г. Чита |
|
31 марта 2014 г. |
Дело N А19-8822/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Золотухиной Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Осетровский ЛДК" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 ноября 2013 года по делу N А19-8822/2013 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Восточно-Сибирская железная дорога (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, место нахождение: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2) к обществу с ограниченной ответственностью "Осетровский ЛДК" (ОГРН 1043802086855, ИНН 3818017680, место нахождение: 666780, Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, д. 136) о взыскании 236 820 руб. 98 коп. (суд первой инстанции: Епифанова О.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Восточно-Сибирская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском в уточненной в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации редакции к обществу с ограниченной ответственностью "Осетровский ЛДК" о взыскании задолженности по оплате подачи уборки вагонов, сбора за консультацию коммерческого ревизора, сбора за погрузочно-разгрузочные работы, за пользование контейнерами, составления заявки на перевозку грузов в общем размере 236 820 руб. 98 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 ноября 2013 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Из апелляционной жалобы следует, что истцом не соблюден заявочный порядок оформления работ; обязанность ООО "Осетровский ЛДК" по приемке груза и оплате за пользование выгонами обусловлена направлением заявок на оказание услуг; истец начислил плату за простой вагонов.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение без изменения, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование к обществу с ограниченной ответственностью "Осетровский ЛДК" о взыскании задолженности по оплате подачи уборки вагонов, сбора за консультацию коммерческого ревизора, сбора за погрузочно-разгрузочные работы, за пользование контейнерами, составления заявки на перевозку грузов.
Основанием иска открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Восточно-Сибирская железная дорога указало на то, что ответчиком допущено нарушение условий договоров и требований Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Суд первой инстанции, признав требования законными и обоснованными, иск удовлетворил.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правильными, построенными на относимых и допустимых доказательствах, соответствующими обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Осетровский ЛДК" (пользователь) заключен договор N 12/141 на подачу и уборку вагонов для ООО "Осетровский ЛДК" на железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к железнодорожной станции Лена - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД", в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования ООО "Осетровский ЛДК", примыкающего стрелочным переводом N 223А ПК 6+83,6 к пути N175а станции Лена, локомотивом перевозчика (пункт 1 договора).
Подпунктом (б) пункта 14 договора стороны установили, что пользователь уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами за все время их нахождения на пути необщего пользования, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от пользователя, до момента наступления обстоятельств, предусмотренных статьей 62 УЖТ РФ по взысканию штрафа по ставкам Тарифного руководства N 2 с учётом коэффициентов индексации.
Истцом в соответствии с условиями вышеназванного договора оформлены ведомости подачи и уборки вагонов: N N 062186, 063187, 063190, 063191, 065197, 065199, 065200, 066203, 066204, 066205, 066206, 066207, 066208 в период с 01.06.2012 по 29.06.2012 и памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов: NN 2798, 2821, 2831, 2832, 2842, 2862, 2846, 2847, 2864, 2865, 2866, 2867, 2803, 2833, 2843, 2851, 2861, 2863, 2876, 2877, 2888, 2902, 2903, 2930, 2913, 2931, 2937, 2932, 2962, 2948, 2964, 2933, 2949, 2956, 2991, 2997, 2967, 2998, 2999, 3000, 3008, 3012, 3013, 3010, 3011, 3020, 3007, 3024, 3032, 3096, 3199, 3089, 3198, 3162, 3223, 3251, 3256, 3275, 3319, 3161, 3224, 3225, 3241, 3247, 3249, 3250, 3257, 3258, 3271, 3272, 3273, 3318, 3191, 3242, 3255, 3336, 3362, 3189, 3286, 3303, 3312, 3339, 3394, 3364, 3371, 3373, 3375, 3376, 3190, 3361, 3342, 3369, 3222, в которых зафиксировано время подачи, уборки вагонов. Данные документы подписаны уполномоченными представителями ответчика без разногласий.
За время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования истец начислил плату в сумме 787 346 руб. 35 коп. в соответствии с расчетными размерами платы за пользование вагонами для организаций с суточным вагонооборотом до 50 вагонов включительно (Таблица N 5 Тарифного руководства N 2, утвержденного постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12) и коэффициентом увеличения тарифной ставки 2,952 (Приложение 4 к приказу ФСТ России от 06.12.2011 N 316-т/1).
