г. Хабаровск |
|
01 апреля 2014 г. |
Дело N А73-11063/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Хабаровский речной торговый порт": Барабаш О.А., представитель по доверенности от 13.03.2014 N 410;
от Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасностью по Дальневосточному федеральному округу: Рунков К.А., представитель по доверенности от 20.01.2014 N 11/2014;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Хабаровский речной торговый порт"
на решение от 07.02.2014
по делу N А73-11063/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровский речной торговый порт"
к Управлению транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасностью по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконными и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу N ТБ-ВТ-15/07/2013/21ХБР от 15.07.2013 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ; решения Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 21.08.2013 N 9.1.16-031 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Хабаровский речной торговый порт" (далее - ОАО "Хабаровский речной торговый порт", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу ( далее - административный орган) N ТБ-ВТ-15/07/2013/21ХБР от 15.07.2013 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, решения Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 21.08.2013 N 9.1.16-031 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Решением от 07.02.2014 суд заявленные обществом требования удовлетворил частично. Признал незаконным и отменил решение Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 21.08.2013 г. N 9.1.16-031 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу N ТБ-ВТ-15/07/2013/21ХБР от 15.07.2013 г. о привлечении Открытого акционерного общества "Хабаровский речной торговый порт" к административной ответственности по ч. 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. - отказал.
Не согласившись с решением суда в части неудовлетворенных требований, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части, признать незаконным и отменить постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного органа в представленном отзыве и в судебном заседании, отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 01.07.2013 Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу проведена плановая выездная проверка ОАО "Хабаровский речной торговый порт", расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 45.
Проверка проведена на основании распоряжения Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу N ТБ-ВТ-15/07/2013/21ХБР от 15.07.2013 с целью проведения мероприятий по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год, утвержденного размещенного на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru.
В результате проверки выявлено неисполнение юридическим лицом требований по обеспечению транспортной безопасности, выразившееся в нарушении пунктов 2, 5.10, 5.11, 5.13, 5.15, 5.16, 5.23, 5.25, 5.26.1, 5.26.2, 5.26.3, 5.26.5, 5.31.14, 5.31.20, 5.31.22, 5.31.23, 5.34, 5.35, 19.3, 18.3.5, 18.3.3 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 г. N 41, а именно:
Отсутствует План охраны портового средства грузового района "Ветка";
не разработан, не утвержден и не реализован порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт" и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС (далее -транспортных средств), с которыми имеется технологическое взаимодействие;
не проверены лица, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности в СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт" на соответствие требованиям ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
лицо, непосредственно связанное с обеспечением транспортной безопасности ТС т/х "Алмаз", не прошло обучение в соответствии с программами и документами, определенных законодательством РФ;
отсутствует информация в наглядной и доступной форме для всех физических и юридических лиц о требованиях транспортной безопасности, включая запрещение в районе КПП ОТИ "Административное здание Управления", грузовых районов "Ветка", "Приамурская";
не изданы распорядительные документы об организации и проведении, как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, учения и тренировки по реализации планов обеспечения транспортной безопасности с периодичностью не реже одного раза в год для ОТИ и ТС четвертой категории СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт";
не созданы и не оснащены посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт";
не обеспечено видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах управления транспортной безопасностью ОТИ: "Административное здание Управления", грузового района "Ветка", грузового района "Приамурский", грузового района "Красная речка";
не установлена конфигурация и границы территории ОТИ или ТС ОАО "Хабаровский речной торговый порт", доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается;
не установлена конфигурация и границы зоны транспортной безопасности, а также критических элементов ОТИ и ТС;
не установлена конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов, в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения;
отсутствует схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ, а также зоны свободного доступа ОТИ;
не обеспечен допуск в зоны транспортной безопасности лиц, обладающих разовыми пропусками, за исключением уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, только в сопровождении сотрудников сил транспортной безопасности ОТИ и ТС СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт";
не обеспечено ношение персоналом пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС на видном месте поверх одежды СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт";
не разработаны правила аннулирования пропусков и пропусков с истекшим сроком действия и уничтожения с обязательной регистрацией фактов уничтожения в порядке, определенном в положении (инструкции) о пропускном и внутри Объектовом режиме на ОТИ СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт";
образцы пропусков всех видов не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности;
не обеспечена защита инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных;
не обеспечено поддержание средств связи в постоянной готовности к использованию на ОТИ СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт";
не производится патрульный обход периметра зоны транспортной безопасности ОТИ для выявления нарушителей, совершения или подготовку к совершению АНВ не реже одного раза за 24 часа;
не обеспечено производство записи фактов прохода персонала и посетителей в зону транспортной безопасности ОТИ: грузового района "Ветка", грузового района "Приамурский", грузового района "Красная речка" СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт";
не обеспечено хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 5 суток на ОТИ "Административное здание Управления" СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт".
