г. Челябинск |
|
02 апреля 2014 г. |
Дело N А47-10668/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Румянцева А.А., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2014 по делу N А47-10668/2013 (судья Александров А.А.).
В заседании принял участие представитель:
открытого акционерного общества "Газпром" - Даульбаев А.А. (доверенность от 27.08.2012).
Открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "Газпром" на объект недвижимого имущества: подъездная автодорога к ГРС-1,2 г. Оренбург", литер Г, площадью 4800 кв. м, расположенная по адресу: Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Тихая, д. 17, выраженного в сообщении от 22.07.2013 N 01/001/2013-304 (т. 1, л. д. 4-9).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - Управление Росимущества, третье лицо, т. 1, л. д. 1-2).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.01.2014 (резолютивная часть объявлена 21.01.2014) заявленные ОАО "Газпром" требования удовлетворены: суд признал недействительным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности, оформленный сообщением об отказе в государственной регистрации от 22.07.2013 N 01/001/2013-304, а также возложил на заинтересованное лицо обязанность зарегистрировать право собственности ОАО "Газпром" на указанное сооружение (т. 3, л. д. 22-26).
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (т. 3, л. д. 29-34).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что представленный заявителем на государственную регистрацию права собственности акт государственной комиссии по приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 01.12.1992 не может расцениваться в качестве документа, подтверждающего право собственности ОАО "Газпром", так как был выдан иному юридическому лицу - государственному предприятию "Оренбурггазпром" (далее - ГП "Оренбурггазпром"). На момент принятия заявленного к государственной регистрации объекта в эксплуатацию ОАО "Газпром" не было зарегистрировано как юридическое лицо (дата регистрации 25.02.1993). В связи с этим ОАО "Газпром" не могло осуществлять строительство, а также располагать какими-либо денежными средствами в период с 01.08.1992 по 25.02.1993.
Также податель жалобы ссылается на то обстоятельство, что спорное сооружение не вошло в уставный капитал акционерного общества в процессе приватизации, так как отсутствует в плане приватизации и в акте оценки стоимости сооружений, учтенных при расчете уставного капитала Российского акционерного общества "Газпром" (далее - РАО "Газпром") и расположенных на территории Оренбургской области, от 01.07.1992 как незавершенный строительством объект.
Арбитражный суд первой инстанции не учел положения пункта 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), согласно которым при выявлении имущества, подлежащего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизируемого имущества, указанному обществу предоставляется первоочередное право приобретения такого имущества по рыночной цене.
В обжалуемом решении суд не указал на нарушение регистрирующим органом конкретных норм права.
До начала судебного заседания ОАО "Газпром" представило в арбитражный апелляционный суд письменные отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Управление Росимущества отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились. С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 22.01.1991 генеральным директором Государственного предприятия по добыче, переработке и транспортировке газа "Оренбурггазпром", входящего в состав государственного газового концерна "Газпром", издан приказ N 1/от об организации в составе (и на балансе) предприятия Управления по эксплуатации продуктопроводов (т. 2, л. д. 33).
01 декабря 1992 года государственной приемочной комиссией, назначенной названным Управлением, подписан акт о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию (т. 2, л. д. 31, 147-156). Текст документа содержит сведения о том, что в период с августа (начало работ) по ноябрь (окончание работ) 1992 года генеральным подрядчиком "МУ-5 треста ЭлектроУралМонтаж" по заказу и в интересах Управления осуществлено строительство объектов под названиями "Производственный технологический корпус ГРС-1,2", "электроснабжение ГРС-1,2", "водоснабжение ГРС-1,2", "линия ВЛ-10Кв к ГРС-1,2", "подъездная автодорога к ГРС-1,2" по адресу: г. Оренбург, ул. Тихая, 17. Поименованные строения и сооружения приняты государственной комиссией в эксплуатацию.