В соответствии с подпунктом (а) пункта 14 договора N 12/141 сбор за подачу и уборку вагонов, начисляемый по таблице N9 Тарифного руководства N3 "Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте РФ", взимается по среднесуточному вагонообороту. Железнодорожный путь необщего пользования относится к 4-ой группе. При изменении группы подъездного пути, Перевозчик письменно уведомляет через станцию Лена Пользователя, технологического центра по обработке перевозочных документов: (ТехПД). Изменения подлежат применению с момента указанного в уведомлении.
Согласно статьи 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Подпунктом (г) пункта 14 договора N 12/141 предусмотрена уплата ответчиком сбора за маневровую работу, не совмещенную со временем подачи и уборки вагонов.
Согласно пункту 13 договора N 12/141 расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов принимается 3,3 км.
Истцом в соответствии с пунктом 2.7.15 Постановления ФЭК РФ от 19 июня 2002 года N 35/15 "Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте" (Тарифное руководство N 3) начислена плата за маневровые работы, не совмещенные со временем подачи и уборки вагонов по накопительной ведомости N 060612.
Истцом в материалы дела представлен расчет оплаты за маневровые работы на сумму 6 560 руб. 80 коп. Расчет судом проверен, составлен верно.
Между истцом и ответчиком также заключен договор на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов от 9 июня 2012 N ДУ 60/143-12РЖД.
Перечень услуг, необходимых клиенту, их содержание и стоимость определены сторонами в приложении N 1 к договору на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов от 9 июня 2012 г. N ДУ 60/143-12РЖД.
Истцом во исполнение вышеназванного договора оказаны ответчику услуги, предусмотренные пунктом 16 приложения N 1 к договору от 9 июня 2012 года N ДУ 60/143-12РЖД, в том числе погрузочно-разгрузочные работы.
За оказанные услуги истец начислил сбор за погрузочно-разгрузочные работы по накопительным ведомостям N N 070601 (контейнер N 519527614), 070602 (контейнер N 519475140), 200602 (контейнер N 519036878), 200601 (контейнер N 519459562), 110615 (контейнер N 519374304).
Согласно расчету истца услуги за погрузочно-разгрузочные работы оказаны на общую сумму 5 758 руб. 40 коп.
В соответствии со статье 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Тарифным руководством N 2 установлены размеры платы за пользование контейнерами федерального железнодорожного транспорта.
Плата за пользование контейнерами на путях общего пользование исчислена по пяти ведомостям учета времени нахождения контейнеров: N 0606303 по контейнеру N 519527614, по ведомости N 060604 по контейнеру N 519475140, по ведомости N 200606 по контейнеру N 519036878, по ведомости N 200607 по контейнеру N 519459562, по ведомости N 110605 по контейнеру N 519374304.
Истцом в материалы дела представлен расчет платы за пользование контейнерами на железнодорожных путях необщего пользования, что составляет в сумме 40 руб. 95 коп.
Кроме того, 8 июня 2012 года между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и обществом с ограниченной ответственностью "Осетровский ЛДК" (клиент) заключен договор на организацию расчетов N 19/ДГ/1066-12 РЖД, согласно которому ООО "Осетровский ЛДК" обязуется обеспечивать наличие на субсчетах клиента денежных средств, достаточных для взимания причитающихся ОАО "РЖД" платежей с учетом сумм по незавершенным перевозкам.
Истцом представлено доказательство уплаты ответчиком части долга в размере 562 885 руб. 52 коп., а именно: реестр накопительных ведомостей, оплаченных в сентябре, октябре 2013 года по ЕЛС ООО "Осетровский ЛДК", в связи с чем истец и уточнил в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размер исковых требований до 236 820 руб. 98 коп.
Согласно статьям 309, 310 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.
Правоотношения между сторонами регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования на основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39 Устава железнодорожного транспорта России.
Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и обществом с ограниченной ответственностью "Осетровский ЛДК" (заключен договор N ДУ 60/143-12 ОАО "РЖД" на оказание услуг связанных с перевозкой грузов, в соответствии с пунктом 1.3 оказание услуг осуществляется на основании письменных заявок (приложение N2 к Договору). Как видно из приложения N2 к договору, указанное приложение является заявкой на оказание дополнительных услуг, при этом срок действия заявки определен с 9 июня 2012 года по 31 декабря 2012 года включительно, заявка подписана сторонами договора, из чего следует, что заявка на оказание услуг подана ответчиком, выводы о её отсутствии и несоблюдении заявочного порядка не соответствуют действительности.
Таким образом, ответчик необоснованно утверждает, что обязанность ООО "Осетровский ЛДК" по приемке груза и оплате за пользование вагонами обусловлена направлением заявок на оказание услуг.
Положения статьи 36 УЖТ РФ устанавливают безусловную обязанность грузополучателя принять прибывший в его адрес груз.
Пунктом 14 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 года N 29 предусмотрено, что в соответствии со статьей 36 УЖТ РФ грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз.
Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и обществом с ограниченной ответственностью "Осетровекий ЛДК" заключен договор N 12/141 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к железнодорожной ст. Лена согласно договора истцом осуществляется подача расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов ООО "Осетровскому ЛДК" с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", примыкающего стрелочным переводом N 223А ПК 6+83,6 к пути 175 А ст. Лена локомотивом перевозчика.
Пунктом 11 договора N 12/141 установлено, что осмотр и передача вагонов осуществляется в местах погрузки выгрузки с оформлением памятки приемосдатчика формы ГУ- 45 (ГУ-45ВЦ) которая подписывается сторонами договора.
Подпунктом "Б" пункта 14 договора N 12/141 предусмотрено, что ООО Осетровскии "ЛДК" уплачивает ОАО "РЖД" на лицевой счет плату, за пользование вагонами, контейнерами за время их нахождения на железнодорожном пути необщего пользования, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от Пользователя, до момента наступления обстоятельств, предусмотренных ст. 62 УЖТ РФ по взысканию штрафа, по ставкам Тарифного руководства N2 с учетом коэффициентов индексации.
В соответствии с пунктом 15 договора платежи предусмотренные подпунктом "Б" пункта 14 договора по ведомости подачи уборки.
Ведомость подачи и уборки вагонов является по своей природе актом оказанных услуг, в котором отражается основание взимания и размер платы за оказанные услуги. Все представленные в материалах дела ведомости подписаны сторонами без возражений.
Расчет срока доставки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, по спорным железнодорожным накладным определяется исходя из норм суточного пробега на основании пункта 2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 27.
На основании пункта 2 Правил N 27 исчисление срока доставки грузов начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в квитанции о приеме груза.
Данный срок увеличивается на 2 суток на проведение операций, связанных с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1 Правил N 27).
При перевозке опасных грузов срок увеличивается на 1 сутки (пункт 5.12 Правил N 27).
Расчет истца произведен с учетом указанных требований.
Иные сроки доставки сторонами не согласовывались, в представленных в дело транспортных железнодорожных накладных в графе: "Особые заявления и отметки отправителя" отсутствуют указания на согласование иных сроков доставки цистерн.
Поскольку факт нахождения вагонов на путях необщего пользования подтвержден материалами дела, и ответчиком доказательств оплаты не представлено, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат взысканию с ООО "Осетровский ЛДК" в полном объеме.
Истцом представлены в суд первой инстанции ведомости подачи и уборки вагонов, являющиеся расчетными документами, в которые внесены данные из двусторонне подписанных первичных документов - памяток приемосдатчика.
Факт и время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования подтверждены подписанными сторонами памятками приемосдатчика.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на положения Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также пункт 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования утвержденных Приказом МПС РФ N 26 от 18 июня 2003 года, пункт 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ N 45 от 18 июня 2003 года, регламентирующие порядок оформления задержки вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании их подачи под выгрузку, по причинам, зависящим от грузополучателя, не является обоснованной, поскольку в рассматриваемом случае к взысканию предъявлена плата за пользование вагонами за время их нахождение под выгрузкой на путях необщего пользования, а не за задержку на путях станции в ожидании подачи на пути необщего пользования.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 ноября 2013 года по делу N А19-8822/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8822/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги" Северобайкальский отдел
Ответчик: ООО "Осетровский ЛДК"