ-41334 от 04.02.13 "Об аннулировании объектов недвижимости" в части внесения в государственный кадастр недвижимости сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:30:0010438:50; было признано незаконным бездействие филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, выразившееся в несоблюдении требований части 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", а именно: не направлении заявителю документов, предоставленных в соответствии со статьей 22 Закона; филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области был обязан восстановить аннулированные сведения ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:30:0010438:50 из категории земель населенных пунктов, площадью 800 кв.м., местоположение: Московская область, г. Егорьевск, ул. Шатурская, участок N 116, разрешенное использование: "для индивидуального жилищного строительства" (л.д. 127-130).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (л.д. 134-137).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:30:0010438:50 был поставлен на государственный кадастровый учет 17.12.10, сведения о нем носили временный характер.
17.12.12 администрацией Егорьевского муниципального района Московской области было издано постановление N 5403 "О проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков", в соответствии с которым Комитету по управлению имуществом Егорьевского муниципального района было поручено провести 20.02.13 торги по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 50:30:0010438:50, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Шатурская, участок N 116 (л.д. 52-56).
В соответствии с протоколом N 1078-13 ПЗ заседания комиссии по продаже на торгах (аукционах, конкурсах) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Егорьевского района от 20.02.13 победителем торгов по лоту N 1: право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:30:0010438:50, была признана Ярыгина Галина Викторовна (л.д. 57-59).
04.03.13 между Комитетом по управлению имуществом администрации Егорьевского муниципального района Московской области (Арендодатель) и Ярыгиной Г.В. (Арендатор) был заключен договор аренды N 030/13 земельного участка, в соответствии с которым Арендодатель предоставил Арендатору сроком до 19.02.23 в пользование за плату земельный участок с кадастровым номером 50:30:0010438:50 из категории земель населенных пунктов, площадью 800 кв.м., местоположение: Московская область, г. Егорьевск. ул. Шатурская, участок N 116, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (л.д. 46-51).
27.03.13 между Комитетом по управлению имуществом администрации Егорьевского муниципального района Московской области (Арендодатель) и Ярыгиной Г.В. (Арендатор) был подписан акт приема-передачи вышеназванного земельного участка (л.д. 60).
Договор аренды земельного участка N 030/13 от 04.03.13 был зарегистрирован в установленном законом порядке 13.05.13, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним была сделана запись N 50-50-30/024/2013-242 (л.д. 45).
14.03.13 Комитет по управлению имуществом администрации Егорьевского муниципального района Московской области обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с письмом N 6-1-19/800, в котором просил возобновить постановку на кадастровый учет земельных участков, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 50:30:0010438:50, в связи с продажей их с открытого аукциона 20.02.13 (л.д. 61).
Письмом исх. N 01-45/0757 от 15.05.13 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области сообщила Комитету по управлению имуществом администрации Егорьевского муниципального района Московской области об аннулировании в Государственном кадастре недвижимости сведений о спорном земельном участке в соответствии с решением N МО-13/РКФ-41334 от 04.02.13 и невозможности их восстановления (л.д. 62-63, 119-123).
Полагая действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по аннулированию сведений о спорном земельном участке незаконными, Комитет по управлению имуществом администрации Егорьевского муниципального района Московской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что нарушение предусмотренной законодательством процедуры со стороны заинтересованного лица и аннулирование сведений о спорном земельном участке привело к прекращению его существования как объекта земельных отношений и повлечет невозможность исполнения обязательств как арендатора, так и арендодателя в рамках договора аренды земельного участка N 030/13 от 04.03.13.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, Комитет по управлению имуществом администрации Егорьевского муниципального района Московской области указал, что заинтересованное лицо неправомерно аннулировало в ГКН земельный участок с кадастровым номером 50:30:0010438:50, сведения о котором носили временный характер, поскольку указанный земельный участок был передан в аренду третьему лицу.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 9 статьи 4 указанного Федерального закона в случаях, установленных настоящим Законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" закреплено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции от 28.07.12, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Пунктом 5 указанной статьи закреплено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, аннулирование сведений о земельном участке в Государственном кадастре недвижимости возможно, только при условии, что такие сведения носят временный характер, в двух случаях:
- по заявлению собственника участка;
- если по истечении двух лет со дня постановки на учет образованного земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:30:0010438:50 был поставлен на государственный кадастровый учет 17.12.10 (л.д. 46).
