г. Вологда |
|
27 марта 2014 г. |
Дело N А05-9757/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 марта 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Пестеревой О.Ю. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ханталиной Л.С. по доверенности от 21.01.2014, Карпова Н.С. по доверенности от 21.10.2013, Овсянниковой С.В. по доверенности от 20.03.2014, от открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" Смирнова Д.В. по доверенности от 29.12.2013, Смирнова Е.В. по доверенности от 30.03.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2013 года по делу N А05-9757/2013 (судья Звездина Л.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (ОГРН 1022901003070, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 26.03.2013 N 07-09/01211 в части:
- доначисления налога на прибыль организаций за 2010 год в сумме 64 730 890 рублей (пункты 1.2 и 1.3 описательно-мотивировочной части и пункт 1 раздела 1 резолютивной части решения);
- доначисления налога на прибыль организаций за 2011 год в сумме 47 398 405 рублей (пункт 1.4 описательно-мотивировочной части и пункт 1 раздела 1 резолютивной части решения);
- доначисления налога на имущество организаций за 2010 год в сумме 10 268 027 рублей (пункт 2.14 описательно-мотивировочной части и пункт 2 раздела 1 резолютивной части решения).
Кроме этого, общество просило обязать инспекцию устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2013 года по делу N А05-9757/2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Инспекция с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправомерность применения налогоплательщиком пониженной ставки налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 2010 год, поскольку капитальные вложения в реконструкцию основных средств начаты в 2008 году, то есть до 01.01.2009. Податель жалобы так же считает необоснованным вывод арбитражного суда о том, что к налоговому периоду 2011 года следует применять редакцию Закона о налоговых льготах, действовавшую в 2010 году, где отсутствует требование о необходимости представления уведомления о включении инвестиционного проекта в рамках которого осуществлены вложения в реестр инвестиционных проектов.
Общество в возражениях отклонило доводы апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, так как из буквального текста нормативных актов, по мнению общества, следует учитывать общий объем капитальных вложений в инвестиционный проект с момента его реализации, требование о включении инвестиционного проекта в реестр после его реализации безосновательно.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу налоговой инспекции не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01.01.2009 по 31.12.2011. В ходе проверки установлено, что общество в 2010 году занизило налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, и налог на имущество за этот же период в связи с неправильным применением пониженной налоговой ставки. По мнению инспекции, общая сумма вложений общества за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 составила 289 789 160 руб., что подтверждается уведомлением о включении инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов Архангельской области, а льготная ставка по налогу на прибыль применяется организациями, осуществившими вложения для производственных целей после 01.01.2009 в объеме свыше 500 000 000 руб., общество должно было применить налоговую ставку в размере 15, 5 %, а не 13, 5 %.
Помимо этого, инспекция установила, что обществом занижен налог на имущество организаций за 2010 год в связи с неправомерным применением ставки этого налога в размере 0% в отношении имущества, образованного в процессе инвестиционной деятельности. В обоснование неправомерности применения льготной ставки по налогу на имущество инспекция сослалась на те же доводы, которые были приведены по налогу на прибыль организаций за 2010 год, а именно тем, что у общества после 01.01.2009 вложения для производственных целей составили 289 789 160 рублей, следовательно, ставка налога на имущество должна составлять не 0 %, а 2, 2 %.
За 2011 год инспекция установила, что общество допустило неполную уплату налога на прибыль в результате неправомерного применения льготной ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 15, 5 %, вместо ставки 18 %.
В качестве правового основания такого вывода инспекция указала, что заявитель не имел права на получение налоговой льготы потому, что общая сумма налогов, не уплаченных обществом в результате применения льготных ставок, превысила 25 % вложений, послуживших основанием для их применения. Сумма капитальных вложений, подтвержденная обществом, составила 289 789 160 руб., поэтому 25 % от этой суммы составляет 72 447 290 руб. Инспекцией определена сумма налога на прибыль, рассчитанная без применения понижающих ставок и с учетом пониженной ставки налога на прибыль и установлено, что за 2010 год сумма неуплаченного налога на прибыль превысила 25 % от суммы капитальных вложений. Сумма неуплаченного налога на прибыль составила 82 644 46 руб., то есть установленный порог превышен.
Кроме этого, инспекция сослалась, что по вложениям, осуществленным обществом в 2010 году на инвестиционный проект "Модернизация оборудования АЦБК", для получения налоговой льготы по налогу на прибыль необходимо было наличие уведомления о включении данного проекта, в рамках которого осуществлены вложения, в реестр инвестиционных проектов, выданного уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере экономического развития (далее - уведомление). Такое уведомление обществу не выдавалось.
В связи с этим инспекция пришла к выводу, что общество не уплатило в 2010 году налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 64 730 890 руб. и налог на имущество в сумме 10 268 027 руб., в 2011 году общество занизило налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в связи с применением пониженной ставки и не уплатило в бюджет этот налог в размере 47 398 405 руб. По результатам проверки инспекция составила акт.
