г. Санкт-Петербург |
|
01 апреля 2014 г. |
Дело N А56-51671/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.С.
при участии в заседании:
от заявителя: Андреева А.В. - по доверенности от 15.08.2013, Ганеев М.М. - по доверенности от 15.08.2013;
от заинтересованного лица: Головин М.А. - по доверенности от 27.12.2013;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1269/2014) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2013 по делу N А56-51671/2013 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ООО "Енисей", место нахождения: 192148, г. Санкт-Петербург, ул. Крупской, д. 55, лит. А, ОГРН 1027806063295,
к Балтийской таможне
3-е лицо: Северо-Западное таможенное управление Федеральной таможенной службы Российской Федерации
о признании недействительными требований
установил:
Закрытое акционерное общество "Енисей" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными требований Балтийской таможни (далее - таможенный орган) от 05.06.2013 об уплате таможенных платежей N 955, N 956-О.
Определением суда от 30.10.2013 Северо-Западное таможенное управление Федеральной таможенной службы РФ (далее - СЗТУ) переведено из числа заинтересованных лиц в статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 09.12.2013 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Балтийская таможня, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы полагает, что Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) не предусматривает процедуру получения регистрационного удостоверения на фармацевтические субстанции в отличие от утратившего силу Федерального закона от 22.06.1998 N86-ФЗ "О лекарственных средствах", в связи с чем положения Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 подлежат применению с учетом нового правового регулирования в указанной сфере деятельности, то есть в отношении фармацевтических субстанций, включенных в государственный реестр лекарственных средств после указанного срока, а также для субстанций, срок действия регистрационных удостоверений которых истек, льготная ставка НДС в размере 10% не применяется.
В судебном заседании представитель Балтийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества возражал против ее удовлетворения, просил оставить решение суда без изменения по изложенным в отзыве мотивам.
При отсутствии возражений со стороны представителей сторон удовлетворено ходатайство Северо-Западного таможенного управления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. СЗТУ в направленном суду апелляционной инстанции отзыве поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что по итогам камеральной таможенной проверки, проведенной после выпуска товара, актом от 29.05.2013 признано неправомерным применение ставки НДС в размере 10 процентов в отношении товаров, задекларированных за период 05.03.2012. - 12.02.2013. по ДТ N 10216140/120213/0001756, N 10216130/011012/0048796, N 10216130/280512/ 0023555, N 10216130/060912/0043724, N 10216130/050312/000954 - "Аминокапроновая кислота C6H13N02 (не менее 98,5 процентов) CASN 60-32-2, субстанция в виде кристаллического порошка белого цвета, упакована в полиэтиленовые пакеты по 2 кг нетто, используется в качестве сырья для производства готовых лекарственных препаратов, не для ветеринарии". Лекарственная форма: субстанция-порошок, в связи с тем, что в документах, подаваемых при декларировании товаров, отсутствовало регистрационное удостоверение, которое, по мнению таможенного органа должно быть в качестве документа подтверждающего соблюдения условий для применения пониженной ставки НДС.
Аминокапроновая кислота включена в Государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения, под реестровой записью от 30.10.2008 г. П N 015646/01.
На основании акта камеральной таможенной проверки от 29.05.2013 N 10216000/400/290513/А0102 Обществу выставлены требования об уплате таможенных платежей NN955, 956-О от 05.06.2013.
Полагая указанные требования незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выдача регистрационного удостоверения на фармацевтическую субстанцию Законом N 61-ФЗ не предусмотрена, однако принял во внимание разъяснения Департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств Министерства здравоохранения Российской Федерации за N 20-2-2061468-О от 03.06.2013 о том, что требование статьи 33 Закона N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" реализовано в государственном реестре лекарственных средств для медицинского применения, полагая, что указанные разъяснения, размещенные на официальном сайте Минздрава России в сети "Интернет", являются официальным источником информации для принятия решения при помещении лекарственных средств под таможенные процедуры.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы обоснованными, а решение суда - подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств (включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления), изделий медицинского назначения налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов.
Согласно пункту 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 названной статьи.
Во исполнение подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло постановление N 688, которым утвердило Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, и Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. При этом коды видов продукции, указанных в пункте 2 названной статьи, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 утверждены Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 % при их реализации (Перечень N 1) и Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых НДС налоговой ставке 10 % при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации (единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза - в редакции Постановления Правительства РФ от 08.12.2010 N1002) (Перечень N 2).
Ввезенный Обществом товар классифицирован в подсубпозиции 2922 49 850 0 ТН ВЭД ТС, который поименован в Перечне N 2.
Для целей Закона N 61-ФЗ используются следующие основные понятия:
- лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности (пункт 4 статьи 4);
- фармацевтические субстанции - лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность (пункт 2 статьи 4);
- лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты (пункт 1 статьи 4);
- регистрационное удостоверение лекарственного препарата - документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата (пункт 26 статьи 4).
В силу статьи 13 Закона N 61-ФЗ лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственную регистрацию лекарственного препарата подтверждает регистрационное удостоверение лекарственного препарата с указанием лекарственных форм и дозировок, выдаваемое бессрочно, за исключением регистрационного удостоверения лекарственного препарата, выдаваемого со сроком действия пять лет, на впервые регистрируемые в Российской Федерации лекарственные препараты (пункт 26 статьи 4, статья 28 Закона N 61-ФЗ).
Федеральный орган исполнительной власти при обращении лекарственных средств ведет государственный реестр лекарственных средств, который содержит перечень лекарственных препаратов, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, и иную информацию о лекарственных препаратах и фармацевтических субстанциях, поименованную в статье 33 Закона N 61-ФЗ.
Пунктом 3 части 1 статьи 27 указанного закона установлено, что при принятии решения о государственной регистрации лекарственного препарата соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вносит при принятии решения о государственной регистрации лекарственного препарата данные о зарегистрированном лекарственном препарате, в том числе о фармацевтической субстанции, входящей в состав лекарственного препарата, в государственный реестр лекарственных средств и выдает заявителю регистрационное удостоверение лекарственного препарата, форма которого утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, согласованные нормативную документацию, нормативный документ, инструкцию по применению лекарственного препарата и макеты первичной упаковки и вторичной (потребительской) упаковки с указанием на них номера регистрационного удостоверения лекарственного препарата и даты его государственной регистрации или в случае принятия решения об отказе в государственной регистрации лекарственного препарата уведомляет в письменной форме заявителя об этом с указанием причин такого отказа.
Исходя из указанного нормативного правого регулирования правоотношений, возникающих в сферах обращения лекарственных средств и обложения налогом на добавленную стоимость операций с лекарственными средствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что к медицинским товарам, о которых упоминает подпункт 4 пункта 2 статьи 164 Кодекса, относятся лекарственные средства (лекарственные препараты и фармацевтические субстанции), внесенные в государственный реестр лекарственных средств, что в установленных Законами N 61-ФЗ и N 86-ФЗ случаях подтверждается регистрационными удостоверениями.
С учетом изложенных норм основанием для применения ставки НДС 10% в отношении лекарственных препаратов, а также фармацевтических субстанций, ввозимых на таможенную территорию РФ, является наличие регистрационного удостоверения на конкретное наименование товара, выданного в установленном порядке, а также отнесение данного товара к медицинским товарам, приведенным в Перечне кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Следовательно, изменения, внесенные в 2010 году в законодательство в сфере обращения лекарственных средств, означают, что положения постановления Правительства Российской Федерации N 688 подлежат применению с учетом нового правового регулирования в указанной сфере деятельности.
Указанный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в решении от 09.11.2012 по делу N 11234/12.
При таком положении вывод суда первой инстанции о том, что в данной ситуации таможенным органам следовало руководствоваться разъяснениями Департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств Министерства здравоохранения Российской Федерации за N 20-2-2061468-О от 03.06.2013, противоречит вышеприведенным нормам действующего законодательства и является ошибочным.
Согласно пункту 1 Примечания к Перечню N 2, товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, облагаются НДС по ставке 10% при условии предоставления в момент таможенного оформления регистрационного удостоверения.
Поскольку действующее на день регистрации ДТ N 10216140/120213/0001756, N 10216130/011012/0048796, N 10216130/280512/ 0023555, N 10216130/060912/0043724, N 10216130/050312/0009541 регистрационное удостоверение на фармацевтическую субстанцию "Аминокапроновая кислота" отсутствовало, правовых оснований для применения ставки НДС в размере 10% в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 в отношении товара не имелось.
Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания недействительными требований Балтийской таможни от 05.06.2013 об уплате таможенных платежей N 955, N 956-О.
При таком положении решение суда от 09.12.2013 подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе ЗАО "Енисей" в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 декабря 2013 года по делу N А56-51671/2013 отменить.
Отказать Закрытому акционерному обществу "Енисей" (192148, г. Санкт-Петербург, ул. Крупской, д. 55, лит. А, ОГРН 1027806063295) в удовлетворении заявления о признании недействительным требований Балтийской таможни об уплате таможенных платежей от 05.06.2013 N N 955, 956-О.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Л. В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51671/2013
Истец: ЗАО "Енисей", ООО "Енисей"
Ответчик: Балтийская таможня, Северо-Западное таможенное управление Федеральной таможенной службы РФ
Третье лицо: Северо-Западное таможенное управление Федеральной таможенной службы РФ
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4865/14
01.04.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1269/14
09.12.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-51671/13