г. Москва |
|
28 марта 2014 г. |
Дело N А40-159760/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Егуновым О.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по г.Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2013
по делу N А40-159760/2013, принятое судьей Лапшиной В.В. (94-1450),
по заявлению Управления Роспотребнадзора по г.Москве; Представитель Шевчук И.В. (125502, г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 5, корп. 1, кв. 82)
к ЗАО "Тандер" (ОГРН 1022301598549, 350002, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 185)
о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
при участии:
От заявителя: |
Шевчук И.В. по доверенности от 01.11.2013; |
От ответчика: |
Щербинин Ю.В. по доверенности N 2-4/107 от 16.01.2014; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по г.Москве (далее - заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Москвы о привлечении ЗАО "Тандер" (далее - ответчик) к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что при принятии решения судом были нарушены нормы материального и процессуального права.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении апелляционной жалобы, отмене решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, по требованию прокуратуры САО г. Москвы от 05.09.2013 N 39 Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Северном административном округе города Москвы 23.09.2013 была проведена внеплановая выездная проверка предприятия торговли ЗАО "ТАНДЕР", по адресу: г.Москва, ул. Б. Академическая, д.57.
В ходе данной проверки установлено, что ЗАО "ТАНДЕР" были допущены нарушения санитарных норм и правил, выразившиеся в следующем: образец - пирожное "Эклер-паутинка" "Мишель" в упаковке по 4 шт., ТУ 9130-016-0109302152-11, изготовитель ИП Сауткин С.Н., Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ларина, д. 2, дата выработки 21.09.2013 г., срок годности 7 суток при температуре хранения +2 - + 6 гр.С, не соответствует требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам по микробиологическим показателям: обнаружены бактерии группы кишечной палочки в 1 г. при норме "не допускается в 1 г."; образец - картофель фасованный в мешках, 1 сорт, ГОСТ Р 51308-2001, поставщик ООО "СаначиноАгро", Россия, Тверская обл., Старицкий район, д. Суровцево, 66, урожай 2013, дата фасовки - 18.09.2013, не соответствует требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам по содержанию нитратов: обнаружено содержание нитратов, превышающее величину допустимого уровня: при норме не более 250 мг/кг, выделено 390 + 62,4 мг/кг. Данные факты подтверждены протоколами N 6129 63 и N 6125 63 от 27.09.2013 и экспертным заключением N 04-9796-6л от 30.09.2013 Филиала Федерального Бюджетного Учреждения Здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" в Северном административном округе.
По результатам проверки составлен акт от 04.10.2013 и протокол от 01.11.2013 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в отношении юридического лица ЗАО "ТАНДЕР".
Основание - нарушение п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п. 5 ст. 15 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", гл. 2 р. 1 п. 3.23 Единых санитарно-эпидемиологических требований по товарам, утвержденных Комитетом таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, подлежат рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с частями 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Процедура привлечения ЗАО "ТАНДЕР" к административной ответственности административным органом соблюдена.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из диспозиции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ следует, что объективную сторону данного правонарушения образует несоблюдение соответствующих технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции.
В решении суд первой инстанции сделал вывод о том, что санитарные нормы, установленные СП 2.3.6.1066-01, не являются предметом отношений, регулируемых Законом о техническом регулировании, СП 2.3.6.1066-01 не отнесены к техническому регламенту, следовательно, нарушение требований указанных норм не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Продажа пищевых продуктов с нарушением пунктов СП 2.3.6.1066-01 охватываются объективной стороной ст. 6.3 КоАП РФ и не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Следовательно, административный орган неправильно квалифицировал допущенные ЗАО "Тандер" нарушения по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. В рассматриваемом случае ЗАО "Тандер" вменялось нарушение санитарных норм и правил при продаже продовольственных товаров в магазине; инкриминируемое правонарушение посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и его здоровье, что образует иной состав административного правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции посчитал недоказанным состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в связи с чем отказал заявителю в удовлетворении требований.
Суд первой инстанции, отказал в удовлетворении заявления административному органу, полагая, что действия общества следует квалифицировать по ст. 6.3 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не согласен с позицией суда первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 этого Кодекса.
Часть 2 ст. 14.43 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия, предусмотренные ч. 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В примечании к ст. 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и ст. 14.47 этого Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением, в том числе: санитарно-эпидемиологических требований, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (п. 4 ст. 1 данного Закона).
Пунктом 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Исходя из анализа названных норм права в их взаимосвязи следует, что нарушения требований законодательства, регулирующего порядок производства, хранения и реализации пищевых продуктов, являются основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.43 КОАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, обществом допущены нарушения требований ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", гл. 2 р. 1 п. 3.23 Единых санитарно-эпидемиологических требований по товарам, утвержденных Комитетом таможенного союза от 28.05.2010 N 299, СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", выразившиеся в реализации пищевых продуктов с содержанием бактерий группы кишечной палочки в 1 гр. и содержанием нитратов превышающих величину допустимого уровня, что создало угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан и, соответственно, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о неправильной квалификации состава вмененного обществу правонарушения, ошибочен.
Однако суд первой инстанции данные обстоятельства не принял во внимание, что является неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением норм материального права (п.п. 1, 3 п. 1 ст. 270 АПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ч. 41 ст. 206, ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.12.2013 по делу N А40-159760/2013 отменить.
Привлечь ЗАО "Тандер" (ОГРН 1022301598549, 350002, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 185) к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ и назначить штраф в размере 100 000 рублей.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению на следующий счет:
УФК по г.Москве (Управления Роспотребнадзора по г.Москве л/с 04731787820)
ИНН 7717528710 КПП 771701001 р/с 40101810800000010041
Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г.Москва 705
БИК 044583001 КБК 141 1 16 28000 01 6000 140 ОКАТО 45280552000
Статус налогоплательщика 08.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159760/2013
Истец: Представитель Шевчук И. В., ТО УПРАВЛЕНИЕЯРОСПОТРБНАДЗОРА В САО МОСКВЫ, Управление Роспотребнадзора по г. Москве
Ответчик: ЗАО "Тандер"