01 декабря 1992 года заместителем генерального директора - начальником Управления по эксплуатации продуктопроводов ГП "Оренбурггазпром" издан приказ N 223 об утверждении акта государственной комиссии от 01.12.1992 о приемке строений и сооружений в эксплуатацию. Согласно пункту 2 данного приказа объекты капитального строительства под названиями "Производственный технологический корпус ГРС-1,2", "электроснабжение ГРС-1,2", "водоснабжение ГРС-1,2", "линия ВЛ-10Кв к ГРС-1,2", "подъездная автодорога к ГРС-1,2" введены в состав действующих объектов Управления, а также включены в состав основных фондов организации.
09 февраля 1993 года Администрацией города Оренбурга издано постановление N 109-п о закреплении за Управлением по эксплуатации продуктопроводов ГП "Оренбурггазпром" земельных участков, занимаемых ГРС-1 во 2-ом Северном промрайоне в границах ранее отведенного участка (т. 2, л. д. 32).
25 февраля 1993 Московской регистрационной палатой выдано свидетельство N 022.726 (документ серии ЛЕ N 004255) о регистрации ОАО "Газпром" в качестве юридического лица (т. 1, л. д. 17 оборот).
13 августа 1993 года по договору о закреплении за предприятием "Оренбурггазпром" РАО "Газпром" имущества, являющегося собственностью РАО "Газпром" (приложение к Уставу предприятия "Оренбурггазпром" РАО "Газпром"), за поименованным (региональным) предприятием закреплено движимое и недвижимое имущество (основные и оборотные средства и их источники), которое отражено на балансе предприятия по состоянию на 01.03.1993. В пункте 2 договора отмечено, что всё закрепленное за предприятием "Оренбурггазпром" имущество является собственностью РАО "Газпром" (т. 2, л. д. 26-30).
17 января 1994 года Администрацией города Оренбурга на основании постановления от 09.02.1993 N 109-п Управлению по эксплуатации продуктопроводов ГП "Оренбурггазпром" выдано свидетельство N 764 о праве бессрочного пользования землей (т. 2, л. д. 34). Согласно данному документу в бессрочное пользование для размещения ГРС-1 во 2-ом Северном промрайоне предоставлен земельный участок площадью 0,6639 га.
25 августа 2012 года генеральным директором общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Екатеринбург" по доверенности ОАО "Газпром" от 28.02.2011 N 01/0400-88д выдана справка N 19-29/200-123 о том, что строительство объектов под названиями "Производственно-технологический корпус ГРС 1,2 г. Оренбург", "электроснабжение ГРС 1,2 г. Оренбург", "водоснабжение ГРС 1,2 г.Оренбург", "линия ВЛ-10кВ к ГРС 1,2 г. Оренбург", "подъездная автодорога к ГРС г. Оренбург", принятых по акту от 01.12.1992, осуществлялось за счет собственных средств правопредшественника ОАО "Газпром" (т. 2, л. д. 24).
25 декабря 2012 года филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области выдан кадастровый паспорт на спорное сооружение (т. 2, л. д. 20, 21).
27 февраля 2013 года ОАО "Газпром" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорное сооружение.
На государственную регистрацию заявителем были представлены следующие документы: акт государственной приемочной комиссии от 01.12.1992 о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию; приказ Управления по эксплуатации продуктопроводов ГП "Оренбурггазпром" от 01.12.1992 N 223 "Об утверждении акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию "Производственного технологического корпуса ГРС-1,2, Электроснабжения ГРС-1,2, Линии ВЛ-10 Кв к ГРС-1,2, Подъездной дороги к ГРС-1,2, Водоснабжения ГРС-1,2 г. Оренбурга"; кадастровый паспорт на объект от 25.12.2012; договор о закреплении имущества за предприятием "Оренбурггазпром" от 13.08.1993; свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования землей от 17.01.1994 N 668-п; кадастровый паспорт земельного участка от 01.11.2012 N 56/12-250611; постановление Администрации города Оренбурга от 09.02.1993 N 109-п "О закреплении за Управлением по эксплуатации продуктопроводов ГП "Оренбурггазпром" земельных участков, занимаемых ГРС-1 во 2 Северном промрайоне"; справка от 25.08.2012 N 19-29/200-123 о финансировании строительства; пояснения по государственной регистрации объектов от 27.02.2013 N 19-29/200-4; приказ Государственного предприятия по добыче, переработке и транспортировке газа "Оренбурггазпром" от 02.01.1991 N 1; историческая справка от 21.02.2011 N 24-604 (т. 2).