По итогам рассмотрения возражений общества заместителем начальника инспекции принято решение от 26.03.2013 N 07-09/01211 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением заявителю, в частности, по эпизодам неправильного применения налоговых ставок доначислены налог прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 64 730 890 руб. за 2010 год и в размере 47 398 405 руб. за 2011 год, налог на имущество за 2010 год в размере 10 268 027 руб.
Решением Управления ФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 05.06.2013 N 07-10/1/06261 по итогам рассмотрения апелляционной жалобы оспариваемое решение оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с выводами налоговых органов общество обратилось с исковым заявлением в суд.
Судом первой инстанции требования общества удовлетворены в заявленном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемое инспекцией решение законным и обоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13, 5 %.
В развитие данной нормы положениями статей 2 и 3 Закона Архангельской области N 52-4-ОЗ от 24.06.2009 "О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области" (далее - Закон области о налоговых льготах) предусмотрена возможность применения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 13, 5 % для организаций, осуществивших после 1 января 2009 года вложения для производственных целей, если сумма таких вложений превышает 500 миллионов рублей.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 3 Закона области о налоговых льготах право на применение ставок налога на прибыль организаций, предусмотренных настоящей статьей, возникает у организации, начиная с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом (двумя календарными годами), в котором (которых) сумма вложений составит более 500 миллионов рублей в течение двух календарных лет.
Из положений пункта 1 статьи 2 Закона области о налоговых льготах следует, для целей настоящего закона под вложениями понимаются приобретение и ввод в эксплуатацию не эксплуатировавшихся ранее на территории Архангельской области основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция, модернизация и ввод в эксплуатацию основных средств.
Согласно положениям пункта 2 статьи 1 Закона области о налоговых льготах сумма вложений определяется стоимостью основных средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и ее расчет осуществляется с учетом следующих особенностей:
1) объекты основных средств, учитываемые на балансе организации и введенные в эксплуатацию на территории Архангельской области, учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета, а для реконструированных или модернизированных объектов основных средств - в размере увеличения их первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета;
2) сумма вложений уменьшается на остаточную стоимость объектов основных средств, находившихся на балансе организации, эксплуатировавшихся на территории Архангельской области и отчужденных (выбывших) за период, в котором осуществлялись вложения. При этом объект основных средств может участвовать в указанном расчете только один раз.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, из анализа приведенных положений следует, что налоговую ставку 13, 5 % по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, могут применять организации, которые осуществили после 01.01.2009 года ввод в эксплуатацию приобретенных или реконструированных (модернизированных) основных средств, первоначальная стоимость (сумма увеличения первоначальной стоимости) которых превышает 500 миллионов рублей.
Те факты, что общество в 2008-2009 годах осуществляло вложения в инвестиционный проект "Реконструкция оборудования ОАО "Архангельский ЦБК", реконструкция объектов основных средств в рамках упомянутого проекта завершена после 01.01.2009 и реконструированные объекты основных средств, сумма увеличения первоначальной стоимости которых превысила 500 миллионов рублей, введены обществом в эксплуатацию согласно актам о приеме-передаче объекта основных средств по форме ОС-1 и ОС-30 за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 (т. 5, л. 144-150, т.6, л. 1-199) инспекцией не оспариваются.
Общая сумма вложений общества за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 составила 292 295 173 руб., за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 вложения составили 289 789 160 руб. Следовательно, сумма увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате завершенной обществом после 01 января 2009 года реконструкции (т.е. сумма вложений) составила 582 084 333 рублей.
Таким образом, поскольку сумма осуществленных после 01.01.2009 вложений общества превысила 500 миллионов рублей, заявитель в 2010 году был вправе применить по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Архангельской области, пониженную ставку налога в размере 13, 5 %.
В связи с этим довод инспекции о том, что заявитель не имел права в 2010 году применять налоговую ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 13, 5 %, суд апелляционной инстанции так же считает ошибочным.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 380 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2, 2 %. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговые ставки по налогу на имущество организаций на территории Архангельской области установлены положениями Закона Архангельской области от 14.11.2003 N 204-25-ОЗ "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области" (далее - Закон области о налоге на имущество).
Согласно положениям дефиса 11 статьи 2 Закона области о налоге на имущество в отношении имущества, образовавшегося в процессе инвестиционной деятельности, в случае соблюдения условий, предусмотренных статьей 2.1 Закона области о налоге на имущество, применяется налоговая ставка 0 %.
В соответствии со статьей 2.1 Закона области о налоге на имущество право на применение указанной налоговой ставки предоставляется организациям, отвечающим одновременно двум условиям: организация осуществляет определенные виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001; выручка организации от указанных видов экономической деятельности составляет не менее 70 % от общего объема выручки организации от реализации товаров (услуг).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Закона о налоге на имущество право на применение ставки налога на имущество организаций возникает у организации с первого числа календарного года, следующего за календарным годом (двумя календарными годами), в котором (которых) сумма вложений составит:
1) не менее 100 миллионов рублей в течение календарного года - для организаций, имеющих право на применение ставки по налогу на имущество организаций в соответствии с дефисами первым и вторым подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи;
2) не менее 500 миллионов рублей в течение двух календарных лет - для организаций, имеющих право на применение ставки по налогу на имущество организаций в соответствии с дефисами третьим - пятнадцатым подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи.
