г.Москва |
|
31 марта 2014 г. |
Дело N А40-120929/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: |
Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
помощником судьи Кальщиковой А.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Банка России
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.12.2013 по делу N А40-120929/13, принятое судьей Ласкиной С.О. (33-991),
по заявлению ООО "Группа Ренессанс Страхование" (ОГРН 1027739506233; г.Москва, Дербеневская наб., д.7, стр.22)
к Банку России
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Сидоров А.В. по дов. от 29.01.2014, Тихонова С.В. по дов. от 19.02.2014; |
от ответчика: |
Цыганкова Н.М. по дов. от 03.01.2014; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 20.12.2013, принятым по настоящему делу, признано незаконным и отменено полностью постановление РО ФСФР России в ЦФО N 73-13-443/пн от 05.07.2013 о привлечении ООО "Группа Ренессанс Страхование" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
При принятии данного решения суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества отсутствует событие вмененного административного правонарушения.
Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе Центральный банк Российской Федерации (ЦБ России) просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. При этом указывает на то, что оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным. Настаивает на том, что событие вмененного правонарушения и вина Общества в его совершении установлены и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В судебном заседании и письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Считает оспариваемое постановление ответчика незаконным и необоснованным.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав позиции представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Группа Ренессанс Страхование" осуществляет страховую деятельность на основании лицензии Федеральной службы страхового надзора на осуществление страхования N С 1284 77 от 13.02.2006.
На основании Приказа РО ФСФР России в ЮФО от 22.01.2013 N 58-13-11/пз в отношении заявителя проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По результатам плановой проверки составлен акт N 58-13-15-85/АК ДСП от 26.03.2013 (том 2 л.д.137), в котором зафиксированы нарушения, выразившиеся, в том числе, в неисполнении требований Федерального закона N 115-ФЗ, в части наличия разработанных, утвержденных и согласованных Правил внутреннего контроля.
10.06.2013 РО ФСФР России в ЮФО составлен протокол N 58-13-277/пр-ап об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.27 КоАП РФ (том 1 л.д.31).
Постановлением РО ФСФР России в ЦФО от 05.07.2013 ООО "Группа Ренессанс Страхование" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей (том 1 л.д.10).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд г.Москвы с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности оспариваемого постановления.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства и обстоятельства дела, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст.210 АПК РФ, правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и на их основе сделаны соответствующие материалам дела выводы о незаконности и необоснованности оспариваемого постановления ответчика.
В соответствии с ч.1 ст.15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма".
В соответствии со ст.23.47 КоАП РФ и на основании п.2.1.5 Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 11.10.2011 N 11-47/пз-н, п.2.1.5 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 27.06.2012 N 12-192/пз, РО ФСФР России в ЦФО рассматривало дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с КоАП РФ к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, административным органом в ходе проведения проверки были установлены следующие нарушения, допущенные Обществом.
В период с 30.11.2011 по 09.03.2012 в ООО "Группа Ренессанс Страхование" действовала редакция 8.0 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 30.11.2011 N 106-1/1. В период с 10.03.2012 по настоящее время в ООО "Группа Ренессанс Страхование" действует редакция 9.0 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и от 10.03.2012 N 16-1.
Страховщик в нарушение пункта 2 Постановления N 667 не привел Правила внутреннего контроля в редакции от 10.03.2012 N 16-1 в соответствие с требованиями, утвержденными данным Постановлением.
В нарушение пунктов 4, 7 Требований N 667, согласно которым Правила внутреннего контроля включают в себя программу, определяющую организационные основы осуществления внутреннего контроля, и разработанную с учетом определенных условий, в Правилах внутреннего контроля N 16-1 отсутствует программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля.
В нарушение пункта 8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203, пункта Е.5 Правил внутреннего контроля N 16-1 страховщиком не проведены дополнительные инструктажи после вступления в силу Постановления N 667, а также утверждения новой редакции Правил внутреннего контроля N 16-1.
В нарушение требований пункта 3 Положения N 203 перечень сотрудников филиала страховщика, которые обязаны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ (пункт Е.2. Правил внутреннего контроля), не включает заместителя руководителя филиала страховщика.
В нарушение требований пункта 10 Положения N 203, пункта Е.6.1. Правил внутреннего контроля N 16-1, согласно которым однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти из числа сотрудников, указанных в пункте 3 Положения N 203, руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации), либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации), обучение в форме целевого инструктажа не прошел юрист филиала страховщика.
Административный орган пришел к выводу о том, что в нарушение пункта 2 Постановления N 667, пунктов 4,7 Требований N 667, пунктов 3, 8, 10 Положения N 203, пунктов Е.5, Е.6.1 Правил внутреннего контроля N 16-1, страховщиком не организован должным образом внутренний контроль в части организации обучения штатных сотрудников.
Поскольку в ходе проверочных мероприятий не было установлено фактов совершения страховщиком операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ, и подлежащих контролю в соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.05.2009 N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок", указанные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении страховщиком требования законодательства о ПОД/ФТ в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшем непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава и события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Согласно статьям 3, 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях; документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля и сохранять ее конфиденциальный характер.
