г. Хабаровск |
|
01 апреля 2014 г. |
Дело N А37-1350/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Государственного областного казенного учреждения "Магаданский социальный центр": представитель не явился;
от Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане
на решение от 21.11.2013
по делу N А37-1350/2013
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Степановой Е.С.
по заявлению Государственного областного казенного учреждения "Магаданский социальный центр" (ОГРН 1044900038831, ИНН 4909007755)
к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане (ОГРН 1024900962272, ИНН 4900008419)
о признании недействительным решения N 105 от 11.06.2013
УСТАНОВИЛ:
Магаданское областное государственное казённое учреждение социальной поддержки населения "Магаданский социальный центр" (далее- ГКУ "Магаданский социальный центр", заявитель) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (далее - УПФР в городе Магадане Магаданской области, ответчик) о признании недействительным решения N 105 от 11.06.2013.
Суд решением от 21.11.2013 требования заявителя удовлетворил. Признал недействительным решение УПФР в городе Магадане Магаданской области, обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Кроме этого взыскал с УПФР в городе Магадане Магаданской области в пользу заявителя судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с решением суда, УПФР в городе Магадане Магаданской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ГКУ "Магаданский социальный центр" в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
УПФР в городе Магадане Магаданской области, ГКУ "Магаданский социальный центр", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не направили. ГКУ "Магаданский социальный центр" завило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что 13.02.2013 ГУ "Магаданский социальный центр" в УПФР в городе Магадане Магаданской области представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Фонды обязательного медицинского страхования (ф. РСВ-1) за 2012 год, сведения персонифицированного учета по формам СЗВ-6-1, АДВ-6-2, АДВ-6-3, СЗВ-6-3 за 2012 год на 182 застрахованных лица.
В ходе проверки представленной отчетности было выявлено, что расчет по форме РСВ-1 и сведения персонифицированного учета содержат ошибки, о чем заявителю по телекоммуникационным каналам связи 15.02.2013 направлен протокол проверки, а так же в соответствии с п. 41 Инструкции N 192п направлено уведомление о представлении исправленной отчетности в двухнедельный срок, т.е. до 01.03.2013.
Для устранения выявленных расхождений страхователь направлял корректирующие формы отчета 25.02.2013, 28.02.2013, 14.03.2013, последние корректировочные сведения за данный период были представлены в УПФР в городе Магадане Магаданской области 01.04.2013.
Таким образом, исправленная отчетность представлена заявителем 01.04.2013.
В ходе проверки установлено, что ошибки, выявленные в представленной отчетности по страховым взносам 13.02.2013, устранены, что подтверждается протоколом приема сведений 01.04.2013 N 17/64042.
По результатам проведения сверки данных, содержащихся в сведениях персонифицированного учета, представленных 13.02.2013 и 01.04.2013, УПФР в городе Магадане Магаданской области установлено расхождение в части уплаченных сумм страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии по 165 из 182 застрахованных лиц.
Расхождений в части начисленных сумм страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии в сведениях персонифицированного учета, представленных 13.02.2013 и 01.04.2013, не установлено.
УПФР в городе Магадане Магаданской области установлено, что в нарушение пункта 72 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 года N 192п, в сведениях, представленных 13.02.2013 отражена уплата, превышающая начисленные суммы страховых взносов.
Таким образом, проверкой установлено, что представленные в установленный срок - не позднее 15.02.2013 - сведения на 165 застрахованных лиц являются недостоверными, что образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в соответствии со статьей 17 Закона N 27 - ФЗ.
30.04.2013 УПФР в городе Магадане Магаданской области составлен акт N 105.
Решением N 105 от 11.06.2013 ГКУ "Магаданский социальный центр" привлечено к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании вступившего в силу решения ГКУ "Магаданский социальный центр" направлено требование от 11.07.2013 N 105 об уплате финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Не согласившись с Решением УПФР в городе Магадане Магаданской области, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, Федеральный ФОМС" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны в установленный срок представлять в органы Пенсионного фонда РФ документы и сведения о застрахованных лицах, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения персонифицированного учета.
Согласно статье 8 Закона N 27-ФЗ данные сведения представляются в Пенсионный фонд РФ в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями, могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
В этом случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ. Вопрос о возможности представления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом РФ совместно с конкретными страхователями.
Правила подготовки документов индивидуального персонифицированного учета в электронной форме закреплены в Приложении N 4 Постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 N 192-п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению".
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ, индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 N 192п.
Представление корректирующих сведений предусмотрено п. 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах N 987н в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Кроме того, статьей 16 Закона N 27-ФЗ пенсионному органу предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения заявителя к ответственности явилось представление, по мнению УПФР в городе Магадане Магаданской области, неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2012 год, т.к. сумма уплаченных страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии по 165 из 182 застрахованных лиц превысила сумму начисленных страховых взносов по этим лицам за тот же период.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, указанные расхождения не являются свидетельством недостоверности представленной страхователем информации, поскольку проверка представленных сведений должна производиться на основании документов, указанных в статье 11 Закона N 27-ФЗ.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, поскольку они подлежали корректировке в порядке, установленном п. п. 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
Кроме того, с учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, и постановлениях от 07.06.2000 N, от 27.04.2001 N 7-П, от 17.07.2002 N 13-П, определении от 09.04.2003 N 172-0, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении.
Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
Таким образом, фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), должны устанавливаться пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых осуществляется выявление нарушений законодательства, сбор подтверждающих доказательств, устанавливается наличие вины.
Однако при определении состава правонарушения и виновности страхователя указанные обстоятельства не получили надлежащего изучения и оценки пенсионного органа, что безусловно влияет на оценку законности оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку оспариваемое решение не содержит данных, позволяющих однозначно определить, что представленные заявителем сведения являются недостоверными.
Таким образом, при своевременном представлении страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, и содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, в действиях страхователя отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку за представление сведений, имеющих недочеты и ошибки, которые не являются недостоверными сведениями, ответственность Законом N 27-ФЗ не установлена.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что ненормативный акт пенсионного органа обладает признаками, являющимися основанием для признания его недействительным. Содержание оспариваемого требования не соответствует положениям ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ, ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Также установлено нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение обязанности по уплате суммы штрафа, и соответственно, создание препятствий для осуществления экономической деятельности.
Оценив в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований ГУ "Магаданский социальный центр", признав решение УПФР в городе Магадане Магаданской области недействительным, а также правомерно в соответствии со статьей 201 АПК РФ обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 21.11.2013 по делу N А37-1350/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1350/2013
Истец: Государственное областное казенное учреждение "Магаданский социальный центр", ГУ "Магаданский социальный центр"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане, ГУ УПФ РФ в г. Магадане Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2691/14
01.04.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1131/14
18.02.2014 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-146/14
21.11.2013 Решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-1350/13