г. Пермь |
|
27 марта 2014 г. |
Дело N А60-42393/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черпаковой К.С.,
при участии:
от заявителя ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Свердловская железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Рябов Ю.С., доверенность от 12.08.2012, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252) - не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 декабря 2013 года
по делу N А60-42393/2013,
принятое судьей Калашником С.Е.,
по заявлению ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Свердловская железная дорога
к Государственному учреждению - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных внебюджетных органов,
установил:
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Свердловская железная дорога(далее ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Свердловского регионального отделении Фонда социального страхования РФ (далее ГУ СРО ФСС РФ), оформленного письмом от 15.08.2013 N 01-16/04/7759.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ГУ СРО ФСС РФ обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает на правомерность отказа в установлении скидки к страховому тарифу на 2014 г. Свердловской дирекции инфраструктуры, как структурному подразделению ОАО "РЖД", являющегося самостоятельным страхователем территориального органа фонда.
ОАО "РЖД" представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку суд первой инстанции верно применил нормы законодательства РФ и вынес законное и обоснованное решение по делу.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направило, что в порядке п.3 ст.156, п.2 ст.200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 23.06.2013 ОАО "РЖД" по месту регистрации обособленного подразделения Свердловской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - обратилось в ГУ СРО ФСС РФ с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 г.
Письмом от 15.08.2013 за N 01-16/04/7759 фонд отказал в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 г., поскольку финансово-хозяйственная деятельность Свердловской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" - осуществляется менее трех лет, в связи с чем страхователем не соблюдены требования, предусмотренные п. 6 Правил установления страхователями скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Полагая, что решение фонда об отказе в установлении скидки к страховому тарифу нарушают права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае отказ фонда является незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 3, 5 Федерального Закона РФ от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее ФЗ N 125-ФЗ) ОАО "Ростелеком" является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 22 указанного Закона страховые взносы уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции либо включаются в смету расходов на содержание страхователя. Суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.
Согласно п.2 ст. 17 ФЗ N 125-ФЗ страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Пунктами 1 и 3 статьей 21 и 22 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее Правила).
Страховые взносы уплачиваются страхователем, исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 утверждены "Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Правила), действующие с 14.06.2012.
Согласно пункту 3 Правил размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
Пунктом 6 Правил скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в пункте 3 настоящих Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.
Значения основных показателей по видам экономической деятельности рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.
Для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь не позднее 1 ноября текущего календарного года обращается с заявлением к страховщику по месту своей регистрации (п. 7 Правил).
В соответствии с п. 8 Правил условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" зарегистрировано 23.09.2003 и на момент подачи заявления об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 г. осуществляет финансово-хозяйственную деятельность более трех лет, соответственно у фонда отсутствовали основания для отказа в установлении скидки по основаниям, указанным в оспариваемом решении.
Ссылки фонда на то, что с заявлением обратилось обособленное подразделение, которое 16.07.2012 зарегистрировалось в фонде в качестве страхователя, то страховщик не имеет правовой возможности произвести расчет скидки к страховому тарифу на 2014 г., судом первой инстанции правомерно отклонены.
Исходя из статей 3, 6 Закона N 125-ФЗ, суд первой инстанции верно установил, что обособленное подразделение не является самостоятельным субъектом правоотношений по обязательному социальному страхованию, поэтому при установлении факта соблюдения страхователем условий для установления скидок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует учитывать период осуществления финансово-хозяйственной деятельности самого страхователя, а не его обособленного подразделения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ фонда в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 г.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.12.2013 по делу N А60-43393/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-42393/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - филиал N 13