г. Санкт-Петербург |
|
31 марта 2014 г. |
Дело N А56-56518/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С., при участии:
от заявителя: Догадаев О.И. по доверенности от 21.03.2014
от заинтересованного лица: Алтынов К.В. по доверенности от 18.03.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-1658/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2013 по делу N А56-56518/2013 (судья Ю.В. Рогова), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "ТелеГород"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1047855046546; 190000, Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 27; далее - заявитель, Управление, Роскомнадзор) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТелеГород" (199106, Санкт-Петербург, ул. Наличная, д. 9, литер. А, пом. 11 Н; далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "ТелеГород") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 18.11.2013, вынесенным в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2013 и признать ООО "ТелеГород" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Податель жалобы указывает на то, что факт заключения соглашения, по которому ОАО "Ростелеком" при передаче интернет-трафика обществу обязуется обеспечить ограничение доступа к ресурсам сети "Интернет" в соответствии с требованиями Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не освобождает общество от авторизации на сайте httр://www.zapret-info.gov.ru. Возложение функций по ограничению доступа к ресурсам сети "Интернет", включенным в единый реестр доменных имен (httр://www.zapret-info.gov.ru) и содержащих информацию, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, на третьи лица является незаконным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель общества возражал против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 27.08.2013 в результате мониторинга деятельности общества, осуществленного Управлением в рамках представленных ему полномочий, установлено, что общество не авторизовано для использования web-сервиса, расположенного на сайте в сети Интернет zapret-info.gov.ru, необходимого для выгрузки информации из Единого реестра имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - ЕАИС).
Управлением выявлены следующие нарушения:
1) общество не авторизовано для использования web-сервиса zapret-info.gov.ru (vigruzki.rkn.gov.ru) и не осуществляет выгрузку информации в целях ограничения и возобновления допуска к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
2) общество не осуществляет ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее - Закон N 149 - ФЗ).
Выявленные нарушения пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 27.08.2013 N АП-78-04/0314. Действия общества квалифицированы Управлением по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении ООО "ТелеГород" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Управления, пришел к выводу о том, что весь интернет-трафик, поступающий обществу, является интернет-трафиком ОАО "Ростелеком", в связи с чем, указал на соблюдение обществом требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 46 Закона N 126 и статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ. Кроме того, суд первой инстанции указал на отсутствие в перечне лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи указания на необходимость осуществления ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что ООО "ТелеГород" осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи на основании лицензии N 65167, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
В целях оказании услуг связи оператор связи в соответствии с условиями лицензии и пункта 4 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю:
а) доступ к сети связи лицензиата;
б) доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;
в) прием и передачу телематических электронных сообщений.
Согласно пункту 5 статьи 46 Закона N 126-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Законом N 149-ФЗ.
На основании части 1 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (далее - Правила ведения реестра, ЕАИС).
Реестр сайтов в Интернете, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, доступен на сайте zapret-info.gov.ru. Создание, формирование и ведение такого реестра осуществляется Роскомнадзором. Ведение Реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
Согласно пункту 13 Правил ведения реестра перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.
В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет".
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21.02.2013 N 169 утвержден Порядок получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно пунктам 3, 4 Порядка получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайте в сети "Интернет" http://zapret-info.gov.ru.
Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованной Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Согласно пункту 5 лицензионных условий (Приложение к лицензии N 65167), лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено определение лицензии, как специального разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Под "лицензионными требованиями и условиями" понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно лицензионным условиям общество осуществляет доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети "Интернет".
Из протокола об административном правонарушении от 27.08.2013 N АП-78-04/0314 следует, что по результатам мониторинга Единой информационной системы Роскомнадзор установил, что ООО "ТелеГород" не авторизовано для использования web-сервиса zapret-info.gov.ru, следовательно, не осуществляет выгрузку информации из ЕАИС в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Законом N 149-ФЗ, чем нарушает пункт 5 статьи 46 Закона N 126-ФЗ.
Ссылки на договор, заключенный между ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" и ООО "ТелеГород" (оператор) от 20.04.2010 N 03-04-33622 о присоединении сетей передачи данных в соответствии с которым ОАО "Ростелеком" обязалось предоставлять обществу услуги присоединения на зоновом (узловом) уровне в соответствии с техническими условиями (приложение N 8 к договору) и услуги по пропуску интернет-трафика и Соглашение от 01.12.2012, которым предусмотрено, что ОАО "Ростелеком" при передаче интернет-трафика обществу обязуется обеспечить ограничение доступа к ресурсам сети Интернет в соответствии с документом "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", являются ошибочными, поскольку из изложенных выше нормативных актов следует, что каждый оператор связи, имеющий лицензию на оказание телематических услуг связи на принадлежащей ему сети передачи данных обязан самостоятельно авторизоваться на сайте в сети "Интернет" " http://zapret-info.gov.ru.
Возложение обязанности оператора связи по ограничению доступа к ресурсам сети "Интернет", включенным в единый реестр доменных имен " http://zapret-info.gov.ru и содержащим информацию, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, на третьи лица, в том числе на другого оператора связи, законодательством, регулирующим оказание названных выше услуг связи, не предусмотрено.
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что не исполнение требований пункта 5 статьи 46 Федерального закона "О связи" не может рассматриваться как осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в связи с отсутствием в перечне лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи указания на необходимость осуществления ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Законом N 149-ФЗ, противоречит изложенным выше правовым нормам.
Выявленное Роскомнадзором отсутствие авторизации ООО "ТелеГород" для использования web-сервиса zapret-info.gov.ru и не осуществление выгрузки информации в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", т.е. не исполнение требований Закона N 149-ФЗ, образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства наличия обстоятельств, препятствующих соблюдению лицензионных требований и условий или обстоятельств, исключающих вину общества в совершении административного правонарушения обществом не представлено.
Вместе с тем, заявление административного органа о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ удовлеворению не подлежит в виду следующего.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
На дату рассмотрения апелляционной жалобы срок для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, не смотря на ошибочность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает возможным оставить решение суда без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2013 по делу N А56-56518/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Шульга |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56518/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Ответчик: ООО "ТелеГород"