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 03.07.2013 г. N ТБ-ВТ-03/07/2013/260, который подписан генеральным директором ОАО "Хабаровский речной торговый порт" Обуховым Ю.П., которому 03.07.2013 вручена копия акта проверки.
03.07.2013 государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Харитоновым В.А. в отношении ОАО "Хабаровский речной торговый порт" составлен протокол об административном правонарушении N ТБ-ВТ-15/07/2013/21ХБР по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1. КОАП РФ.
Протокол составлен в присутствии генерального директора ОАО "Хабаровский речной торговый порт" Обухова Ю.П., подписан им без замечаний, 03.07.2013 г. ему вручена копия протокола, в котором указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 15.07.2013 г. в 15 часов 00 минут.
15.07.2013 г. старшим государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Харитоновым В.А. в отношении ОАО "Хабаровский речной торговый порт" вынесено постановление N ТБ-ВТ-15/07/2013/21ХБР о назначении административного наказания по части 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Постановление вынесено в отсутствие представителя Общества, извещенного о месте и времени рассмотрения надлежащим образом.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обжаловало его в Управление транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
21.08.2013 начальником Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Таланцевым Р.В. принято решение N 9.1.16-031 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, которым в постановление N ТБ-ВТ-15/07/2013/21ХБР от 15.07.2013 г. внесены изменения. Нарушения по выполнению пункта 2 Требований отменено, так как п. 2 Требований является общей нормой, не предусматривающей наложение обязанностей по исполнению; п. 5.16 Требований отменен, так как его выполнение возможно только после проведения оценки уязвимости ОТИ.
Не согласившись с постановлением N ТБ-ВТ-15/07/2013/21ХБР от 15.07.2013, а также решением N 9.1.16-031 от 21.08.2013 ОАО "Хабаровский речной торговый порт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно, части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ - неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ОАО "Хабаровский речной торговый порт" осуществляет свою деятельность по перевозке грузов, производству погрузочно-разгрузочных работ, хранению и переработку грузов и связанные с ними услуг; добычу, транспортировку, перегрузку, накопление и реализацию нерудных строительных материалов; оказанию услуг складского хозяйства; организацию зимнего отстоя судов. Кроме того, Обществом осуществляется диспетчерское руководство работой флота в границах деятельности порта, комплексное обслуживание флота с выполнением природоохранных мероприятий, обслуживание иностранных судов, складских и транспортно-экспедиционных операций.
Порт выполняет весь комплекс услуг по доставке грузов, в том числе специальных, негабаритных и опасных, для перевозки которых требуется специальное разрешение уполномоченных организаций с июля 1992 года.
Объектам транспортной инфраструктуры ОАО "Хабаровский речной торговый порт" 29.05.2013 г. присвоена 4 категория. Сроки на проведение оценки уязвимости и разработки плана обеспечения транспортной безопасности не истекли.
Согласно пункту 9 статьи 1 Закона РФ от 09.052.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон РФ N 16-ФЗ) - субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании
Пункт 5 статьи 1 Закона РФ N 16-ФЗ определяет понятие объектов транспортной инфраструктуры, который включает в себя технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Таким образом, ОАО "Хабаровский речной торговый порт" является субъектом транспортной инфраструктуры, так как имеет в собственности и использует на законном основании четыре ОТИ и транспортные средства в количестве пятидесяти судов.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ - обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно статье 8 Закона N 16-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 131-ФЗ) - требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утверждены Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 г. N 41 (далее - Требования N41).
Указанные Требования N 41 разработаны в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).
Требования N 41 применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации.
Требования N 41 являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства.
В соответствии с п. 5.10, 5.11, 5.13, 5.15, 5.23, 5.25, 5.26.1, 5.26.2, 5.26.3, 5.26.5, 5.31.14, 5.31.20, 5.31.22, 5.31.23, 5.34, 5.35, 19.3, 18.3.5, 18.3.3 Требований N 41 - Субъект транспортной инфраструктуры обязан:
Разработать, утвердить и реализовать порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие (п. 5.10).
Проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу (п.5.11).
Осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации (п. 5.13).
Информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части, их касающейся, включая запрещение:
Прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска.
Перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам.
Проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения.
Совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий (п. 5.15).
Проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки по реализации планов обеспечения транспортной безопасности с периодичностью не реже одного раза в год для ОТИ и ТС третьей и четвертой категорий и не менее двух раз в год для ОТИ и ТС первой и второй категорий (п. 5.16).
Создать и оснастить посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие (п. 5.23).
Обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС (п. 5.25).
