г. Томск |
|
27 марта 2014 г. |
Дело N А27-13873/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Глушковой Людмилы Васильевны
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 25 ноября 2013 года по делу N А27-13873/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Смычкова Ж.Г.)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Кемеровской области территориального отдела в городе Гурьевске, городе Салаире и Гурьевском районе, г. Гурьевск (ОГРН 1054205036434, ИНН 4205081760)
к индивидуальному предпринимателю Глушковой Людмиле Васильевне, г. Гурьевск (ОГРН 304420412600017 ИНН 420400995957)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, территориальный отдел в городах Гурьевске и Салаире, Гурьевском районе (далее - Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области, Управление, Роспотребнадзор, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Глушковой Людмилы Васильевны (далее - ИП Глушкова Л.В., предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25 ноября 2013 года требование заявителя удовлетворено. Предприниматель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ИП Глушкова Л.В. обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить по следующим основаниям:
- действия предпринимателя, которые послужили основанием для привлечения ее судом первой инстанции к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, до этого уже были квалифицированы по ст. 14.15 КоАП РФ, в отношении Глушковой Л.В. выносилось постановление N 193 от 20.09.2013 г. В связи с чем судом первой инстанции нарушены правила назначения наказания, предусмотренные КоАП РФ.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1. АПК РФ, апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 22 августа 2013 г. N 1795 в период с 12.09.2013 г по 17.09.2013 г. Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области проводилась плановая выездная проверка деятельности ИП Глушковой Л.В. При проведении проверки в магазине "Людмила" по адресу: г. Гурьевск, ул. Коммунистическая, 1, обнаружены нарушения обязательных требований законодательства по защите прав потребителей, выразившееся в нижеследующем:
- в продаже на витринах и стеллажах магазина находилась продукция легкой промышленности иностранного производства 3-х наименований на общую сумму 1870 руб., на которых отсутствовала необходимая и достоверная информация для потребителя на русском языке, а именно: полотенце, 34x76, КНР, в количестве на остатках 1 шт. на сумму 70 руб., салфетка DR3014, КНР, в количестве на остатке 10 шт. по цене 60 руб. на сумму 600 руб., салфетка DS4020, КНР. в количестве на остатке 10 шт. по цене 120 руб. на сумму 1200 руб., что является нарушением требований ст. 10 Закона, п. 15 Правил, п. 3 ст. 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 09.11.2011 г. N 876 и Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товаров информации на русском языке" от 15.08.1997 г. N 1037.
Кроме того, в нарушение ст. 10 Закона, п. 11 Правил, п.п. 1,2 ст. 9 Технического регламента ТР ТС 017/2011 и п.5.3 ст.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушки", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. N 798, в продаже на витринах и стеллажах находились игрушки 3-х наименований на сумму 2573 руб. и продукция легкой промышленности 5-ти наименований на сумму 5005 руб., не соответствующие требованиям нормативной документации, по отсутствию или неполной информации о товаре для потребителей, обеспечивающей возможность их правильного выбора, а именно: игрушка заяц-качалка, ОАО "Росигрушка", г. Свердловск, в количестве на остатках 1 шт. на сумму 53 руб. - не указан состав материала, игрушка робот на батарейках, КНР, арт. D209476, в количестве на остатках 2 шт. по цене 510 руб. на сумму 1020 руб. - не указан импортер и его адрес, мягкая игрушка-рюкзак в количестве на остатках 2 шт. по цене 750 руб. на сумму 1500 руб. - без ярлыка с полной информацией, подушка антистрессовая, КНР, 32x14, в количестве на остатках 1 шт. на сумму 450 руб.- не указан импортер, его адрес, состав и уход за изделием, комплект постельного белья из бязи Лотос, в количестве на остатках 1 шт. на сумму 1100 руб.- отсутствует информация об изготовителе, его адресе и уходе за изделием, полотенце в количестве на остатках 2 шт. по цене 65 руб. на сумму 130 руб. - отсутствие ярлыка с полной информацией, ткань портьерная в количестве на остатках 15 метров по цене 75 руб. за метр на сумму 1125 руб. - отсутствие ярлыка с полной информацией, ткань портьерная в количестве на остатках 20 метров по цене 110 руб. за метр на сумму 2200 руб. - отсутствие ярлыка с полной информацией.
По данному факту от 17.09.2013 г. Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области в отношении индивидуального предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 194, согласно которому Глушковой Л.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Протокол и материалы проверки направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, вины в его совершении и соблюдении порядка привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей") потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Статьей 10 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрена обязанность продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе - сведения об основных потребительских свойствах товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 названного Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Аналогичная обязанность продавца предусмотрена пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55.
Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
В силу пункта 15 данных Правил информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 9 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 876, маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
В силу пункта 5.3 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушки", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. N 798 маркировка должна содержать следующую информацию: наименование игрушки; наименование страны, где изготовлена игрушка; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); способы ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления (месяц, год); срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости).
