г. Томск |
|
26 марта 2014 г. |
Дело N А02-1574/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сухотиной В.М.
судей: Кайгородовой М.Ю., Стасюк Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Клепиковой Т.Н.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Алтай (рег. N 07АП-1795/14)
на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 16 января 2014 года по делу N А02-1574/2013 (судья Кириченко Е.Ф.)
по исковому заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Тобелерская основная общеобразовательная школа им. А. Кожабаева" (ОГРН 1020400507203, ИНН 0401003633,)
к Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, 1) Администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" (ОГРН 1030400507037, ИНН 0401003979,), 2)Управления образования, спорта и молодежной политики администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" (ОГРН 1030400507378, ИНН 0401004034), 3)Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай (ОГРН 1020400754769; ИНН 0411008380),
о взыскании убытков в сумме 5 582 380 руб. 99 коп.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Тобелерская основная общеобразовательная школа им. А. Кожабаева" (далее - МБОУ "Тобелерская ООШ им. А. Кожабаева") обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай о взыскании убытков, с учетом уточнения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в сумме 5 582 380 рублей 99 копеек за период с 01 сентября 2012 года по 31 декабря 2013 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Кош-Агачский район", Управление образования, спорта и молодежной политики администрации муниципального образования "Кош-Агачский район", Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 16 января 2014 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы податель указал, что третьим лицом Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай на основании нормативно-правовых актов были произведены расчеты и представлены ответчику, после чего средства на исполнение переданных полномочий были предусмотрены в республиканском бюджете; имеющимися в материалах дела решениями с истца взыскана задолженность по заработной плате в сумме 2 418 317 рублей 37 копеек, однако обжалуемым решением взыскано 5 582 380 рублей 99 копеек, что на 3 164 063 рубля 62 копейки больше, чем взыскано со школы, то есть судом не исследованы решения районного суда, не проведена проверка достоверности и обоснованности исковых требований, убытки на указанную сумму доказательствами не подтверждены.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, по искам прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай в интересах работников общеобразовательных учреждений муниципального образования "Кош-Агачский район" районным судом рассмотрены гражданские дела, по результатам которых данным судом были вынесены следующие решения:
1. N 2-235/2013 от 13.03.2013;
2. N 2-726/2013 от 15.05.2013;
3. N 2-230/2013 от 13.03.2013;
4. N 2-243/2013 от 14.03.2013;
5. N 2-246/2013 от 15.03.2013;
6. N 2-226/2013 от 14.03.2013;
7. N 2-238/2013 от 13.03.2013;
8. N 2-239/2013 от 13.03.2013;
9. N 2-237/2013 от 13.03.2013;
10. N 2-233/2013 от 13.03.2013;
11. N 2-236/2013 от 13.03.2013;
12. N 2-232/2013 от 13.03.2013;
13. N 2-234/2013 от 13.03.2013;
14. N 2-257/2013 от 15.03.2013;
15. N 2-252/2013 от 15.03.2013;
16. N 2-260/2013 от 15.03.2013;
17. N 2-258/2013 от 15.03.2013;
18. N 2-253/2013 от 15.03.2013;
19. N 2-255/2013 от 15.03.2013;
20. N 2-254/2013 от 15.03.2013;
21. N 2-256/2013 от 15.03.2013;
22. N 2-245/2013 от 15.03.2013;
23. N 2-241/2013 от 14.03.2013;
24. N 2-229/2013 от 14.03.2013;
25. N 2-227/2013 от 14.03.2013;
26. N 2-244/2013 от 14.03.2013;
27. N 2-231/2013 от 13.03.2013;
28. N 2-259/2013 от 15.03.2013;
29. N 2-249/2013 от 15.03.2013;
30. N 2-251/2013 от 15.03.2013;
31. N 2-248/2013 от 15.03.2013;
32. N 2-247/2013 от 15.03.2013;
33. N 2-250/2013 от 15.03.2013;
34. N 2-242/2013 от 14.03.2013;
35. N 2-261/2013 от 21.02.2013;
36. N 2-264/2013 от 21.02.2013;
37. N 2-262/2013 от 21.02.2013;
38. N 2-265/2013 от 21.02.2013;
39. N 2-269/2013 от 21.02.2013;
40. N 2-240/2013 от 14.03.2013;
41. N 2-268/2013 от 21.02.2013;
42. N 2-266/2013 от 21.02.2013;
43. N 2-276/2013 от 21.02.2013;
По данным решениям суд обязал МБОУ "Тобелерская ООШ им. А. Кожабаева" установить заработную плату работникам без учета районного коэффициента и северной надбавки не ниже минимального размера оплаты труда.
Во исполнение решений суда произведен перерасчет заработной платы с 01 сентября 2012 года, согласно которому запланированных на 2013 год денежных средств недостаточно для выплаты заработной платы, начисленной в соответствии с решениями районного суда, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда по существу спора.
На основании Закона Республики Алтай от 14 мая 2008 года N 47-РЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по финансовому обеспечению расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Алтай", Закона Республики Алтай от 14 мая 2008 года N 51- РЗ "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Республики Алтай и муниципальных образовательных учреждений", Постановления Правительства Республики Алтай от 07 июня 2008 года N 127 "О расчете нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Республики Алтай и муниципальных образовательных учреждений" финансовые средства для оплаты труда в расчете на одного обучающегося на 2013 год поступили в муниципальное образование "Кош-Агачский район" с последующим их распределением по общеобразовательным учреждениям.
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая обязанность на МБОУ "Тобелерская ООШ им. А. Кожабаева" установить заработную плату работникам без учета районного коэффициента и северной надбавки не ниже минимального размера оплаты труда суд исходил из того, что согласно расчетным листкам заработная плата работников образовательного учреждения без учета районного коэффициента и северной надбавки ниже минимального размера оплаты труда, что противоречит требованиям трудового законодательства, так как для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой в соответствии с частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
Согласно расчетам истца для выплаты заработной платы работникам образовательного учреждения не ниже минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и северной надбавки необходимо предоставление дополнительных денежных средств, сверх тех, которые ранее были предусмотрены в качестве субвенций в бюджете на 2013 год.
Довод апелляционной жалобы о том, что средства на исполнение переданных полномочий были предусмотрены в республиканском бюджете на основании представленных расчетов, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку указанное обстоятельство не подтверждает факт выделения денежных средств истцу для выплаты заработной платы в установленном решениями суда размере.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 26.3 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Расходными обязательствами, согласно абзацу двадцатому статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, признаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Таким образом, оплата труда работников образовательных учреждений Республики Алтай является расходным обязательством Республики Алтай, что ответчиком не оспаривается.
Размер убытков рассчитан истцом за период с 01 сентября 2012 года по 31 декабря 2013 года с учетом того обстоятельства, что финансирование оплаты труда осуществляется заблаговременно исходя из числа работников и заработной платы каждого из них.
При этом апелляционный суд отмечает, что решениями районного суда с истца в пользу работников взыскана задолженность за определенный период (2012 - 2013 годы), на истца возложена обязанность не только установить заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки не ниже минимального размера оплаты труда, но и произвести перерасчет заработной платы с 01 сентября 2012 года. Иными словами, истец обязан начислять и выплачивать заработную плату во вновь установленном размере после указанной даты и впредь.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает принятое по делу решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 16 января 2014 года по делу N А02-1574/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1574/2013
Истец: МБОУ "Тобелерская основная общеобразовательная школа им. А. Кожабаева", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Тобелерская основная общеобразовательная школа им. А. Кожабаева"
Ответчик: Республика Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай, УФК России по Республике Алтай
Третье лицо: Администрация МО "Кош-Агачский район", Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, Управление образования, спорта и молодежной политики МО "Кош-Агачский район", Администрация муниципального образования "Кош-Агачский район", Управление образования, спорта и молодежной политики администрации муниципального образования "Кош-Агачский район"