Учитывая ранее изложенный вывод о том, что заявитель в 2008 -2010 годах соответствовал указанным требованиям и налоговому органу представлен полный пакет документов, то общество имело право в 2010 году применять льготную ставку по налогу на имущество организаций в размере 0 %.
На основании изложенного вывод обжалуемого решения суда о том, что решение инспекции в части доначисления налога на имущество организаций за 2010 год в сумме 10 268 027 руб. недействительно, является верным.
По эпизоду доначисления налога на прибыль за 2011 год необходимо отметить следующее. В обжалуемом решении суда сделан вывод, что на основании статьи 5 Закона области о налоговых льготах право применения льготной ставки прекращается в связи с превышением суммы льготы, являющейся разницей между суммой налогов, подлежащих уплате по обычной налоговой ставке (18 %), и суммой налогов по льготной ставке (15, 5 % или 13, 5 %), предельного значения суммы вложений, размер которого составляет 25 %. При этом, право применения льготной ставки прекращается, начиная с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом, в котором такое превышение состоялось. Однако, поскольку в 2010 году общество осуществляло вложения в иные основные средства, чем в 2009 году, у него появилось и иное (новое) основание для применения льготной налоговой ставки, Закон области о налоговых льготах не содержит запрета на применение льготных ставок по другим (новым) основаниям. Учитывая, что сумма вложений в 2010 году составила 252 244 564 руб.59 коп. (то есть превысила 100 миллионов рублей), у общества в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона области о налоговых льготах имелись основания для применения льготной ставки по налогу на прибыль в размере 15, 5 %.
Апелляционная жалоба общества не содержит доводов о необоснованности вышеуказанных доводов. Суд апелляционной инстанции не находит оснований с ними не согласиться.
Довод жалобы о том, что по вложениям, осуществленным обществом в 2010 году, для получения налоговой льготы по налогу на прибыль необходимо было наличие уведомления о включении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлены вложения, в реестр инвестиционных проектов, выданного уполномоченным органом, которое у общества отсутствовало и тем самым общество не выполнило обязательные условия, предусмотренные подпунктом 6 пункта 8 статьи 3 и статьи 5 Закона области о налоговых льготах для применения пониженной ставки, а также иные нормы законодательства об инвестиционной деятельности, подлежит отклонению.
В целях Закона области о налоговых льготах под вложениями понимаются приобретение и ввод в эксплуатацию не эксплуатировавшихся ранее на территории Архангельской области основных средств, строительство, реконструкция, модернизация и ввод в эксплуатацию основных средств.
Согласно статье 3 Закона области о налоговых льготах (в редакции 28.05.2010) право на применение ставки налога на прибыль организаций в размере 15,5 %, возникает у организации, начиная с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом (двумя календарными годами), в котором (которых) сумма вложений составит от 100 миллионов рублей до 500 миллионов рублей.
Организация для применения ставки налога на прибыль, предусмотренной подпунктом 1 пункта 5 статьи Закона области о налоговых льготах, обязана согласно подпункту 6 пункта 8 статьи 3 упомянутого закона представить в налоговый орган по месту налогового учета в составе отчетности за первый отчетный период, в котором применена указанная ставка налога на прибыль организаций, пакет документов, в том числе уведомление о включении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлены вложения, в реестр инвестиционных проектов, выданное уполномоченным органом.
Вместе с тем, подпункт 6 пункта 8 статьи 3 Закона области о налоговых льготах был введен Законом Архангельской области от 28.06.2010 N 172-14-03 "О внесении изменений и дополнений в статью 2.1 областного закона "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области" и статьи 2 и 3 областного закона "О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области" и вступил в силу с 01.01.2011 года.
Общество в период с 1 января по 31 декабря 2010 года осуществило реализацию на территории Архангельской области инвестиционного проекта "Модернизация оборудования АЦБК" на сумму 252 244 546 руб.59 коп. В рамках указанного инвестиционного проекта для производственных целей были приобретены, построены, модернизированы (реконструированы) и введены в эксплуатацию в 2010 году объекты основных средств, не эксплуатировавшиеся ранее. Следовательно, право на применение налоговых льгот у общества возникло с 1 января 2011 года.
При таких обстоятельствах, как обоснованно указывает общество, в период планирования и на стадии реализации инвестиционного проекта у общества не возникло обязанности подачи заявки о включении проекта "Модернизация оборудования АЦБК" в реестр инвестиционных проектов Архангельской области, так как до 01.01.2011 для получения льготной ставки налога на прибыль необходимости предоставления в налоговый орган уведомления о включении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлены вложения, в реестр инвестиционных проектов законодательством предусмотрено не было.
На основании изложенного решение инспекции в части доначисления налога на прибыль организаций за 2011 год в сумме 47 398 405 руб. правомерно признано обжалуемым решением недействительным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что спор разрешен судом первой инстанции в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушения норм процессуального права не усматривается. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы инспекции отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ она освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2013 года по делу N А05-9757/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
О.Ю.Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9757/2013
Истец: ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу