г. Самара |
|
31 марта 2014 г. |
Дело N А55-23230/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецов В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "СПИН-СПОРТ" - Белоконь О.С., доверенность от 01 августа 2013 г.,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Аладин В.Ю., доверенность N 12-8873 от 30 декабря 2013 г.,
от третьего лица - Притулина Е.А., доверенность N 5 от 09 января 2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 марта 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2014 года по делу N А55-23230/2013, судья Бойко С.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества "СПИН-СПОРТ", (ОГРН 1036301034384),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
с участием третьего лица: Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 30.05.2011 г. N 111/14,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "СПИН-СПОРТ" г. Тольятти обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 30.05.2011 г. N 111/14, содержащегося в сообщении N 09/059/2013-31 от 24.09.2013 н.
Решением суда первой инстанции от 28 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 132-133).
В апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Податель жалобы ссылается на то, что мотивами отказа в регистрации договора аренды послужили следующие основания: отсутствие в договоре указания на категорию земель, к которой относится лесной участок, отсутствие регистрации права федеральной собственности на лесной участок.
Суд первой инстанции в мотивировочной части решения признал мотивы отказа необоснованными.
Вместе с тем, суд в обжалуемом решении указал, что поскольку договор аренды от 30.05.2011 г. N 111/14, который предусматривает обязательное проведение торгов, то положения, предусмотренные статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации о преимущественном праве на заключение договора аренды на новый срок, к рассматриваемому договору не применимы. Суд указал, что договор аренды от 01.06.1994 года должен был быть приведен в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации до 01.01.2009 г. Однако решение о переоформлении договора на аренду участка лесного фонда от 01.06.1994 г. на договор аренды лесного участка принято министерством лишь в мае 2011 года, когда срок аренды истек. При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что договор аренды от 30.05.2011 г. N 111/14, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ, пункта 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса".
В настоящем деле предметом рассмотрения является именно решение Управления Росреестра по Самарской области об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка. Ничтожность совершения сделки, как и незаконность принятия решения министерством о переоформлении договора аренды должны рассматриваться в рамках другого дела по иску соответствующего заинтересованного лица.
Однако в установленном законом порядке ни договор аренды, ни решение министерства не признаны незаконными, следовательно, у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали полномочия в рамках рассмотрения настоящего дела давать им правовую оценку.
Более того, договор аренды участка лесного фонда был заключен до вступления в силу нового Лесного кодекса РФ, следовательно, срок его действия при его переоформлении мог быть продлен на срок, не превышающий 49 лет с момента его заключения.
В судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель заявителя просит апелляционную жалобу удовлетворить по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 21.02.2014 г.).
Представитель ответчика считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 19.03.2014 г. N 15-691.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 17 марта 2014 года до 14 час 30 мин 24 марта 2014 года.
Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". После перерыва судебное заседание было продолжено 24 марта 2014 года в 14 час. 30 мин.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Закрытое акционерное общество "СПИН-СПОРТ" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора N 111/14 от 30.05.2011 г. аренды лесного участка, площадью 2 га, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Тольяттинское лесничество, квартал 58 выделы 1, 2, 4, 33, 6, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 31, 18.
Сообщением N 09/059/2013-31 от 24.09.2013 г. Управление Росреестра по Самарской области в совершении регистрационных действий отказало, со ссылкой на отсутствие в договоре указания на категорию земель, к которой относится лесной участок; отсутствие регистрации права федеральной собственности на лесной участок.
Заявитель, посчитав отказ незаконным и нарушающим его права и интересы, обратился в арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением.
28 января 2014 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Между ТОО "СПИН-СПОРТ" (ЗАО "СПИН-СПОРТ") и Ставропольским парклесхозом был заключен Договор на аренду участков лесного фонда от 01.06.1994 года (л.д. 57-61).
В аренду был предоставлен участок лесного фонда сроком с 01.06.1994 г. по 01.06.1999 г. для культурно-оздоровительных целей, то есть в соответствии с видами лесопользования, предусмотренными Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года.
В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009 г.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 г. N 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Министерством лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования 17.05.2011 г. было принято решение о переоформлении договора на аренду участков лесного фонда от 01 июня 1994 года на договор лесного участка, на основании которого между заявителем и министерством был подписан Договор аренды лесного участка от 30.05.2011 г. N 111/14.
В силу части 1 и части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" указал, что в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1. Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30-30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (стать 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Поскольку Договор аренды от 30.05.2011 г. N 111/14 заключен в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, который предусматривает обязательное проведение торгов, то положения, предусмотренные статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации о преимущественном праве на заключение договора аренды на новый срок, к данному договору не применимы.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Таким образом, Договор аренды от 01.06.1994 года должен был быть приведен в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации до 01.01.2009 года. Однако решение о переоформлении договора на аренду участков лесного фонда от 01.06.1994 года на договор лесного участка принято министерством в мае 2011 года, когда срок аренды уже истек.
При этом пунктом 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что Договор аренды от 30.05.2011 г. N 111/14, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и у ответчика не имелось оснований для государственной регистрации договора аренды, противоречащего требованиям законодательства.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2014 года по делу N А55-23230/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23230/2013
Истец: ЗАО "СПИН-СПОРТ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды по Самарской области