Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 2007 г. N 7820/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Бабкина А.И., судей Нешатаевой Т.Н., Сарбаша С.В.
рассмотрел в судебном заседании заявление инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу города Иркутска о пересмотре в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции от 25.12.2006 по делу N А19-18407/06-15 Арбитражного суда Иркутской области, постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.03.2007 по тому же делу, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транс-Экспресс-Байкал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу города Иркутска (далее - инспекция) от 20.06.2006 N 03-26вн о привлечении к налоговой ответственности в виде 275905 рублей 40 копеек штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость. Этим же решением обществу предложено доплатить 1379527 рублей налога на добавленную стоимость и 46881 рубль 36 копеек пеней.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.09.2006 заявленные требования общества удовлетворены частично. Решение инспекции о привлечении к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость в виде 97161 рубля 20 копеек штрафа признано незаконным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2006 решение суда первой инстанции отменено. Заявленные требования общества удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 06.03.2007 постановление суда апелляционной инстанции от 25.12.2006 оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановлений апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора инспекция просит их отменить, ссылаясь на нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц и иных публичных интересов. По мнению инспекции, судами неправомерно применены положения пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающего возможность документального подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации работ (услуг) в течение 180 дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Указанный срок, как полагает инспекция, не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 Кодекса не обязаны представлять в налоговый орган грузовые таможенные декларации, поэтому в данном случае действует общий порядок исполнения налоговой обязанности, связанной с моментом определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 165 Кодекса (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), документы (их копии), указанные в пунктах 1-4 данной статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 данной статьи не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
Положения данного пункта во взаимосвязи с пунктом 9 статьи 167 Кодекса не дают оснований толковать их как ограничивающие право указанных налогоплательщиков воспользоваться увеличенным сроком сбора и представления документов без негативных для него налоговых последствий.
В данном случае имеются основания и для применения пункта 7 статьи 3 Кодекса.
Пробел в правовом регулировании, связанном с моментом определения налоговой базы для налогоплательщиков, которые не обязаны представлять в налоговый орган грузовые таможенные декларации был устранен принятием Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Пункт 4 статьи 165 дополнен абзацем следующего содержания: "Налогоплательщики, которые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи не представляют в налоговые органы таможенные декларации (их копии), для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, представляют документы, указанные в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 4 настоящей статьи, в срок не позднее 180 календарных дней с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), проставлено пограничными таможенными органами на перевозочных документах. Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил документы, указанные в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 4 настоящей статьи, операции по реализации работ (услуг) подлежат налогообложению по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса". В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного Закона положения пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2007".
Таким образом, изучив материалы дела, принятые судебные акты и доводы, изложенные в заявлении, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче дела N А19-18407/06-15 Арбитражного суда Иркутской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции от 25.12.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.03.2007 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
А.И. Бабкин |
Судья |
Т.Н. Нешатаева |
Судья |
С.В. Сарбаш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 2007 г. N 7820/07
Текст определения официально опубликован не был