г. Саратов |
|
27 марта 2014 г. |
Дело N А06-4572/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приволжском районе Астраханской области (416450, Астраханская обл., Приволжский р-н, с. Началово, ул. Майская, 9, ОГРН 1023000842468, ИНН 3009011228)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29 ноября 2013 года по делу N А06-4572/2013 (судья Плеханова Г.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Судостроительное судоремонтное предприятие "Альбатрос" (416450, Астраханская область, с. Началово, ул. Болдинская, 29, ОГРН 1053001161641, ИНН 3017043390),
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приволжском районе Астраханской области (416450, Астраханская обл., Приволжский р-н, с. Началово, ул. Майская, 9, ОГРН 1023000842468, ИНН 3009011228),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью " Компания Тензор" (г. Ярославль, пр. Московский, 12, ОГРН 1027600787994, ИНН 7605016030)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ССП "Альбатрос" (далее - общество, заявитель, ООО "ССП "Альбатрос"") обратилось в арбитражный суд Астраханской области к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе Астраханской области (далее - управление) о признании незаконным решения N 1 от 25.04.2013 года.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 29 ноября 2013 года по делу N А06-4572/2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ССП "Альбатрос" зарегистрировано в качестве юридического лица ИНН 3017043390/КПП301901001 и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию на основании ст. 6 Федерального Закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
ООО "ССП "Альбатрос"" состояло на учете в УПФР по Ленинскому району г.Астрахани, в связи со сменой места нахождения организации, общество было поставлено на учет в УПФР в Приволжском районе Астраханской области 05.02.2013 года.
13.02.2013 в адрес общества было направлено уведомление о постановке на учет УПФР в Приволжском районе Астраханской области с присвоением регистрационного номера N 040-009-017-996.
Специализированным оператором связи по формированию и направлению отчетности в ПФР избрана Компания "Тензор". В программе Сбис++ под руководством специалиста ООО "Компания "Тензор" были произведены необходимые настройки по смене района ПФР, в котором зарегистрирована организация ООО "ССП "Альбатрос".
УПФР в Приволжском р-не Астраханской области были обнаружены факты, свидетельствующие о нарушении ООО "ССП "Альбатрос" законодательства о индивидуальном (персонифицированном) учете, выразившиеся в непредставлении в установленные сроки (до 15.02.2013) сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах за 4 квартал 2012 года о каждом работающем у него застрахованном лице, о чем составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете N 6 от 28.03.2013( л.д.13-14).
По результатам рассмотрения данного акта начальником Управления ПФР вынесено решение N 1 от 25.04.2013 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона РФ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений на застрахованных лиц в органы ПФР в виде штрафа в размере 10% от причитающихся за отчетный период платежей, что составило 77232,43 рублей (л.д. 10-12).
Заявитель, полагая, что указанное решение вынесено с нарушением закона, а также нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд первой инстанции с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что представление сведений обществом, имеющих недочеты и ошибки, которые не являются недостоверными сведениями, ответственность, за которую предусмотрена Федеральным Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не установлено.
Апелляционный суд считает данные выводы ошибочными на основании следующего.
На основании ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно требованиям пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 14 Федерального Закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ и ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователь (работодатель) обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ) установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данной статьей сведения.
Из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Из оспариваемого решения N 1 от 25.04.2013 усматривается, что УПФР привлекло общество к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона N 27-ФЗ каждому лицу, застрахованному в системе обязательного пенсионного страхования, открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, на котором накапливаются отчисления, производимые либо страхователем, либо самим застрахованным лицом.
Для распределения отчислений, производимых страхователем в течение года, между застрахованными лицами, а также для проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями, последние представляют сведения о произведенных страховых взносах и страховом стаже в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Перечень представляемых сведений и сроки их представления приведен в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплена обязанность страхователя в установленный срок представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя, сведения о застрахованных лицах, определенных Законом от N 27-ФЗ.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Следовательно, указанная норма права предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ" определено, что обязательным условием для применения штрафной санкции, предусмотренной данной нормой, является наличие события правонарушения, а именно факт непредставления в установленные сроки в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, тогда как формальный подход к наложению штрафа при наличии ошибок в формах отчетности, представляемых страхователями, недопустим. При этом любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Из материалов дела следует, общество поставлено на учет в УПФР в Приволжском районе Астраханской области 05.02.2013 года в связи с изменением места своего нахождения в пределах региона, ранее состояло на учете в Ленинском районе г. Астрахани.
Из выписки ЕГРЮЛ N 1 от 29.01.2013 следует, что общество заявило в регистрирующий орган МРИ ФНС N 1 по Астраханской области о смене юридического адреса и фактически снято с регистрационного учета в Ленинском районе г. Астрахани.
06.02.2013 года в адрес ООО "ССП Альбатрос" по почте направлено уведомление о постановке на учет в УПФР в Приволжском районе Астраханской области с присвоением регистрационного номера 040-009-017996 (почтовый реестр от 08.02.2013), расписка о вручении Уведомления плательщику датирована 12.02.2013.
Первичные сведения были направлены обществом в УПФР в Приволжском районе Астраханской области 14.02.2013.
Вместе с тем, сведения за 4 квартал 2012 года содержали обязательные реквизиты, в частности, регистрационный номер плательщика, по прежнему месту регистрации, и соответственно, были направлены в УПФР в Ленинском районе г.Астрахани.
УПФР в Ленинском районе в г. Астрахани получив отчетность ООО "ССП Альбатрос" 14.02.2013 сформировало и направило в адрес плательщика уведомление об ошибке, в котором содержалась информация о том, что отчетность не доставлена, поскольку она направлена в район, не соответствующий месту регистрации плательщика. Страхователем данное уведомление было прочитано только 19.02.2013, что подтверждается квитанциями, сформированными при передачи информации в системе электронного документооборота.
Таким образом, у ООО "ССП Альбатрос" имелась возможность своевременно ознакомиться с уведомлением об ошибке (14.02.2013 или 15.02.2013) и предпринять меры по устранению разногласий, допущенных им при составлении отчетности.
Однако исправленный отчет был направлен обществом в адрес Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе Астраханской области только 28.02.2013, что и образует состав нарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что управление правомерно привлекло общество к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете и правомерно вынесло решение N 1 от 25.04.2013.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в полном объёме. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Астраханской области от 29 ноября 2013 года по делу N А06-4572/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе Астраханской области N 1 от 25.04.2013 отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Луговской |
Судьи |
М.А.Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4572/2013
Истец: ООО "СПП "Альбатрос"
Ответчик: УПФР в Приволжском р-не Астраханской области
Третье лицо: ООО Компания Тензор