Установить в целях обеспечения транспортной безопасности:
Конфигурацию и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ или ТС);
Конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зона транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ или ТС;
Конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее -перевозочный сектор зоны транспортной безопасности);
Схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ или ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ (п. 5.26.1, п. 5.26.2, п. 5.26.3, п. 5.26.5).
Установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком:
Лиц, обладающих разовыми пропусками, за исключением уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, допускать в зоны транспортной безопасности только в сопровождении сотрудников сил транспортной безопасности ОТИ или ТС (п. 5.31.14).
Обеспечить ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС на видном месте поверх одежды (п. 5.31.20).
Аннулированные пропуска и пропуска с истекшим сроком действия уничтожать с обязательной регистрацией фактов уничтожения в порядке, определенном в положении (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ или ТС (п. 5.31.22).
Образцы пропусков всех видов согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (п. 5.31.23).
Обеспечить защиту инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных (п. 5.34).
Поддерживать средства связи в постоянной готовности к использованию (п. 5.35).
Оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: Хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 5 суток. Запись в журнале фактов прохода посетителей в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ (п. 18.3.3., п. 18.3.5.).
Путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ (не реже одного раза за двадцать четыре часа) выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ (п. 19.3.).
В соответствии со статьей 8 Закона N 16-ФЗ и п. 4 Требований N 41, указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта и распространяются на всех юридических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Из материалов дела следует, что ОАО "Хабаровский речной торговый порт" не соблюдаются положения указанных требований N 41, а именно:
Отсутствует План охраны портового средства грузового района "Ветка";
не разработан, не утвержден и не реализован порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт" и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС (далее -транспортных средств), с которыми имеется технологическое взаимодействие;
не проверены лица, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности в СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт" на соответствие требованиям ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
лицо, непосредственно связанное с обеспечением транспортной безопасности ТС т/х "Алмаз" - сменный капитан Горчаков О.А., не прошел обучение в соответствии с программами и документами, определенных законодательством РФ;
отсутствует информация в наглядной и доступной форме для всех физических и юридических лиц о требованиях транспортной безопасности, включая запрещение в районе КПП ОТИ "Административное здание Управления", грузовых районов "Ветка", "Приамурская";
не созданы и не оснащены посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт";
не обеспечено видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах управления транспортной безопасностью ОТИ: "Административное здание Управления", грузового района "Ветка", грузового района "Приамурский", грузового района "Красная речка";
не установлена конфигурация и границы территории ОТИ или ТС ОАО "Хабаровский речной торговый порт", доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается;
не установлена конфигурация и границы зоны транспортной безопасности, а также критических элементов ОТИ и ТС;
не установлена конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов, в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения;
отсутствует схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ, а также зоны свободного доступа ОТИ;
не обеспечен допуск в зоны транспортной безопасности лиц, обладающих разовыми пропусками, за исключением уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, только в сопровождении сотрудников сил транспортной безопасности ОТИ и ТС СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт";
не обеспечено ношение персоналом пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС на видном месте поверх одежды СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт";
образцы пропусков всех видов не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности;
не обеспечена защита инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных;
не обеспечено поддержание средств связи в постоянной готовности к использованию на ОТИ СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт";
не производится патрульный обход периметра зоны транспортной безопасности ОТИ для выявления нарушителей, совершения или подготовку к совершению АНВ не реже одного раза за 24 часа;
не обеспечено производство записи фактов прохода персонала и посетителей в зону транспортной безопасности ОТИ: грузового района "Ветка", грузового района "Приамурский", грузового района "Красная речка" СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт";
не обеспечено хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 5 суток на ОТИ "Административное здание Управления" СТИ ОАО "Хабаровский речной торговый порт".
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом положений Закона N 16-ФЗ и Требований N 41 пришел к обоснованному выводу, что соблюдение указанных требований возможно до проведения оценки уязвимости ОТИ.
Указанные нарушения образуют состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ - неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
При таких обстоятельствах, в действиях (бездействиях) ОАО "Хабаровский речной торговый порт" содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Вина ОАО "Хабаровский речной торговый порт" выражается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии обстоятельств возможности применения в настоящем деле положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и освобождении общества от административной ответственности.
Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Состав правонарушения по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ является формальным, ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.
Частичное устранение выявленных нарушений после проверки не исключает ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, а также не является основанием для признания правонарушения малозначительным.
Несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, что исключает применение ст. 2.9 КоАП РФ к выявленным нарушениям.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что процедура привлечения ОАО "Хабаровский речной торговый порт" соблюдена, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы в этой части подлежат отклонению.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, в минимальном размере санкции, установленной частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.02.2014 по делу N А73-11063/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11063/2013
Истец: ОАО "Хабаровский речной торговый порт"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасностью по Дальневосточному федеральному округу, Управление транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта