город Воронеж |
|
28 марта 2014 г. |
Дело N А48-3496/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Закрытого акционерного общества "Тандер": Рольщикова Е.Е., представителя по доверенности;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Тандер" (350000, г. Краснодар, ул.Леваневского, 185, ОГРН 1022301598549) на решение Арбитражного суда Орловской области от 23.01.2014 по делу N А48-3496/2013 (судья Парфенова Л.П.) по заявлению Закрытого акционерного общества "Тандер" (350000, г. Краснодар, ул. Леваневского, 185, ОГРН 1022301598549), Орловский филиал (302030, г. Орел, наб. Дубровинского, 60, пом. 3) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (302028, г. Орел, ул. Октябрьская, 47) о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 02.09.2013 N N 01/021/2013-678, 01/021/2013-679, 01/021/2013-680, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения права путем осуществления действий по государственной регистрации права общей долевой собственности истца на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, ЗАО "Тандер", общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 02.09.2013 N N 01/021/2013-678, 01/021/2013-679, 01/021/2013-680, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения права путем осуществления действий по государственной регистрации права общей долевой собственности истца на земельный участок.
Решением от 23.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Закрытое акционерное общество "Тандер" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что запрашиваемого заинтересованным лицом документа не существует, так как не утверждена форма данного документа и представление его на регистрацию не требуется. Заинтересованное лицо имело полномочия на принятие решения о проведении заявленной государственной регистрации права на земельный участок. Заявителем был соблюден как порядок сдачи документов на регистрацию, так и предоставлен необходимый для этого пакет документов, содержащий все необходимые сведения. Собственниками помещений не принималось соглашения об определении иных размеров долей в праве общей долевой собственности до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, что исключает возможность определения размеров долей на общее имущество на основании решения или иного соглашения о размерах долей.
В отзыве на жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области указывает, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не является самостоятельным объектом, право собственности, на который, подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. ст. 130, 131 ГК РФ. Такой земельный участок входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Поэтому в данном случае объектом права общей долевой собственности является общее имущество как самостоятельный неделимый объект. В этой связи запись о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме вносится в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) единовременно в отношении всего общего имущества как единого объекта. Форма документа технического учета многоквартирного дома утверждена Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации". ЕГРП должен содержать, в том числе, описание многоквартирного дома, а именно общую площадь многоквартирного дома за вычетом общей площади помещений (жилых и нежилых), принадлежащих собственникам помещений и не являющихся общим имуществом, адрес, сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме (тем более что в настоящее время участились случаи обращения граждан, юридических лиц за государственной регистрацией права собственности на жилые и нежилые помещения, реконструированные за счет объектов, входящих в состав общего имущества, в том числе подвалов, технических этажей и других).
В судебное заседание Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Закрытое акционерное общество "Тандер" является собственником помещений: N 65, площадью 441,4 кв.м. - 1 этаж, N66, площадью 580, 5 кв. м. - подвал, N69, площадью 27, 7 кв. м., подвал в многоквартирном доме по адресу: Орловская область, г. Орёл, ул. Матвеева, 29.
Общество обратилось в Управление Росреестра по Орловской области с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, с кадастровым номером: 57:25:0010308:9, расположенный по адресу: Орловская область, город Орел, ул. Матвеева, 29, расположенный под вышеуказанным многоквартирным домом.
02.08.2013 в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация была приостановлена.
Заявителю было предложено представить документ технического учёта многоквартирного дома.
02.09.2013 на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации было отказано в связи с тем, что заявителем не были представлены документы, указанные в сообщении о приостановлении государственной регистрации.
Считая решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 02.09.2013 N N 01/021/2013-678, 01/021/2013-679, 01/021/2013-680 незаконными, Закрытое акционерное общество "Тандер" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что документом технического учёта многоквартирного дома является технический паспорт на объект жилищного фонда, в рассматриваемом случае - на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Орловская область, г. Орёл, ул. Матвеева, 29, который заявителю было необходимо представить на государственную регистрацию, с учётом его обращения за государственной регистрацией доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, 17.07.2013. Отказ Управления Росреестра по Орловской области по причине непредоставления заявителем документа технического учёта многоквартирного дома не противоречит Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 02.11.2013), "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также иным нормам права и актам органов государственной власти Российской Федерации, в связи с чем, не может быть признан незаконным.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно п.1 ст.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В абзаце 6 пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного закона документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Пунктом п.2 ст.16 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
На основании абзаца 4, 8, 9, 10 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях:
- если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с п.5 ст.2 и п.3 ст.20 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Как следует из материалов настоящего дела, в качестве основания отказа в государственной регистрации было указано, что необходимо было предоставить документ технического учета многоквартирного дома.