В соответствии с пунктом 7 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667, программа организации внутреннего контроля разрабатывается с учетом следующих условий: в организации в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" назначается специальное должностное лицо; в организации (с учетом особенностей ее структуры, штатной численности, клиентской базы и степени (уровня) рисков, связанных с клиентами организации и их операциями) может быть сформировано или определено структурное подразделение, выполняющее функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; программа содержит описание системы внутреннего контроля в организации и ее филиале (филиалах) (при их наличии), порядок взаимодействия структурных подразделений организации по вопросам реализации правил внутреннего контроля.
В Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (редакция 9.0), утвержденные приказом Генерального директора ООО "Группа Ренессанс Страхование" N 16-1 от 10.03.2012 не вносились изменения после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 по причине того, что Правила внутреннего контроля (редакция 9.0.), утвержденные Приказом Генерального директора от 10.03.2012 N 16-1, а также другие внутренние документы Общества содержат исчерпывающие положения по вопросу организации внутреннего контроля и соответствуют требованиям, изложенным в постановлении Правительства РФ от 30.06.2012 N667.
Программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667, фактически раскрыта в следующих разделах Правил внутреннего контроля N 16-1:
1. Раздел 2 Правил внутреннего контроля N 16-1 "Организация работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Данный раздел содержит положения о назначении Специального должностного лица, его подчиненности, обязанностях, о роли сотрудников в сфере ПОД/ФТ, о порядке взаимодействия с Росфинмониторингом при отправке сообщений.
2. Раздел 3 Правил внутреннего контроля N 16-1 "Программы осуществления внутреннего контроля".
Данный раздел содержит детальное описание системы внутреннего контроля и порядка взаимодействия структурных подразделений Общества по каждому из направлений внутреннего контроля.
3. Раздел 5 Правил внутреннего контроля N 16-1 "Порядок представления сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю".
Данный раздел содержит описание порядка взаимодействия структурных подразделений при выявлении операций, подлежащих контролю.
4. Должностная инструкция специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля (Приложение N 1 к Правилам внутреннего контроля N 16-1).
Данный документ содержит описание порядка назначения специального должностного лица, его права, обязанности и ответственность.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, Обществом разработан и утвержден ряд внутренних документов, направленных на реализацию программы, определяющей организационные основы осуществления внутреннего контроля, а именно: Приказ от 27.02.2012 N 13-2 "О назначении специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля"; Приказ от 28.02.2012 N 13-2/2 "О назначении исполняющего обязанности специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля"; Приказ от 22.12.2010 N 157 "О мерах по реализации отдельных положений Правил внутреннего контроля; Приказ от 22.12.2010 N 158 "О назначении сотрудников филиалов, ответственных за мониторинг и выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма" (с изменениями и дополнениями) содержит описание обязанностей сотрудников филиалов, ответственных за ПОД/ФТ. Приказ от 22.12.2010 N 159 "Об организации финансового мониторинга операций (сделок), подлежащих обязательному контролю".
Указанные внутренние документы Общества соответствуют требованиям пунктов 4, 7 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 в части организации внутреннего контроля.
При таких обстоятельствах в действиях заявителя отсутствуют нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поскольку Правила внутреннего контроля N 16-1 и другие внутренние документы Общества соответствовали требованиям, изложенным в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2012 N 667, и не нуждались в дополнительной доработке.
В соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, включен заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Штатное расписание филиала ООО "Группа Ренессанс Страхование" в г.Ростов-на- Дону не предусматривает должности заместителя руководителя филиала, курирующего вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В штате филиала с 01.12.2011 состоит заместитель директора филиала по безопасности Колмыков А.Г., который Приказом от 10.04.2012 N 23 назначен лицом, ответственным за мониторинг и выявление операций, подлежащих контролю, после чего прошел вводный инструктаж и получил свидетельство о прохождении вводного инструктажа от 10.04.2012. При этом срок прохождения дополнительного инструктажа для Колмыкова А.Г. на момент проведения проверки РО ФСФ России в ЮФО в январе 2013 года не наступил.
Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 предусматривает, что однократное обучение в форме целевого инструктажа должны пройти руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).
Таким образом, юрист филиала не входит в перечень сотрудников, обязанных проходить целевой инструктаж.
В штате филиала состоит юрист Молчанова Ю.В., которая в 2012 году проходила дополнительный инструктаж после утверждения Приказом генерального директора от 10.03.2012 N 16-1 новой редакции Правил внутреннего контроля. Срок прохождения очередного дополнительного инструктажа для Молчановой Ю.В. на момент проведения проверки РО ФСФР России в ЮФО в январе 2013 года также не наступил.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что административным органом не доказан факт нарушения Обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно части 1 статьи 5.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что ответчиком не доказано наличие в действиях заявителя события и состава вмененного административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в том числе вины Общества в его совершении, что в силу ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости признания незаконным и отмены оспариваемого постановления является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе связанные с оценкой доказательств и толкованием норм права, отличными от суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Принимая во внимание сказанное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.12.2013 по делу N А40-120929/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-120929/2013
Истец: ООО "Группа Ренессанс Страхование"
Ответчик: Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в ЦФО, РО ФСФР России в ЦФО, ЦБ РФ в лице МУ СБ Р по фин. рынкам в ЦФО