г. Владивосток |
|
31 марта 2014 г. |
Дело N А51-33000/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-2923/2014
на решение от 05.02.2014
судьи В.В. Овчинникова
по делу N А51-33000/2013 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства
по иску муниципального казенного предприятия "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа (ОГРН 1042502156410, ИНН 2511010161)
к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) о взыскании 68 601 рубля,
при участии:
от истца - представитель не явился,
от Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - Панфилова В.С. - специалист 1 разряда по доверенности от 27.12.2013 сроком действия до 31.12.2014 со специальными полномочиями, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 68 601 рубля затрат, понесенных в период с декабря 2012 года по август 2013 года при погребении умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Определением суда от 13.12.2013 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 05.02.2014 Арбитражный суд Приморского края взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального казенного предприятия "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа 68 601 рубль затрат на погребение, а также 2744 рубля судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
В обоснование своей позиции апеллянт указал, что постановление администрации Уссурийского городского округа N 4498-НПА от 26.12.2012 "Об определении стоимости услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению" вступило в силу с 01.01.2013, в связи с чем расчет стоимости услуг по погребению умершего в декабре 2012 года должен производиться на основании постановления администрации Уссурийского городского округа N 3480-НПА от 29.12.2011. Полагает, что произвести проверку расчета убытков и установить факт их наличия не представляется возможным, поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие полномочия по выполнению соответствующих услуг, фактическое их выполнение, время и количество погребений в месяц. Поскольку личности умерших не установлены органами внутренних дел, а, следовательно, не установлен тот факт, что они являлись работниками или пенсионерами, финансовое обеспечение услуг по погребению является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Кроме того, законодательство Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 12.01.1996 N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), предусматривает возмещение стоимости услуг по погребению умерших не работавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, Пенсионному фонду Российской Федерации, а не непосредственно службе, осуществляющей погребение. Указывает также, что обязанность по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", отнесена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Истец, извещенный в порядке статьи 123 АПК РФ надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил, в связи с чем на основании статьи 156 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие.
В канцелярию арбитражного суда апелляционной инстанции поступил письменный отзыв истца на апелляционную жалобу, который приобщён судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ. В отзыве истец указал на законность и обоснованность принятого по делу решения, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика огласил доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение Арбитражного суда Приморского края просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением главы Уссурийского городского округа от 03.03.2006 N 254 "О специализированной службе по вопросам похоронного дела" функциями специализированной службы по вопросам похоронного дела, осуществляющей весь комплекс услуг и мероприятий по организации и проведению похорон, включая погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, наделено муниципальное казенное предприятие "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа.
Постановлением администрации Уссурийского городского округа N 4498-НПА от 26.12.2012 "Об определении стоимости услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению" определена стоимость услуг по погребению одного умершего, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению с учетом районного коэффициента в размере 5 716 рублей 75 копеек.
В период с января 2013 года по август 2013 года муниципальное казенное предприятие "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа осуществило погребение 12 неустановленных умерших лиц. Факт оказания указанных услуг по погребению подтвержден представленными в материалы дела справками о захоронении на городском кладбище г.Уссурийска, справками о смерти, справкой отдела ЗАГСа администрации Уссурийского городского округа.
В связи с наличием невозмещенных расходов, возникших у истца в связи с осуществлением им в период с января 2013 года по август 2013 года погребения умерших неустановленных лиц, в общем размере на сумму 68601 рубля, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268-272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктами 2 и 3 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела; стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:
- Пенсионного фонда РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
- федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом РФ с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду РФ за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
- Фонда социального страхования РФ - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;
- бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности (в редакции, действовавшей в спорный период).
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 12 Закона о погребении погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством РФ сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ; услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пункте 1 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению умерших, личность которых не установлена, не указаны.
Во исполнение статей 9, 12 Закона о погребении главой администрации Уссурийского городского округа принято постановление от 26.12.2012 N 4498-НПА, которым утверждены тарифы на ритуальные услуги, оказываемые специализированными службами по вопросам похоронного дела.
Согласно приложению N 2 к указанному постановлению стоимость услуг по погребению одного умершего, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, с учетом районного коэффициента для Уссурийского городского округа составляет 5 716 рублей 75 копеек.
Гарантированные услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодатель определил различные источники финансирования понесенных специализированными службами расходов при оказании гарантированных услуг по погребению. Определение источников таких расходов законодатель поставил в зависимость от наличия или отсутствия статуса пенсионера, а также социального страхования умерших.
Следовательно, в случае невозмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела расходов на погребение вышеуказанных категорий умерших, специализированная служба должна предъявлять требование к соответствующему публичному образованию либо государственному фонду, отвечающему за определенный источник финансирования.
В пункте 3 статьи 9 Закона о погребении не определен лишь источник финансирования расходов на погребение умерших, личность которых не установлена, что дает основания для применения статьи 84 Бюджетного кодекса РФ, исходя из положений которой компенсация указанных расходов относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают, в частности, в результате:
- принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе:
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации.
Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (пункт 2 статьи 84 Бюджетного кодекса РФ).
При этом, как верно указал суд первой инстанции, в спорный период на эти цели средства из федерального бюджета не выделялись, доказательств выделения на указанные цели из федерального бюджета средств участниками спора не представлено, в связи с чем взыскание 68 601 рубля затрат, понесенных предприятием при погребении умерших неустановленных лиц должно осуществляться с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.
Позиция апеллянта о необходимости применения положений Указа Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" в части обоснования возложения обязанности по выделению необходимых средств специализированным службам по вопросам похоронного дела на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Так, положение пункта 2 отмеченного Указа о возложении на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обязанности по финансированию специализированных служб прямо связано с оказанием услуг, предусмотренных пунктом 1 данного Указа. При этом пункт 1 Указа устанавливает обязательность оказания на безвозмездной основе услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Однако, рассматриваемый спор связан с возмещением расходов по захоронению умерших, личность которых не установлена, в силу чего Указ Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 в настоящем деле применению не подлежит.
Ссылка апеллянта на то, что постановление администрации Уссурийского городского округа N 4498-НПА от 26.12.2012 "Об определении стоимости услуг по погребению предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению" вступило в силу с 01.01.2013, в связи с чем расчет стоимости услуг по погребению умершего в декабре 2012 года должен производиться на основании постановления администрации Уссурийского городского округа N 3480-НПА от 29.12.2011, судом апелляционной инстанции отклонена по следующим обстоятельствам.
В соответствии с представленными в материалы дела документами дата смерти одного (N 1193) из двенадцати неизвестных мужчин 11.12.2012, дата смерти остальных - 2013 год. При этом справка о смерти неизвестного мужчины N1193 выдана 14.01.2013. Таким образом, захоронение неизвестного мужчины N 1193 произведено в 2013 году, в связи с чем при расчете стоимости услуг по его погребению правомерно применен тариф, установленный постановлением администрации Уссурийского городского округа N 4498-НПА от 26.12.2012 "Об определении стоимости услуг по погребению предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению".
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.02.2014 по делу N А51-33000/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.М. Синицына |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-33000/2013
Истец: Муниципальное казенное предприятие Благоустройство, озеленение, санитарное содержание Уссурийского городского округа
Ответчик: Министерство финансов в лице Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю