Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2007 г. N 7757/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Тимофеева В.В., судей Подъячева И.А., Хачикяна A.M.
рассмотрел в судебном заседании заявление Пензенской квартирно-эксплуатационной части района (далее - Пензенская КЭЧ, КЭЧ) от 04.06.2007 N 940 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.05.2007 по делу N А49-5164/2006-266а/28 АК Арбитражного суда Пензенской области по заявлению Военной прокуратуры Приволжско-Уральского военного округа (далее - военная прокуратура) в интересах Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) о признании незаконными действий инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Пензы (далее - инспекция) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту - реестр) записи о Пензенской КЭЧ и обязании инспекции внести соответствующие изменения об исключении КЭЧ из реестра.
Третье лицо: Пензенская КЭЧ.
Суд установил:
23.10.2002 инспекцией внесена запись о Пензенской КЭЧ в реестр, как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002.
Военная прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий инспекции по внесению в реестр такой записи, поскольку документы, свидетельствующие о регистрации Пензенской КЭЧ до 01.07.2002, отсутствуют.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 31.10.2006 заявление удовлетворено частично: действия инспекции по внесению в реестр записи о Пензенской КЭЧ признаны незаконными, исходя из того, что регистрация КЭЧ в качестве юридического лица до 01.07.2002 в установленном порядке не производилась и у налогового органа не было правовых оснований для внесения в реестр данной записи. Суд признал действия инспекции противоречащими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы Минобороны РФ, структурным подразделением которого является КЭЧ. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.01.2007 решение отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 31.10.2006 указанный судебный акт отменен, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Оспаривая постановление окружного суда, заявитель просит его отменить в связи с неправильным, по его мнению, применением норм материального права.
Дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из-за отсутствия оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
Судебные инстанции сделали правильный вывод о незаконности действий регистрирующего органа, внесшего в реестр запись как о юридическом лице, мотивировав его нормами гражданского законодательства и Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида (пункт 1 статьи 52 ГК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", Положением о Минобороны РФ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны РФ относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, КЭЧ не обладает статусом самостоятельного юридического лица, так как является воинской частью в составе Приволжского военного округа Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ), в ведении которого находятся вопросы создания, реорганизации и ликвидации государственных учреждений и финансируется из федерального бюджета.
Минобороны РФ не принимало решения о придании КЭЧ указанного статуса.
Судом установлено, что согласно Положению о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота", введенным в действие приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977, не предусмотрено наделение КЭЧ имуществом на праве оперативного управления.
С учетом изложенного, заявление о пересмотре обжалованного судебного акта в порядке надзора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Кодекса, суд определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А49-5164/2006-266а/28 АК Арбитражного суда Пензенской области для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.05.2007 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Тимофеев |
Судья |
И.А. Подъячев |
Судья |
А.М. Хачикян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2007 г. N 7757/07
Текст определения официально опубликован не был