г. Санкт-Петербург |
|
31 марта 2014 г. |
Дело N А56-68253/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С., при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Бадаева О.В. по доверенности от 31.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2341/2014) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2014 по делу N А56-68253/2013 (судья Д.В.Хохлов), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления от 30.10.2013 по делу об административном правонарушении N 07-53-03/474
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (107174, Москва, ул. Новая Басманная, 2; ОГРН 1037739877295; далее - заявитель, ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, Ространснадзора) от 30.10.2013 по делу об административном правонарушении N 07-53-03/474.
Решением суда, вынесенным в порядке упрощенного производства, от 13.01.2014 заявление общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2014 по делу N А56-68253/2013 отменить и оставить в силе оспариваемое постановление. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии вины Общества в совершенном правонарушении, а также об отсутствии возможности прохождения обучения сотрудников в связи с не утверждением программы и документов регулирующих подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников. Кроме того, податель жалобы указывает, что Общество могло самостоятельно, без утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности назначить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности. Также податель жалобы указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что организационно-распорядительные документы являются приложением к плану обеспечения транспортной безопасности и не могут быть разработаны в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем, жалоба рассмотрена в его отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 05.09.2013 N 864-р Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении железнодорожного вокзала Сосногорск Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов, которой установлены нарушения Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43.
23.10.2013 в отношении Общества составлен протокол N 07-45-03/422 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
30.10.2013 Государственным транспортным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности управления в отношении Общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 07-53-03/474, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Основанием привлечения Общества к ответственности Управление указало на нарушения пунктов 5.7, 5, 12, 5.14.2, 5.14.4, 5.25.1, 5.25.2, 5.25.3, 5.25.4, 5.6.10, 5.6.4, 5.6.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43,а именно:
- не обеспечено проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала Сосногорск (далее ОТИ) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ;
- не осуществлена специальная профессиональная подготовка, сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности - начальника вокзала Сосногорск Пархоменко Н.Н. - в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
- отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части их касающейся, включая запрещение перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам;
- отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части их касающейся, включая запрещение совершения актов незаконного вмешательства в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий;
- не установлена конфигурация и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ или ТС);
- не установлена конфигурация и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ;
- не установлена конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности);
- не установлена конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности);
- не разработан порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства (далее АНВ) в деятельность ОТИ и/или транспортных средств (далее ТС);
- не разработана номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС;
- не разработан и не принят порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ или ТС.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, ОАО "РЖД" оспорило указанное постановление в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, пришел к выводу о неправомерности вменения Обществу перечисленных выше нарушений.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Управления, суд апелляционной инстанции признал жалобу Управления не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ транспортная безопасность - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Закона N 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются в том числе: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.
В силу пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Пунктом 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ определено, что объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские, торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Под оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства (пункт 6 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
Согласно пунктам 2, 3 статьи 5 Закона N 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 16-ФЗ компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности осуществляется категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Во исполнение пункта 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно пункту 2 указанного Порядка план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 3 Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства для подписания от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87, в соответствии с которым результаты проведенной оценки уязвимости направляются в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении.
Полномочия по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с пунктом 5.3.14 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.02.2007 N 397, возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
В силу пунктов 5.7, 5.8 Требований N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан:
- обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ;
- разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Таким образом, с момента получения уведомления о включении железнодорожного вокзала Сосногорск в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной ей категории ОТИ, у общества возникла обязанность по проведению оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры, а с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ обязанность по разработке, утверждению и реализации плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Как следует из материалов дела, железнодорожный вокзал Сосногорск включен в реестр категорированных ОТИ 29.06.2011 под реестровым номером ЖДВ 116175 с присвоением 2 категории, уведомление о включении в реестр категорированных ОТИ получено Обществом 30.06.2011.
Как следует из материалов дела, во исполнение требований законодательства, 16.11.2011 общество заключило со специализированной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные комплексные системы", которая включена Федеральным агентством железнодорожного транспорта в реестр аккредитованных организаций в области обеспечения транспортной безопасности в сфере железнодорожного транспорта 02.07.2011 за N 23-3-3-32-11, договор N СРДЖВю-325 на оказание услуг по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожного вокзала Сосногорск.
В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87, такая оценка должна была производиться на основе соответствующих методик, которые отсутствовали.
Минтрансом России издан 26.07.2011 приказ N 199 "О внесении изменения в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87", зарегистрированный в Минюсте России 23.08.2011 за N 21682, официально опубликованный в "Российской газете" 02.09.2011 и вступивший в действие 13.09.2011, которым исключено указание на обязательное применение названных методик при проведении оценки уязвимости ОТИ.
Направленные в территориальное управление Росжелдора 29.09.2012 сопроводительным письмом Общества с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные комплексные системы" N 17/10 для утверждения результатов оценки уязвимости железнодорожного вокзала Сосногорск, 09.10.2012 возвращены территориальным управлением письмом N 99/12-дсп для устранения недостатков. Согласно полученному Обществом от общества с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные комплексные системы" в январе 2013 года гарантийному письму N 10/13 результаты оценки уязвимости железнодорожных вокзалов переданы в территориальное управление Федерального железнодорожного транспорта. Из отметки на копии сопроводительного письма общества с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные комплексные системы" от 18.02.2013 N 21/02 следует, что результаты оценки уязвимости железнодорожного вокзала в очередной раз представлены специализированной организацией территориальное управление Росжелдора для утверждения 19.02.2013.
В связи с длительным временем не предоставления обществу утвержденных компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности результатов оценки уязвимости железнодорожного вокзала Сосногорск, письмом от 26.03.2013 N 713/08-02 Общество уведомило специализированную организацию об отказе от исполнения договора и 15.04.2013 заключило договор N СРДЖВю-105 с иной специализированной организацией - закрытым акционерным обществом "Интегра-С".
В соответствии с пунктом 9.1 данного договора исполнитель - закрытое акционерное общество "Интегра-С" обязалось передать обществу результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, утвержденные компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности, не позднее 30.06.2013.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие у общества возможности для соблюдения Требований N 43, поскольку его выполнение в большей мере было обусловлено действиями третьих лиц (общества с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные Комплексные Системы", закрытого акционерного общества "Интегра-С" и уполномоченного компетентного органа), а не самого Общества, что в свою очередь применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует об отсутствии вины общества во вменяемом ему административном правонарушении.
Довод подателя жалобы об ошибочности вывода суда относительно отсутствия возможности прохождения обучения сотрудников в связи с не утверждением программы и документов регулирующих подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников также отклоняется апелляционной инстанцией в силу следующего.
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1285-р во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2010 N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте".
Приложением 6 к Комплексной программе "Общепрограммные мероприятия в области обеспечения безопасности населения на транспорте" исполнителями задач по разработке методики и программ профессиональной подготовки и обучения, определения требований, порядка, способов и методов аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности определены Минтранс России, ФСБ России, МВД России, Минобрнауки России. На указанные федеральные органы исполнительной власти возложены разработка примерных программ профессиональной переподготовки в области обеспечения транспортной безопасности.
На день проверки вышеназванные примерные программы профессиональной подготовки не были утверждены, в связи с чем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данное нарушение вменено обществу неправомерно.
Пунктами 3 и 4 постановления управления обществу вменены в вину нарушения положений пунктов 5.14.2 и 5.14.4 Требований N 43, выразившиеся в неисполнении обязанности по информированию в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, их касающейся, включая запрещение: перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам; совершения актов незаконного вмешательства в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что исполняющимся в полном объеме на железнодорожном вокзале Сосногорск приказом начальника Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" от 12.12.2012 N 430 утверждены Регламент объявлений на вокзальных комплексах дирекции и тексты оповещений по радиотрансляционной системе. Транслирующиеся по радиотрансляционной системе вокзала тексты N 1, N 2, N 3, N 18 информируют о запрещении: перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам; совершения актов незаконного вмешательства в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы материальный ущерб или возможность наступления таких последствий. Порядок продажи билетов на поезда дальнего следования на основании документов, удостоверяющих личность, размещен в письменной форме на вокзале Сосногорск.
При этом положения пункта 5.14 Требований N 43, равно как и иные нормативные документы в области обеспечения транспортной безопасности, устанавливая обязанность по передаче соответствующей информации в наглядной и доступной форме, не указывают на определенные способы передачи конкретной информации, означенной в пунктах 5.14.2 и 5.14.4 Требований N 43.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отклонил доводы управления о необходимости доведения всей информации до юридических и физических лиц исключительно в письменном форме путем размещения на информационном стенде и как следствие о наличии в действиях общества нарушений обязательных требований законодательства в области транспортной безопасности, перечисленных в пунктах 3 и 4 оспариваемого постановления.
Пунктами 5 - 8 постановления Управления обществу вменены в вину нарушения положений пунктов 5.25.1 - 5.25.4 Требований N 43, выразившиеся в не установление в целях обеспечения транспортной безопасности: конфигурации и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается; конфигурации и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ; конфигурации и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей; предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения.
Однако, как указано выше, зоны транспортной безопасности должны устанавливаться при разработке плана обеспечения транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки состояния защищенности ОТИ от актов незаконного вмешательства.
Следовательно, отсутствие утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры делает невозможным разработку плана обеспечения транспортной безопасности данного объекта, в связи с чем, нарушения пунктов 5.25.1 - 5.25.4 Требований N 43 также неправомерно вменены в вину заявителю.
В пункте 9 постановления Управления указано на отсутствие разработанного порядка информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ОТИ и/или ТС, что является нарушением подпункта 5.6.10 Требований N 43.
В пункте 10 оспариваемого постановления указано на отсутствие разработанной номенклатуры (перечня) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС, что является нарушением подпункта 5.6.4 Требований N 43.
В пункте 11 постановления указано на отсутствие разработанного порядка проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ или ТС, что является нарушением подпункта 5.6.8 Требований N 43.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, перечисленные в пунктах 5.6.4, 5.6.8 и 5.6.10 Требований N 43 документы являются приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и должны разрабатываться применительно к присвоенной категории ОТИ и с учетом оценки уязвимости объектов, которая на момент вынесения постановления произведена не была.
На основании изложенного, установив в рассматриваемом случае отсутствие основания для привлечения общества к административной ответственности, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, правомерно и обосновано признал постановление Управления от 30.10.2013 N 07-53-03/474 незаконным и отменил его.
Судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2014 по делу N А56-68253/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Шульга |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68253/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральбной службы по надзору в сфере транспорта