13 марта 2013 года Управление Росреестра уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации права до 13.04.2013.
09 апреля 2013 года заявитель обратился в Управление Росреестра с заявлением о приостановлении государственной регистрации на срок до трех месяцев, для сбора запрашиваемых документов.
09 июля 2013 года государственная регистрация возобновлена.
16 июля 2013 года в качестве дополнительного документа заявителем были предоставлены дополнительные пояснения по государственной регистрации от 15.07.2013 N 19-29/200-55.
22 июля 2013 года Управлением Росреестра принято решение об отказе в государственной регистрации N 01/001/2013-304 (т. 1, л. д. 10-13).
В обосновании отказа Управление Росреестра указало, что в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлен акт государственной комиссии по приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 01.12.1992, утвержденный приказом от 01.12.1992 N 223 Управления по эксплуатации продуктопроводов ГП "Оренбурггазпром". Данный акт не может рассматриваться как документ, подтверждающий право собственности ОАО "Газпром" на спорное сооружение, так как был выдан 01.12.1992 на другое юридическое лицо. На момент принятия заявленного к регистрации объекта в эксплуатацию ОАО "Газпром" не было зарегистрировано как юридическое лицо (дата регистрации 25.02.1993). В сообщении об отказе также указано, что заявленный к регистрации объект не вошел в состав имущества, которое отражено в акте оценки стоимости сооружений, учтенных при расчете уставного капитала РАО "Газпром" и расположенных на территории Оренбургской области по состоянию на 01.07.1992, соответственно, спорное сооружение не могло войти в уставный капитал акционерного общества в процессе приватизации (отсутствует в плане приватизации). Пунктом 16 статьи 43 Закона о приватизации предусмотрен специальный порядок приобретения права собственности на имущество, не вошедшее в состав приватизированного предприятия.
Считая решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности на спорное сооружение незаконным, ОАО "Газпром" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что спорное сооружение являлось составной частью Единой системы газоснабжения Российской Федерации, ранее принадлежало правопредшественнику заявителя, в силу чего в настоящее время принадлежит ОАО "Газпром" на праве собственности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность принятого Управлением Росреестра решения об отказе в государственной регистрации и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае присутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (пункт 1 статьи 6 Закона о регистрации).
В силу пункта 1 статьи 13 Закона о регистрации регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов.
Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, на которые сослался регистрирующий орган в оспариваемом отказе, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Поскольку спорное сооружение создано в 1992 году, для целей разрешения вопроса о возникновении права собственности на это имущество у заявителя подлежит применению законодательство, действовавшее в указанный период.
В силу пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" законченные строительством (реконструкцией, расширением) в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации объекты, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям.
Из материалов настоящего дела следует, что спорное сооружение введено в эксплуатацию актом, утвержденным приказом Управления эксплуатации продуктопроводов ГП "Оренбурггазпром" от 01.12.1992, которое, в свою очередь, входило в состав Государственного газового концерна "Газпром".
