г. Москва |
|
28 марта 2014 г. |
Дело N А41-20926/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Взлет" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 ноября 2013 года, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по делу N А41-20926/13 по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Взлет" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об обжаловании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, третьи лица: Территориальное управление Росимущества в Московской области, Государственная компания "Российские автомобильные дороги", Администрация городского округа Химки Московской области,
при участии в заседании:
от заявителя - Островский С.В. по доверенности от 04.03.2013, Прокофьева Н.Н. по доверенности от 10.10.2013;
от Государственной компании "Российские автомобильные дороги" - Кархалев А.В. по доверенности от 06.12.2013;
от остальных лиц участвующих в деле - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Взлет" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ (уточнения от 20.08.2013 г. и от 15.10.2013 г.), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - заинтересованное лицо, кадастровая палата) с требованиями об отмене решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 50:10:020904:39 от 17.01.2013 г.; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости, препятствующею учету изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:10:020904:39; обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:39 в соответствии с данными, полученными при проведении землеустроительных работ по учету изменений объекта недвижимости по заявлению о государственном учете изменений объекта недвижимости N 50-0-1-30/3001/2012-3275 от 27.12.2012 г.
Определением от 18.07.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Государственная компания "Российские автомобильные дороги". Определением от 20.08.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация городского округа Химки Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 ноября 2013 года по делу N А41-20926/13 в удовлетворении требований СНТ "Взлет" отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе СНТ "Взлет", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы СНТ "Взлет" ссылается на то, что судом первой инстанции не выяснены обстоятельства пересечения границ земельного участка заявителя и земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:34, и был сделан необоснованный вывод об отсутствии кадастровой ошибки в сведениях земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:34. Также заявитель указывает, что судом первой инстанции дело рассмотрено без участия третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, - а вопрос о его надлежащем извещении в нарушение статьи 158 АПК РФ судом не рассматривался.
Представители СНТ "Взлет" в судебном заседании апелляционного суда поддерживали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ГК "Российские автомобильные дороги" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованного лица, ТУ Росимущества в Московской области, Администрации городского округа Химки Московской области, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел ВАС РФ".
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что Постановлением Главы администрации Химкинского района Московской области от 11.04.1994 N 815 огородному товариществу "Взлет" (правопреемником которого является СНТ "Взлет") предоставлен земельный участок площадью 8,0 га в аренду на 49 лет.
Земельный участок поставлен на кадастровый учетом 28.12.2005 г., присвоен кадастровый номер 50:10:020904:39.
Согласно кадастровой выписке в отношении данного земельного участка по состоянию на 17.06.2013 г. граница земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:39 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из уведомления Росреестра по Московской области по состоянию на 11.06.2013 г. следует, что в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 50:10:020904:39.
В целях уточнения границ земельного участка заявителем подано заявление о государственном учете изменений объекта недвижимости от 27.12.2012 г. с межевым планом от 25.12.2012 г.
Решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 17.01.2013 г. осуществление кадастрового учета приостановлено в связи с тем, что границы земельного участка пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:34.
Из материалов дела также следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:020904:34 поставлен на кадастровой учет 08.06.2009 г. с установленными в соответствии с требованиями земельного законодательства границами земельного участка.
Согласно выписке из ЕГРП право собственности земельный участок с кадастровым номером 50:10:020904:34 зарегистрировано за Российской Федерацией, также зарегистрировано обременение в виде договора аренды с арендатором ГК "Российские автомобильные дороги".
Полагая, что имеется кадастровая ошибка при установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:34, заявитель обратился с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости явилось установление пересечения границ земельного участка заявителя с земельным участком с кадастровым номером 50:10:020904:34, принадлежащего Российской Федерации и переданного в аренду ГК "Российские автомобильные дороги". В качестве возможных причин возникновения пересечения границ земельного участка, заявленного для осуществления государственного кадастрового учета, с границами земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:34 кадастровой палатой указано на возможное наличие кадастровой ошибки в сведениях о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:34 или ошибки, допущенной при определении координат характерных точек границ земельного участка, заявленного для кадастрового учета
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ).
Из заявления СНТ "Взлет" следует, что заявитель считает, что кадастровая ошибка была допущена при установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:34, просит обязать кадастровую палату исправить кадастровую ошибку в отношении указанного земельного участка и установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020904:39 в соответствии с представленным межевым делом.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (далее - смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.
Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 64 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" в Реестр объектов недвижимости вносятся следующие сведения о местоположении границы земельного участка: список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат); кадастровые номера смежных земельных участков; дополнительные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименования природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов).
Согласно статье 7 Федерального закона N 221-ФЗ, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок и описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства являются уникальными характеристиками объекта недвижимости.
Кадастровый учет в связи с их изменением осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ).
С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости (часть 3 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ).
По смыслу вышеуказанных положений закона с заявлением об устранении кадастровой ошибки относительно установления границ земельного участка может обратиться только собственник (владелец) данного участка.
В данном же случае заявитель не является владельцем земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:34.
Доказательств того, что правообладатели подавали заявление об устранении кадастровой ошибки в деле не имеется.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что судом первой инстанции обоснованно установлено непредставление в рамках данного дела доказательств наличия кадастровой ошибки при определении границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:34, в том числе с учетом того, что границы указанного земельного участка определены и внесены в кадастр ранее определения границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:39.
Требования заявителя об обязании кадастровой палаты установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:39 без учета пересечения границ с границами иного земельного участка, обосновано оставлены судом без удовлетворения, поскольку они затрагивают права на земельный участок, принадлежащий иному лицу, который не является ответчиком по заявлению об оспаривании действий кадастровой палаты.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, причины пересечения границ земельных участков могут быть выявлены только при разрешении спора о праве, в том числе об установлении границ земельного участка, заявленные к правообладателю смежного земельного участка. Соответственно, судом обоснованно отказано в удовлетворении ходатайства заявителя о назначении экспертизы по делу, поскольку предложенные вопросы направлены на разрешение спора о праве, который не рассматривался судом.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя об отсутствии ошибок при определении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:39 не был подтвержден документально.
Довод заявителя о ненадлежащем извещении о месте и времени судебного заседания третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области проверен судом апелляционной инстанции и не нашел своего подтверждения.
В материалах дела имеются сведения о надлежащем его извещении данного лица о времени и месте судебного разбирательства (т. 1 л.д. 157).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06.11.2013 г. по делу N А41-20926/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20926/2013
Истец: СНТ "Взлет", СНТ "Взлет" представитель Островский С. В.
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по МО
Третье лицо: Администрация городского округа Химки МО, ГК "Российские автомобильные дороги", ТУ Федерального агенства по упр. гос. имуществом в МО, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Московской области"