Пунктами 1, 2 статьи 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС N 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 876, предусмотрено следующее.
Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).
В зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка должна содержать следующую информацию: для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать: вид и массовую долю (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия. Отклонение фактического содержания сырья не должно превышать +/- 5 процентов; модель; символы по уходу за изделием; инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Для трикотажных и текстильных полотен, штучных изделий из них, ковров, одеял, покрывал, штор дополнительная информация должна содержать: вид и массовую долю (процентное содержание) исходного сырья (ворсовой поверхности для ковровых покрытий и изделий из них). Отклонение фактического содержания сырья не должно превышать +/- 5 процентов; массу куска при нормированной влажности (для трикотажных полотен); устойчивость окраски (для трикотажных и текстильных полотен); вид отделки (при наличии); символы по уходу за изделием.
Для обуви дополнительная информация должна содержать: модель и (или) артикул изделия; вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви; инструкцию по уходу за обувью (при необходимости).
Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать: вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный); символы по уходу за изделием; инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Для кожгалантерейных изделий дополнительная информация должна содержать: наименование материала верха; модель; указания по эксплуатации (при необходимости).
Для кож дополнительная информация должна содержать: площадь или массу кожи; толщину (при необходимости); сорт.
Для шкурок меховых дополнительная информация должна содержать: вид меха; вид обработки; сорт, марку; площадь или размер.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной Управлением проверки установлен факт реализации предпринимателем продукции легкой промышленности иностранного производства 3-х наименований на общую сумму 1870 руб., на которых отсутствовала необходимая и достоверная информация для потребителя на русском языке; игрушек 3-х наименований на сумму 2573 руб. и продукция легкой промышленности 5-ти наименований на сумму 5005 руб., не соответствующих требованиям нормативной документации по отсутствию или неполной информации о товаре для потребителей, обеспечивающей возможность их правильного выбора.
Факты нарушений перечислены в протоколе об административном правонарушении, подтверждены имеющимися в материалах дела другими доказательствами, действия предпринимателя квалифицированы правильно, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что действия предпринимателя до этого уже были квалифицированы по ст. 14.15 КоАП РФ, в отношении Глушковой Л.В. выносилось постановление N 193 от 20.09.2013 г., в связи с чем судом первой инстанции нарушены правила назначения наказания, предусмотренные КоАП РФ, не состоятелен.
Из материалов дела следует и установлено судом, что на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) от 22 августа 2013 г. N 1795 проведена плановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Глушковой Людмилы Васильевны.
20.09.2013 г. по протоколу за N 193, по которому действия предпринимателя квалифицированы по ст. 14.15 КоАП РФ, начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Гурьевске, городе Салаире и Гурьевском районе принято постановление, которым назначено наказание в виде административного штрафа в соответствии со ст. 14.15 КоАП РФ за следующие нарушения:
- в продаже на витринах и стеллажах магазина находились товары иностранного производства 24-х наименований на общую сумму 3729 руб., на которых отсутствовала необходимая и достоверная информация для потребителя на русском языке, также в продаже в магазине находились товары 22-х наименований на сумму 12081 руб., не соответствующие требованиям нормативной документации, по отсутствию или не полной информации о товаре для потребителей, обеспечивающей возможность их правильного выбора; по трем наименованиям товара обнаружены товары с истекшим сроком годности.
Данные нарушения квалифицируются по ст. 14.15 КоАП РФ, так как их реализация не регламентируется Техническими регламентами Таможенного Союза.
Протокол N 194 от 17.09.2013 г. составлен за нарушение правил продажи товаров, подпадающих под действие Технического регламента Таможенного союза TP ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 09.11.2011 г. N 876 и Технического регламента Таможенного союза TP ТС 008/2011 "О безопасности игрушки", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 23.11.2011 г. N 798, а, следовательно, действия предпринимателя должны квалифицироваться в соответствии со специальной ст. 14.43 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, сличив содержание протоколов N 194 и N 194, пришел к выводу, что согласно данным протоколам установлены разные нарушения в отношении разных товаров.
Таким образом, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Гурьевске, городе Салаире и Гурьевском районе, не нарушая ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, рассмотрел и вынес постановление по делу об административном правонарушении, квалифицированное по ст. 14.15 КоАП РФ, а протокол по делу административного правонарушения N 194, по нарушениям, которые квалифицируются в соответствии с ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, рассмотрел арбитражный суд.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
В соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом.
Оценив представленные заявителем доказательства в их совокупности, апелляционный суд считает правильными выводы суда первой инстанции о доказанности вины индивидуального предпринимателя в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Глушкова Л.В. приняла все необходимые меры по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность лица, либо позволяющих признать выявленное нарушение малозначительным, судом не установлено.
Порядок, сроки привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 ноября 2013 года по делу N А27-13873/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.Е. Ходырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13873/2013
Истец: Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городах Гурьевске и Салаире, Гурьевском районе
Ответчик: Глушкова Людмила Васильевна