г. Вологда |
|
31 марта 2014 г. |
Дело N А66-5393/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 марта 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Журавлева А.В. и Моисеевой И.Н.
при ведении протокола и аудиозаписи секретарём судебного заседания
Акимовой Ю.В.,
при участии от истца Ильенкова М.А. по доверенности от 14.01.2014 N 4 и Фархудиновой Р.Н. по доверенности от 22.05.2013 N 50,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Умный дом" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 декабря 2013 года по делу N А66-5393/2013 (судья Головина Т.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АтомТеплоЭлектроСеть" (ОГРН 1107746591512, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Умный дом" (ОГРН 1066908022972, далее - Организация) о взыскании 284 099 руб. 17 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию в сентябре 2012 года.
Определением от 14.05.2013 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 03.07.2013 суд в порядке части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по общим правилам искового производства.
Решением от 12 декабря 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объёме. Кроме того, с Организации в пользу Общества взыскано 8681 руб. 98 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Организация с судебным решением не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалобу мотивирует тем, что для подтверждения нарушения качества предоставления коммунальной услуги не требуется документ, отвечающий требованиям двусторонности. При этом согласно пункту 108 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) проверка факта нарушения качества коммунальной услуги с составлением соответствующего акта производится только в случае, если исполнителю коммунальных услуг неизвестна причина нарушения качества коммунальной услуги. Указывает, что взимание дополнительной платы за отопление, которое приведет к оплате суммарного объема тепловой энергии более чем 0,24 Гкал/кв.м за год, неправомерно. Между тем плата за тепловую энергию за сентябрь 2012 года, то есть за пределами отопительного периода, является дополнительной. Судом не дана оценка возражениям ответчика, согласно которым истцом не были соблюдены требования, предъявляемые к параметрам сетевой воды для нужд отопления.
Организация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в её отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, изложенными в ней, не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Организации - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей Общества, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Организации - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается в материалах дела, 01.03.2011 Общество (теплоснабжающая организация) направило для заключения с Организацией (абонент) договоры теплоснабжения N N 281, 286, 288, 289, 291, 292, 294, 295, 297, 298, 299, 300, 301, 303, 304, 306, 307, 308, 309, 310, 311, 312, 313, 314, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 324, 325, 326, 327, 328, 329, 331, 333, 335, 339, 340 и 342 в отношении жилых домов, расположенных в городе Удомля по адресам: улица Автодорожная, дом 5а; улица Попова, дома 20, 24; пр. Энергетиков, дома 2, 4, 4а, 5а, 6, 7а, 8, 10, 10а, 11а, 11в, 11г, 22; пр. Энтузиастов, дома 2/8, 4, 4а, 6/1, 6/2, 6/3, 8, 10, 10а, 16, 18, 22, 22а, 26, 28; улица Венецианова, дома 5а, 7, 7а, 9; улица Левитина, дом 3; пр. Курчатова, дома 5, 10, 12, 3, 26; улица Мичурина, дом 1; улица Луговая, дом 2а, по условиям которых теплоснабжающая организация обеспечивает подачу абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде для нужд отопления и горячего водоснабжения, а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренные договорами объемы потребления тепловой энергии и горячей воды, обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении теплоустановок.
До настоящего времени условия договоров в полном объеме сторонами не согласованы.
Вместе с тем, между сторонами сложились фактические договорные отношения по поставке тепловой энергии.
Фактическое пользование Организацией услугами теплоснабжения (обязанной стороны) оценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Данные отношения рассматриваются как договорные, что следует из пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14.
В сентябре 2012 года в связи с понижением температуры наружного воздуха администрацией города Удомля было вынесено распоряжение от 18.09.2012 N 350-р "О начале отопительного сезона", в соответствии с которым администрацией города Удомля был разработан график последовательности включения системы отопления, фактической подачи тепловой энергии на тепловые узлы жилых домов.
С 26.09.2012 в городе Удомля начался отопительный сезон.
График подачи тепловой энергии и акты теплоснабжения по указанным выше договорам теплоснабжения за сентябрь 2012 года были возвращены теплоснабжающей организации с возражениями.
Вместе с тем, акты о подаче сетевой воды для нужд отопления в жилые дома, обслуживаемые ответчиком, последним подписаны.
Поскольку Организация обязательство по оплате поставленной в сентябре 2012 года тепловой энергии не исполнила, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая соответствующее решение, руководствовался статьями 307, 309, 310, 539-548 ГК РФ об обязанности исполнения принятых на себя обязательств и недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, а также положениями параграфа 6 главы 30 ГК РФ об энергоснабжении, и пришел к выводу о возложении ответственности за неисполнение обязательства по оплате принятой тепловой энергии на ответчика.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правила, предусмотренные статьями 539-547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединённую сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Из содержания статьи 424 ГК РФ следует, что в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченным на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую в спорный период, утверждены регулирующим органом.
