г. Красноярск |
|
02 апреля 2014 г. |
Дело N А69-3379/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2014 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.
при составлении протокола судебного заседания помощником судьи Пасынок Н.С.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 15 января 2014 года по делу N А69-3379/2013, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьей Санчат Э.А.,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва (ИНН 1701025968, ОГРН 1021700513010) (далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к государственному унитарному предприятию Республики Тыва "Управление пассажирским транспортом Республики Тыва" (ИНН 1701032404, ОГРН 1021700512558) (далее - предприятие, ответчик) о взыскании финансовой санкции в размере 2041 рубль 31 копейка за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 15 января 2014 года по делу N А69-3379/2013 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на соблюдение Управлением процедуры рассмотрения материалов проверки, полагает, что ответчик надлежащим образом был уведомлен о месте и времени рассмотрения материалов проверки, что подтверждается актом от 13.05.2013. Суд первой инстанции неверно пришел к выводу, что Управлением не представлены решение от 11.06.2013 N 73 (опечатка в дате) и акт от 13.05.2013 N 73, поскольку оригиналы указанных документов были представлены в материалы дела с исковым заявлением.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 26.02.2014 о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
13.05.2013 государственное унитарное предприятие Республики Тыва "Управление пассажирским транспортом Республики Тыва" представило в Управление Пенсионного фонда индивидуальные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на 4-х застрахованных лиц за 9 месяцев 2012 года.
Управлением Пенсионного фонда установлен факт нарушения срока предоставления указанных индивидуальных сведений (фактически сведения представлены 13.05.2013 при установленном сроке представления - 15.11.2012), о чем составлен акт от 13.05.2013 N 73 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Решением Управления Пенсионного фонда от 11.06.2013 N 73 предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 10% от суммы начисленных взносов, что составило 2041 рубль 30 копеек.
Требованием от 02.07.2013 N 72 предприятию предложено уплатить сумму финансовой санкции в размере 2041 рубля 31 копейки в срок до 20.07.2013.
Неисполнение требования к установленному сроку явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в Арбитражный суд Республики Тыва с вышеуказанным требованием.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Взыскание финансовых санкций, предусмотренных пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 3 статьи 17 указанного Федерального закона).
На основании части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 5 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета, в том числе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ отчетными периодами по страховым взносам признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно статье 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
Таким образом, установленным законом сроком представления в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 9 месяцев 2012 года является 15.11.2012.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что предприятием в Управление Пенсионного фонда индивидуальные сведения о застрахованных лицах за 9 месяцев 2012 года в установленный законом срок не представлены (фактически представлены 13.05.2013).
Арбитражный суд Республики Тыва, отказывая в удовлетворении заявленного Управлением требования, пришел к выводу о том, что решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 11.06.2013 N 76 вынесено в отсутствие не извещенного надлежащим образом лица, в отношении которого проводилась проверка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Процедура проведения камеральной проверки и привлечения страхователя к ответственности, предусмотрена Федеральным законом N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов. При этом, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В силу статьи 38 указанного Федерального закона в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее, чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Решением от 11.06.2013 N 73 предприятие привлечено к ответственности за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах в виде наложения штрафа в размере 2041 рубль 30 копеек. В данном решении указано, что рассмотрение акта камеральной проверки от 13.05.2013 N 73 состоялось в отсутствие представителя предприятия, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, что подтверждается актом от 13.05.2013.
Как следует из акта от 13.05.2013 N 73 рассмотрение материалов камеральной проверки назначено на 10.06.2013 на 10 часов 00 минут. Копия указанного акта вручена представителю предприятия - 13.05.2013.
Поскольку рассмотрение материалов камеральной проверки и вынесение соответствующего решения состоялось 11.06.2013 (как следует из текста решения), а не 10.06.2013 (как было уведомлено предприятие), то решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 11.06.2013 N 73 вынесено в отсутствие не извещенного надлежащим образом лица, в отношении которого проводилась проверка.
Вынесение Управлением Пенсионного фонда решения о привлечении к ответственности лица, в отношении которого проводилась проверка, в отсутствие его надлежащего извещения о времени, дате и месте рассмотрения материалов проверки, свидетельствует о существенном нарушении процедуры привлечения предприятия к ответственности и нарушению его прав.
Доказательств того, что рассмотрение результатов камеральной проверки Управлением Пенсионного фонда фактически было осуществлено 10.06.2013 (дата и время, которое указано в акте N 73 от 13.05.2013), а не 11.06.2013 (как следует из текста решении от 11.06.2013 N 73), что свидетельствовало бы о наличии технической ошибки (опечатки) в данном решении, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд апелляционной отклоняет довод заявителя о том, что ответчик был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения результатов камеральной проверки, как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки и вынесения решений по ним является самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого решения, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Управлением Пенсионного фонда требования.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в требовании от 02.07.2013 N 72 в качестве основания уплаты штрафной санкции указаны решение Управления Пенсионного фонда о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 11.06.2013 N 72 и акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 13.05.2013 N 72. При этом решение от 11.06.2013 N 72 и акт от 13.05.2013 N 72 в материалы дела не представлены.
Довод заявителя о том, что Управлением Пенсионного фонда представлены оригиналы решения и акта с исковым заявлением, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда вместе с заявлением в суд первой инстанции о взыскании с предприятия финансовой санкции представлены: требование от 02.07.2013 N 72, решение от 11.06.2013 N73 и акт от 13.05.2013 N73.
Доказательства того, что, что в требовании от 02.07.2013 N 72 заявителем допущены технические ошибки (опечатки), в части неверного указания атрибутов решения от 11.06.2013 и акта от 13.05.2013 (вместо номера 73 ошибочно указан номер 72), Управлением Пенсионного фонда также не представлены.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что заявителем не представлены в материалы дела документы (решение от 11.06.2013 N 72 и акт от 13.05.2013 N 72), на основании которых Управлением Пенсионного фонда выставлено требование о взыскании финансовой санкции.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Республики Тыва от 15 января 2014 года по делу N А69-3379/2013 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Пенсионного фонда освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 15 января 2014 года по делу N А69-3379/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-3379/2013
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Кызыле
Ответчик: ГУП РТ "Управление пассажирским транспортом РТ"