г. Чита |
|
1 апреля 2014 г. |
Дело N А19-14796/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 апреля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителей Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) Онохова С.Н. (доверенность от 27.03.2014), Негосударственного учреждения здравоохранения "Дорожная клиническая больница на станции Иркутск-Пассажирский ОАО РЖД" Чуб А.В. (доверенность от 25.03.2014), Стадник Л.Г. (доверенность от 25.03.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2014 года по делу N А19-14796/2013 (суд первой инстанции - Колосов В.И.),
установил:
Негосударственное учреждение здравоохранения "Дорожная клиническая больница на станции Иркутск-Пассажирский ОАО РЖД"" (ИНН 3812079583, ОГРН 1043801757834, далее - учреждение, дорожная клиническая больница) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) (ИНН 3808011062, ОГРН 1023801012905, далее - фонд социального страхования) о признании незаконным и отмене решения о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения N 3361 от 03.09.2013 года в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового возмещения, в сумме 36921 руб. 35 коп. и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2014 года по делу N А19-14796/2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу Дорожная клиническая больница не представила.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 04.03.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, фондом социального страхования проведена камеральная проверка (акт камеральной проверки N 3361 осс от 26.07.2013 года) ( т. 1 л.д. 55-57) правильности расходов НУЗ "Дорожная клиническая больница на станции Иркутск-Пассажирский ОАО "РЖД" на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ходе которой установлено, что страхователем при оплате четырёх дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения им возраста 18 лет, плата производилась с нарушением п. 6 Разъяснений Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. N 3/02-18/05-2256 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами" (утв. постановлением Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 года N 26/34), п. 87 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (Приложение к постановлению Фонда социального страхования РФ от 7 апреля 2008 года N 81), а именно в отношении получателей средств (Фирсовой Е.Н. - выплачено пособие в сумме 7796 руб. 04 коп., Ваврищук Е.А. - выплачено пособие в сумме 11517 руб. 38 коп., Лобовой Н.В. -выплачено пособие в сумме 7796 руб. 04 коп.) страхователем не были представлены справки из органов социальной защиты населения за проверяемый период (01.04.2013 года - 30.06.2013 года), так как представленные страхователем справки не относятся к проверяемому периоду.
В связи с чем, в указанной части решением директора филиала N 1 фонда социального страхования N3361 от 03.09.2013 года НУЗ "Дорожная клиническая больница на станции Иркутск- Пассажирский ОАО "РЖД" было отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 36921 руб. 35 коп.( т. 1 л.д. 17-18).
Полагая, что при этом были нарушены его права и законные интересы заявитель обратился в арбитражный суд, который заявленные требования удовлетворил.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Таким образом, пособия по обязательному социальному страхованию имеют компенсационный характер и являются возмещением утраченного заработка работника при наступлении страхового случая.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2.1. Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, плательщиком страховых взносов в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N212-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. При этом на основании пункта 2 упомянутой статьи Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. При этом согласно пункту 3 названной статьи Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Согласно п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктами 1, 6 Разъяснения Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. N 3/02-18/05-2256 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами" (утв. постановлением Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. N 26/34) предусмотрено, что четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.
Справка, указанная в пункте 1 настоящего разъяснения, представляется из органов социальной защиты населения по месту жительства ребенка-инвалида ежегодно, документы, указанные в пункте 3 настоящего разъяснения, - при каждом обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней.
В соответствии с п.п. 86-89 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (Приложение к постановлению Фонда социального страхования РФ от 7 апреля 2008 г. N 81) при проверке выплат следует руководствоваться статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации.
Предоставление дополнительных оплачиваемых выходных дней родителям (опекунам, попечителям) осуществляется в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.04.2002 N 26/40 "О внесении изменений в разъяснение Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 N 3/02-18/05-2256 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами", утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 года N 26/34", в соответствии с которым в случае если один из родителей ребенка состоит в трудовых отношениях с работодателем, а другой в таких отношениях не состоит или самостоятельно обеспечивает себя работой, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет предоставляются родителю, состоящему в трудовых отношениях с работодателем.
При этом в бухгалтерии страхователя должны храниться на каждого получателя:
а) заявление о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком- инвалидом;
б) справка органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не находится на государственном обеспечении (в интернате или ином подобном учреждении), представляемая ежегодно;
в) копия приказа о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
г) справка с места работы другого родителя, что на момент обращения дополнительно оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы;
д) если работающим является один родитель, то факт отсутствия работы у другого родителя должен быть документально подтвержден (справка из органов государственной службы занятости населения и др.).
В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т.п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.
е) если работающим по трудовому договору является один родитель, а другой родитель самостоятельно обеспечивает себя работой. Данный факт должен быть подтвержден наличием соответствующего документа (копии), представляемого при каждом обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней.
При проверке проверяющие должны установить общее количество предоставленных дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и соответствие общей суммы выплат за проверяемый период данным бухгалтерского учета и отчетным данным, указанным в расчетной ведомости по средствам Фонда.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод фонда о том, что представленные НУЗ "Дорожная клиническая больница на станции Иркутск-Пассажирский ОАО "РЖД" при проведении проверки, справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении не относятся к проверяемому периоду.
Как следует из материалов дела, на момент проверки у заявителя имелись и были предъявлены при проведении проверки следующие справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении - в отношении получателей средств: Фирсовой Е.Н. справка N 103 от 19.11.2012 года, Ваврищук Е.А. - справка N 100 от 08.11.2012 года, Лобовой Н.В. - справка N 41 от 24.12.2012 года
Указанными справками установлено, что инвалидность установлена: Фирсовой П.В. до 01.12.2013 года, Ваврищук М.В. до 01.12.2013 года, Лобовой Е.А. до 08.11.2018 года, указанные лица не содержатся в специализированных детских учреждениях на полном государственном обеспечении.
Доказательств того, что указанная в данных справках информация не соответствовала действительности на момент проверки, апеллянтом в материалы дела не представлено.
Довод Пенсионного фонда о том, что для назначения и оплаты дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами в 2013 году должна быть представлена новая справка из Управления министерства развития, опеки и попечительства, судом правомерно признан несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 191, 192 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока
Так как справка органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении должна представляться ежегодно, соответственно, суд первой инстанции правильно исходил из того, что срок ее действия - один год с даты выдачи.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в таком случае правомерно признал исполненной обязанность по представлению справок, поскольку срок действия вышеуказанных справок на момент вынесения оспариваемого решения в отношении получателей средств: Фирсовой Е.Н., Ваврищук Е.А., Лобовой Н.В. не истек.
Судом установлено, что заявителем были представлены необходимые надлежащие документы, подтверждающие право каждого работника, которому были предоставлены дополнительные выходные дни, на указанную льготу.
Доказательств обратного апеллянтом в материалы дела не представлено.
При этом суд первой инстанции правильно исходил того, что даже если и принять во внимание доводы фонда, то они не имеют правового значения, поскольку сам по себе факт отсутствия во время проверки каких-либо документов не лишает работников права на использование льготы, установленной законодательством.
При оценке судом всех доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, доводы заявителя апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства и получивших надлежащую правовую оценку, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2014 года по делу N А19-14796/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14796/2013
Истец: Негосударственное учреждение здравоохранения "Дорожная клиническая больница на станции Иркутск-Пассажирский ОАО "Российские железные дороги", Негосударственное учреждение здравоохранения "Дорожная клиническая больница на станции Иркутск-Пассажирский открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Филиал N1
Третье лицо: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