В отношении Государственного газового концерна "Газпром", имущества данного предприятия ранее действовавшим законодательством были предусмотрены специальные правила приватизации.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 05.11.1992 N 1333 "О преобразовании Государственного газового концерна "Газпром" в Российское акционерное общество "Газпром" в целях обеспечения надежного газоснабжения потребителей Российской Федерации, эффективного функционирования и развития Единой системы газоснабжения страны в условиях приватизации государственной собственности Правительству Российской Федерации поручено учредить на базе Государственного газового концерна "Газпром" РАО "Газпром". На РАО "Газпром" возложена ответственность за обеспечение надежного газоснабжения потребителей Российской Федерации, а также поставок газа за пределы России по межгосударственным и межправительственным соглашениям, ответственность в части строительства и финансирования газопроводов - отводов высокого давления для газификации села, контроля за функционированием Единой системы газоснабжения страны.
Согласно пункту 3 названного Указа уставный капитал РАО "Газпром" формируется из 100 процентов капитала предприятий, состоящего из имущества Единой системы газоснабжения, находящегося в федеральной собственности (приложение N 1), в том числе, из имущества ГП "Оренбурггазпром".
В силу пункта 9 Указа РАО "Газпром" является правопреемником имущественных прав и обязанностей Государственного газового концерна "Газпром", в том числе его прав пользования землей, недрами, природными ресурсами, а также прав и обязанностей по заключенным концерном договорам.
Во исполнение названного Указа Совет Министров - Правительство Российской Федерации путём принятия постановления от 17.02.1993 N 138 "Об учреждении Российского акционерного общества "Газпром" учредило РАО "Газпром", а также утвердило его устав.
В РАО "Газпром" на момент его учреждения входит, среди прочего, предприятие "Оренбурггазпром", 100 процентов капитала (имущества) которого принадлежит РАО "Газпром". Предприятия РАО "Газпром" действуют на базе имущества, ранее закрепленного за ними до вхождения в РАО "Газпром", в соответствии с уставами, утверждаемыми обществом (пункт 5.6 устава РАО "Газпром").
Таким образом, к вновь созданному юридическому лицу перешли права на всё движимое и недвижимое имущество, ранее принадлежавшее на законных основаниях государственным предприятиям, расположенным в субъектах Российской Федерации, в частности, ГП "Оренбурггазпром".
Особенности возникновения прав на заявленный к регистрации объект связаны с его созданием в период с августа по декабрь 1992 года, в то время как состав имущества, передаваемого в уставный капитал РАО "Газпром", был определен по состоянию на 01.07.1992, на что ссылает и регистрирующий орган в оспариваемом отказе в государственной регистрации.
Согласно пункту 1.1 устава дочернего предприятия по добыче переработке и транспортировке газа "Оренбурггазпром" РАО "Газпром" (утвержден 13.08.1993, т. 1, л. д. 104-115) предприятие учреждено в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17.02.1993 N 138 "Об учреждении Российского акционерного общества "Газпром".
Согласно пунктам 5.1 и 5.2 устава имущество предприятия, в том числе закрепленное за ним до вхождения в РАО "Газпром", является собственностью РАО "Газпром" и закреплено за предприятием на условиях договора, заключаемого с обществом. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных договором о закреплении имущества".
Согласно пунктам 2 и 3 договора от 13.08.1993 о закреплении за предприятием "Оренбурггазпром" РАО "Газпром" имущества, являющегося собственностью РАО "Газпром" (т. 2, л. д. 26-30), имущество, закрепленное за предприятием, является собственностью РАО "Газпром". Действие настоящего договора распространяется также на все имущество, созданное и приобретенное предприятием в результате его деятельности после даты составления баланса и после заключения настоящего договора".
Приведенное выше свидетельствует о том, что РАО "Газпром" (переименованное в ОАО "Газпром") до вступления в силу Закона о регистрации приобрело право собственности на введённое в эксплуатацию 01.12.1992 спорное сооружение (пункт 1 статьи 6 Закона о регистрации).
С учетом изложенного у регистрирующего органа основания для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на спорный объект отсутствовали.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2014 по делу N А47-10668/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
А.А. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10668/2013
Истец: ОАО "Газпром"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (РОСРЕЕСТР)
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области