г. Хабаровск |
|
02 апреля 2014 г. |
Дело N А73-14411/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Большехехцирский": Кравец Д.Н., представитель по доверенности от 29.11.2013 N 27;
от Главного управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному округу: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Большехехцирский"
на решение от 31.01.2014
по делу N А73-14411/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Большехехцирский"
к Главному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному округу
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 20.11.2013 N 05-008-АС
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный заповедник "Большехехцирский" (далее - ФГБУ "Государственный природный заповедник "Большехехцирский", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ДФО, Департамент, административный орган) от 20.11.2013 N 05-008-АС, которым Учреждение привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 31.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ФГБУ "Государственный природный заповедник "Большехехцирский" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неполным установлением обстоятельств по настоящему делу, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и недоказанностью, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГБУ "Государственный природный заповедник "Большехехцирский" поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Департамент Росприроднадзора по ДФО, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимал участия в заседании суда апелляционной инстанции, каких-либо ходатайств не заявлял, отзыва не направил.
В заседании суда апелляционной инстанции в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 26.03.2014 года.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ФГБУ "Государственный природный заповедник "Большехехцирский", проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит, что решение суда первой инстанции следует отменить, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного Учреждением административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Из материалов дела следует, что в ходе рейдового мероприятия, проведенного 04.09.2013 на основании распоряжения Департамента Росприроднадзора по ДФО от 04.09.2013 N 437, должностными лицам Департамента при непосредственном обнаружении выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства:
- на лесной дороге, проходящей по правой стороне ключа Соснинский территории ФГБУ "Государственный заповедник "Большехехцирский", 04.09.2013 в 14 часов 30 минут в особо охраняемых лесах лесничества "Большехехцирский" в кварталах N 10, N 251-252 (обхода 16) обнаружены: асфальтированная дорога, ведущая к объекту строительства "Соснинский ручей" некоммерческого партнерства "Администрация г. Хабаровска", свалка мусора объемом около пяти кубических метров строительных отходов в черных пропиленовых мешках, высыпанных с дороги на территорию заповедника; рядом с дорогой к визит-центру заповедника "Соснинский" лежит куча угля (накрытая пологом) и наполовину заполненный бытовыми отходами старый мусоросборный контейнер, закрытый крышкой, с повреждениями по швам, через которые грызуны попадают внутрь.
В рамках административного расследования, возбужденного 06.09.2013 определением N 005-008/2013, старшим государственным инспектором по охране природы в Дальневосточном федеральном округе Суховым А.Н. в присутствии двоих понятых, с участием представителя ФГБУ "Государственный природный заповедник "Большехехцирский" Кравца Д.Н., старшего госинспектора ГПЗ "Большехехцирский" Кя Ю.Н. 07.10.2013 произведен осмотр территории лесной дороги в визит-центр "Соснинский", расположенной в лесных кварталах N 10 и N 251-252 "Большехехцирского лесничества", о чем оставлен протокол осмотра от 07.10.2013.
В ходе осмотра установлено, что на грунтовую лесную дорогу лесохозяйственного назначения протяженностью 1084 метра и средней ширине полотна от 3,2 - 3,8 метра (в отдельных местах 2,8 метра) уложено асфальтовое покрытие, превышение полотна дороги на гравийной подушке над уровнем местности от 0,2 м и выше, с оформленными кюветами, как новыми, так и старыми; в трех местах на урезе дороги обнаружены куски ломаного асфальта, остатки куч щебня; в семи местах под асфальтовым полотном дороги проложены ливневые стоки в виде металлических труб. Асфальтовое покрытие лесной дороги заканчивается у ворот некоммерческого партнерства "Фонд жилищного строительства администрации г. Хабаровска". Полотно асфальтированной лесной дороги не позволяет разъехаться двум автомобилям без выезда с дороги, что приводит к деградации и (или) уничтожению природных объектов, находящихся под особой охраной заповедника.
При проведении осмотра производилась фотосъемка, составлены схема расположения GPS, трассирующих лесохозяйственную дорогу с асфальтовым покрытием в Большехехцирском государственном заповеднике, и фототаблица (дорога на визит-центр).
Уведомлением от 22.10.2013 N 3 законный представитель ФГБУ "Государственный природный заповедник "Большехехцирский" директор Спиридонов С.В. извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - на 01.11.2013 в 10-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Герасимова, 31 каб. 204. Уведомление вручено Спиридонову С.В. 28.10.2013, что подтверждается его подписью.
01.11.2013 заместителем начальника отдела надзора в сфере охоты, особо охраняемых природных территорий и разрешительной деятельности в Дальневосточном федеральном округе Суховым А.Н. в отношении ФГБУ "Государственный природный заповедник "Большехехцирский" в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ. Копия протокола вручена Учреждению 12.11.2013, что подтверждается сопроводительным письмом о направлении протокола, почтовой квитанцией и карточкой почтового уведомления.
Определением от 01.11.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 20.11.2013 в 15 часов 30 минут по адресу г. Хабаровск, ул. Герасимова, д. 31 кабинет 204. Определение вручено Учреждению 14.11.2013 под входящий N 290.
Постановлением указанного выше должностного лица Департамента от 20.11.2013, вынесенным в отсутствие законного представителя Учреждения, ФГБУ "Государственный природный заповедник "Большехехцирский" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Несогласие заявителя с постановлением административного органа послужило основанием для обращения в арбитражный суд за его обжалованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Согласно статье 59 Лесного кодекса Российской Федерации в целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению численности таких растений и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности.