Правомочия собственника в отношении названного земельного участка осуществляет Егорьевский муниципальный район Московской области.
Согласно решению ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО-13/РКФ-41334 от 04.02.13 и письму ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N исх. 01-45/0757 от 15.05.13 аннулирование сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:30:0010438:50 было произведено на основании пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", то есть в связи с истечением двухлетнего срока после постановки указанного участка на кадастровый учет (л.д. 62, 119-123).
Пунктом 4 статьи 24 Закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что сведения о земельном участке временного характера подлежат аннулированию в случае, если по истечении двух лет со дня постановки на учет образованного земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него.
Как указывалось выше, земельный участок с кадастровым номером 50:30:0010438:50 был поставлен на государственный кадастровый учет 17.12.10, поскольку сведения о нем носили временный характер, он подлежал снятию с учета 18.12.12.
Арендные правоотношения между Комитетом по управлению имуществом администрации Егорьевского муниципального района Московской области и Ярыгиной Г.В. в отношении спорного земельного участка возникли с 20.02.13 в соответствии с пунктом 2.2. договора аренды от 04.03.13, при этом указанный договор был зарегистрирован Управлением Росреестра по Московской области 13.05.13 (л.д. 45-51).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.97 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Пункт 1.2 статьи 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускает осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из ГКН, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу. Вместе с указанными документами заявителю также направляется копия решения об аннулировании сведений о земельном участке (земельных участках). В случае получения отправленных заявителю документов с отметкой о невозможности вручения такие документы также помещаются в кадастровое дело соответствующего земельного участка.
Из материалов дела следует, что в нарушение указанной нормы права администрации Егорьевского муниципального района Московской области, как правообладателю земельного участка, не были направлены ни решение, ни документы об аннулировании спорного земельного участка.
При этом, хотя предусмотренный законом двухлетний срок на сохранение сведений временного характера об участке истек 18.12.12, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области решение об их аннулировании приняло только 04.02.13, в то время как 17.12.12 в отношении участка уже был назначен аукцион.
Отсутствие надлежащего информационного взаимодействия между ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области и Управлением Росреестра по Московской области, что привело к регистрации права на не существующий уже объект недвижимости, не должно влечь негативные последствия для лица, оформившего свои права на основании выданных ему уполномоченным государственным органом документов.
Нормы Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не содержат запрета либо ограничения на проведение государственной регистрации права на объект недвижимости по истечении строго одного года (двух лет в отношении земельных участков) после постановки его на государственный кадастровый учет, поскольку такой запрет (либо ограничение) означал бы невозможность осуществления процедуры государственной регистрации права на объект недвижимости, поставленный на государственный кадастровый учет более одного года (двух лет в отношении земельных участков) назад.
Таким образом, поскольку ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не сообщило ни Управлению Росреестра по Московской области, ни администрации Егорьевского муниципального района Московской области об аннулировании спорного земельного участка, а обременение в виде аренды спорного земельного участка уже зарегистрировано в пользу третьего лица, суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области "Об аннулировании объектов недвижимости".
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы права ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не представлено доказательств правомерности своих действий при аннулировании сведений о спорном земельном участке.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.11.12 N 14-9817-НА "Об отдельных вопросах взаимодействия при осуществлении учетно-регистрационных действий" Законом о кадастре не предусмотрена возможность восстановления аннулированных сведений Государственного кадастра недвижимости. Вместе с тем при поступлении вступившего в законную силу судебного акта, обязывающего орган кадастрового учета восстановить аннулированные сведения Государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка, орган кадастрового учета, исполняя в установленном порядке такой судебный акт, должен восстановить и присвоенный ему ранее (до аннулирования) кадастровый номер.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как не опровергающие выводов суда первой инстанции по существу.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2013 года по делу N А41-33235/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
Е.Н. Короткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33235/2013
Истец: Комитет по управлению имуществом Администрации Егорьевского муниципального района
Ответчик: Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Московской области"
Третье лицо: Администрация Егорьевского района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, УФС гос. регистрации, кадастра и картографии по Моск. области, Ярыгина Г. В.