Иных оснований для отказа указано не было.
В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
На основании ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
С момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (с 01.03.2005) спорный земельный участок перешел бесплатно в общую долевую собственность всех собственников помещений в многоквартирном доме в силу прямого указания Закона.
Указанный вывод суда соответствует разъяснениям пункта 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которым, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона). Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона)
Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона.
Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Закона N 122-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Закон N 122-ФЗ не предусматривает наличия документа технического учета в качестве обязательного условия для осуществления государственной регистрации прав.
В тоже время, пункт 7 Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста РФ от 14.02.2007 N 29, предусматривает, что на государственную регистрацию должен быть представлен документ технического учета многоквартирного дома (соответственно, или документ технического учета нежилого здания), содержащий сведения о составе общего имущества.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Изменений, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.03.2005 N 141 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 405, от 01.06.2009 N 457) до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости).
Кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Приказом Минюста России от 18.02.2008 N 32 установлены формы составления кадастровых паспортов зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, земельных участков, при этом данный приказ не содержит формы кадастрового паспорта на имущество многоквартирного дома.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержании и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации предписано утвердить до 1 октября 2006 года порядок определения состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и форму документа технического учета такого имущества.
Согласно пункту 4 письма Министерства экономического развития РФ от 19.10.2009 N Д23-3422 в настоящее время проект постановления находится в стадии разработки в Минэкономразвития РФ.
При этом, пункт 2 письма Минэкономразвития России от 22.02.2013 N Д23и-449 разъясняет, что до установления порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и признания утратившим силу Постановления N 1301, специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда.
Письмо Минэкономразвития России является обязательным для Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, при осуществлении указанным исполнительным органом своей деятельности, а следовательно, обязательным для лиц, обращающихся в территориальный исполнительный орган, в том числе за регистрацией права.
При этом процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 N 37.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что документом технического учёта многоквартирного дома является технический паспорт на объект жилищного фонда: на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Орловская область, г. Орёл, ул. Матвеева, 29, который заявителю было необходимо представить на государственную регистрацию, с учётом его обращения за государственной регистрацией доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом.
Представленные на государственную регистрацию заявление, платёжное поручение об оплате государственной пошлины, кадастровый паспорт земельного участка и доверенность представителя в полном объёме не отражают информации, необходимой для государственной регистрации, а именно описания многоквартирного дома, правом собственности на нежилое помещение в котором обладает заявитель, в виду того, что право собственности на долю земельного участка, расположенного под многоквартирным домом неразрывно связано с самим объектом недвижимого имущества - многоквартирным домом, исходя из технических характеристик которого должен определяться вид и объём регистрируемого права.
С учетом изложенных выше правовых норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у регистрирующего органа имелись правовые основания для истребования от заявителя вышеназванного документа.
В Письме Минэкономразвития России от 16.10.2009 N Д23-3410 указано, что государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.
Кроме того, Минэкономразвития России в своем Письме разъясняет, что у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со ст. 16 Закона N 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок. Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе N 189-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.
Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста России от 14.02.2007 N29 (далее - Инструкция N29), сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.
Положение о необходимости предоставления сведений на основании документа технического учёта многоквартирного дома содержатся также в п.7 Инструкции.
Таким образом, указанными актами Министерство юстиции Российской Федерации, закрепило обязательность представления на государственную регистрацию в спорном случае документа технического учёта многоквартирного дома, как основания для внесения сведений о регистрируемом объекте в реестр.
С учетом изложенного, отказ регистрирующего органа был необоснованным.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 02.09.2013 N N 01/021/2013-678, 01/021/2013-679, 01/021/2013-680 являются законными и обоснованными.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы Обществом была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 903 от 03.02.2014.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 23.01.2014 по делу N А48-3496/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3496/2013
Истец: ЗАО "Тандер", Орловский филиал
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области