Пунктом "а" статьи 7 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых территориях) на государственные природные заповедники возлагается такая задача, как осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.
Согласно части 1 статьи 6 Закона об особо охраняемых территориях государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 6 Закона об особо охраняемых территориях (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений) положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 9 Закона об особо охраняемых территориях пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.
Согласно пункту 52 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.
Разделом VI Положения о ФГБУ "Большехехцирский государственный природных заповедник" (далее - Положение) утвержденного приказом МПР РФ от 01.07.2003 N 557, определен режим заповедника. В соответствии с пунктом 6.1 Положения на всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе нарушение почвенного покрова, строительство дорог и путепроводов, прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника, а также нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автотранспорта вне дорог и водных путей общего пользования, иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.
В соответствии с пунктом 6.6 Положения пребывание на территории заповедника посторонних лиц, не являющихся его работниками или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Минприроды России или администрации заповедника.
В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 Положения, охрана природных комплексов и объектов на территории заповедника и его охранной зоны осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории заповедника, работники которой входят в штат заповедника. В состав специальной государственной инспекции по охране территории заповедника входит: директор заповедника, являющийся главным государственным инспектором, его заместители, являющиеся заместителями главного государственного инспектора, старшие государственные инспекторы, участковые государственные инспекторы и государственные инспекторы по охране территории заповедника.
В соответствии с пунктом 7.5 Положения государственные инспекторы по охране территории заповедника имеют право приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны.
Согласно пункту 7.6 Положения Главному государственному инспектору и его заместителям предоставляются все права государственных инспекторов, предусмотренные настоящим Положением. Кроме того, указанные лица имеют право: запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму заповедника, его охранной зоны; налагать административные взыскания, предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу заповедника средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам заповедника, его охранной зоны и других подконтрольных ему территорий в результате нарушений установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов; направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
Как следует из материалов дела, на территории Большехехцирского заповедника произрастают растения, занесенные в Красную книгу - бородатка японская, бразения Шребера, венерин башмачок, касатик мечевидный, пион молочноцветковый, пион обратнояйцевидный, подмаренник удивительный, рябчик уссурийский и другие; из грибов - мутинус Равенеля, паутинник фиолетовый, сетконоска сдвоенная.
Выявленные в ходе проверки нарушения особого режима заповедника и строительство дороги на его территории, как признал суд, могут привести к нарушению растительных комплексов и мест произрастания эндемичных видов растений, поскольку ФГБУ "Большехехцирский государственный природный заповедник" не принимались надлежащие меры по обеспечению режима охраны особо охраняемой территории.
Частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Согласно части 3 статьи 8.31 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, как правильно определил суд первой инстанции, выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) учреждения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ.
Вина Учреждения выразилась в непринятии всех необходимых мер для обнаружения лиц, причастных к укладке асфальтового покрытия, их наказанию, а также к прекращению, ликвидации указанной дороги, либо приведения ее статуса в соответствие с режимом особой охраны. Также не принимались необходимые меры по обнаружению и привлечению к ответственности лиц, виновных в загрязнении лесов отходами производства и потребления и оказывающих негативное воздействие на леса (засорение) особо охраняемых природных территорий, а также к ликвидации такого засорения, о чем свидетельствует обнаруженная свалка мусора, строительный мусор на территории заповедника.
Факт нарушения подтверждается материалами дела - протоколом осмотра от 07.10.2013 и фотоматериалами к нему, протоколом об административном правонарушении.
Судом первой инстанции установлено, что административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в минимальном размере, установленном данной статьей. Нарушений порядка срока привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции находит, что судом первой инстанции правильно определено, что ФГБУ "Большехехцирский государственный природных заповедник" совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ.
В то же время, суд апелляционной инстанции полагает возможным применить в рассматриваемом случае положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного Учреждением административного правонарушения, освободив ФГБУ "Большехехцирский государственный природных заповедник" от административной ответственности за выявленное нарушение, и ограничиться устным замечанием, исходя из следующего.
Согласно пункту 17 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
В соответствии с пунктом 18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Квалифицируя административное правонарушение, вменяемое ФГБУ "Большехехцирский государственный природных заповедник", как малозначительное суд апелляционной инстанции исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
В частности, в заседании суда апелляционной инстанции из объяснений представителя Учреждения установлено, что нарушения, выявленные в отношении спорной дороги, в настоящее время Учреждением устраняются.
Суд апелляционной инстанции также учитывает и то обстоятельство, что в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует.
Следовательно, совершенное Учреждение административное правонарушение возможно признать малозначительным, освободив ФГБУ "Большехехцирский государственный природных заповедник" от административной ответственности за выявленное нарушение, и ограничиться устным замечанием.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует отменить, в связи с малозначительностью совершенного ФГБУ "Большехехцирский государственный природных заповедник, признав незаконным оспариваемое постановление и отменив его, освободив ФГБУ "Большехехцирский государственный природных заповедник" от административной ответственности за выявленное нарушение, и ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.01.2014 по делу N А73-14411/2013 отменить.
Постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу от 20.11.2013 N 05-008-АС о назначении административного наказания по части 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.
Объявить Федеральному государственному бюджетному учреждению "Государственный природный заповедник "Большехехцирский" устное замечание.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14411/2013
Истец: ФГБУ "Государственный природный заповедник "Большехехцирский"
Ответчик: Главное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному округу (Росприроднадзор)