Расчет потребления тепловой энергии истцом произведен в соответствии с постановлением администрации города Удомля от 25.01.2010 N 52 (далее - Постановление N 52), согласно которому среднемесячная величина в отопительный период (12 месяцев) в многоэтажных домах, оборудованных централизованной системой теплоснабжения составляет 0, 02 Гкал на 1 кв.м площади в месяц или 0,24 Гкал в год на 1 кв.м (0,02 Гкал х 12 месяцев), 218 суток - длительность отопительного сезона.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ответчик, являясь управляющей компанией, выполняет функции исполнителя коммунальных услуг жителям многоквартирных жилых домов, находящихся в его управлении.
Для предоставления этих услуг ответчик приобретал у истца как ресурсоснабжающей организации коммунальный ресурс.
Поскольку отношения сторон сложились по поводу теплоснабжения и горячего водоснабжения жилых домов, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы главы 30 ГК РФ, а также положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 N 307 (в редакции, действующей с 01.09.2012 (далее - Правила N 307)), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 14 Правил N 307 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется в соответствии с пунктом 19 Правил N 307.
Размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по нормативам потребления в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, если лицо является исполнителем коммунальных услуг и приобретает тепловую энергию и горячую воду у энергоснабжающей организации для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги для нужд отопления, горячего водоснабжения, при отсутствии общедомовых приборов учета объем отпущенной тепловой энергии должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 306 предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Поскольку норматив потребления это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии общедомовых приборов учета, нормативы потребления тепловой энергии рассчитываются исходя из 12 месяцев потребления по установленной формуле.
По пункту 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления и учитываются согласно Приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы.
Согласно Правилам N 306 норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на 1 кв.м площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.
Постановлением N 52 утверждены нормативы потребления отопления для потребителей - граждан проживающих в многоквартирных домах или жилых домах при отсутствии приборов учета, в соответствии с которыми норматив потребления тепловой энергии при круглогодичной оплате (ежемесячно в течение года) составляет 0,02 Гкал на 1 кв.м жилой площади.
Истцом был произведен расчет потребленной тепловой энергии по жилым домам, обслуживаемым ответчиком, за сентябрь 2012 года в соответствии с Правилами N 307 с учетом нормативов потребления отопления, установленных Постановлением N 52.
Судом установлено, что в сентябре 2012 года расчет размера платы за потребленную тепловую энергию произведен истцом по нормативам потребления тепловой энергии.
Тариф на тепловую энергию согласно приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области от 22.12.2011 N 841-нп составляет 335,51 руб./Гкал (без НДС).
Применение истцом расчетного способа определения объема поставленного им ресурса в спорный период не противоречит Правилам N 307, действовавшим в спорный период.
В суде первой инстанции ответчик собственного контррасчета с учетом нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденных Постановлением N 52, не представил. Документов, свидетельствующих о том, что в расчете задолженности Обществом применялись не действующие в спорный период нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, в материалы дела не представлено.
Поскольку срок исполнения денежного обязательства наступил, факт нарушения обязательств по оплате поставленной в спорный период тепловой энергии и задолженность в заявленной Обществом сумме в порядке статьи 65 АПК РФ Организацией надлежащим образом не опровергнуты, доказательств погашения данной задолженности, ее отсутствия или наличия в ином размере последняя не представила, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 АПК РФ, а также положений статьи 65 названного Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить решение суда от 12.12.2013, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего не может быть удовлетворена.
Ссылаясь на несоблюдение истцом требований, предъявляемых к параметрам сетевой воды для нужд отопления, ответчик, вместе с тем, акты о подаче сетевой воды для нужд отопления в жилые дома, обслуживаемые ответчиком, подписал без замечаний.
Указание апеллянта на пункт 108 Правил N 354 также не может быть принято во внимание в силу следующего.
Пунктом 108 Правил N 354 предусмотрено, что в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки по факту нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги (пункт 109 Правил N 354).
Поскольку доказательств обращения в аварийно-диспетчерскую службу, составления актов о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества с указанием нарушения параметров качества, времени и даты начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также актов об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, ответчиком в материалы дела не представлено, у суда не имелось оснований для вывода о доказанности некачественности поставленного истцом коммунального ресурса.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и ответчиком не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку оно соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Организации - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Расходы по госпошлине возложить на подателя апелляционной жалобы в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 декабря 2013 года по делу N А66-5393/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Умный дом" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5393/2013
Истец: ООО " АтомТеплоЭлектро Сеть" ( Удомельский филиал), ООО "АтомТеплоЭлектроСеть"
Ответчик: ООО "Управляющая организация "Умный дом"