г. Томск |
|
1 апреля 2014 г. |
Дело N А27-15190/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А.
с участием в заседании: без участия
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тепловодоканал-Сервис" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 декабря 2013 года по делу N А27-15190/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Тепловодоканал-Сервис", г. Кемерово (ОГРН 1084205021955, ИНН 4205169051)
к отделу надзорной деятельности Кемеровского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по Кемеровской области, г. Кемерово
к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по Кемеровской области, г. Кемерово
к Главному управлению МЧС России по Кемеровской области, г. Кемерово
третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, г. Кемерово
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тепловодоканал-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к отделу надзорной деятельности Кемеровского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по Кемеровской области, Управлению надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Кемеровской области о признании недействительным предписания от 16.07.2013 г. N 151/1/105 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление МЧС России по Кемеровской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно заявленного требования, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.12.2013 г. в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по основаниям несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы приводит доводы о незаконности возложения на общество обязанности по установке систем пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, вытяжной противодымной вентиляции в отсутствие полномочий на осуществление указанных работ; системы пожарной безопасности арендодателем не передавались, поскольку вообще не были смонтированы им; договор аренды не предусматривает проведение указанных работ арендатором; факт того, что установка систем пожарной безопасности является обязанностью арендодателя, подтверждается им самим.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание стороны не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.12.2013 г. подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 17.06.2013 г. N 151 ОНД Кемеровского района проведена внеплановая проверка ООО "Тепловодоканал-Сервис" на предмет соблюдения обязательных требований по обеспечению пожарной безопасности.
По результатам проверки 16.07.2013 г. составлен акт проверки N 151, согласно которому выявлено, что объекты защиты ОАО "Тепловодоканал-Сервис" (котельные, гаражи, здания конторы), расположенные в д. Береговой, д. Сухово, п. Щегловский, с. Барановка, д. Усть-Хмелевка, с. Верхотомское, п. Звездный, д. Мозжуха, п Пригородный, с. Мазурово, с. Ягуново, с. Андреевка, с. Елыкаево, с. Силино, с. Старочервово, д. Тебеньки Кемеровского района, не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализацией, установками автоматического пожаротушения, не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции в гаражах.
ОАО "Тепловодоканал-Сервис" 16.07.2013 г. выдано предписание N 151/1/105 об устранении указанных нарушений.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из обоснованности оспариваемого акта, указав на то, что общество в силу закона, как арендатор, обязано обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции, находит выводы суда первой инстанции ошибочными.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В силу положений статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
К лицам, уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (в ограниченном виде) в соответствии со статьями 606, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся и арендаторы.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.
Заявитель (арендатор), ссылаясь на условия договора аренды специализированного муниципального имущества от 30.03.2009 г., заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района (арендодатель), указывает на то, что общество не является в рассматриваемом случае лицом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности.
Указанные объекты переданы ОАО "Тепловодоканал-Сервис" согласно приложению N 1 к договору аренды по акту приема-передачи (приложение N 2).
При этом, передаваемые объекты не были обеспечены системами противопожарной защиты.
В силу пункта 2 дополнительного соглашения N 1 от 10.04.2009 г. текущий и капитальный ремонт имущества, кроме машин, оборудования, транспортных средств, осуществляет арендодатель.
Факт отнесения установки устройств систем противопожарной автоматики и дымоудаления к дополнительным работам, входящим в состав работ, производимых при капитальном ремонте, не отрицается ни Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, ни административным органом.
Вместе с тем, наличие договора аренды не влияет на публичную обязанность собственника и пользователя имущества соблюдать правила пожарной безопасности в арендуемом помещении.
Договор аренды регулирует только гражданско-правовые обязанности сторон и не может изменять, перераспределять или ограничивать публичные обязанности сторон по обеспечению исполнения правил пожарной безопасности, вытекающие из норм законодательства.
В данном случае, несмотря на необходимость соблюдения арендатором правил пожарной безопасности в силу закона, условиями договора не предусмотрено его обязанности по установке систем противопожарной безопасности.
При этом, следует учесть, что действующее законодательство не допускает сдачу арендодателем в аренду помещений, оборудованных с нарушением правил пожарной безопасности либо вообще не оборудованных специальными средствами защиты.
В рассматриваемом случае, договор аренды заключен, в том числе, на объекты недвижимости, построенные в 1961-2007 г.г., что не отрицается, как и не оспаривается, что мероприятия по противопожарной защите конструкций, помещений, зданий и т.п, переданных в аренду, арендодателем не проводились и, соответствующее оборудование не устанавливалось.
При этом, ответственность арендодателя за оборудование объектов недвижимости специальными средствами противопожарной защиты подтверждается письмом от 22.02.2013 г. Администрации Кемеровского муниципального района, направленным в ответ на обращение общества о необходимости проведения соответствующих мероприятий, согласно которому работы не производятся по причине невозможности их включения в программные мероприятия в связи со сформированным бюджетом на 2013 г.
При изложенных обстоятельствах, с учетом характера выявленных нарушений, в отсутствие необходимого оборудования в помещениях, переданных по договору аренды, являющегося обязательным элементом для нормального функционирования объектов недвижимости и безопасной для здоровья и жизни людей эксплуатации данных строений, с учетом условий договора в редакции дополнительного соглашения, принятия арендатором мер к устранению указанных нарушений, путем обращения к арендодателю по вопросу возможного финансирования установки систем пожарной безопасности, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для выдачи обществу предписания от 16.07.2013 г. N 151/1/105, не имелось.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит, что, отказав в удовлетворении требований, суд первой инстанции сделал выводы не соответствующие обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае является основанием для отмены судебного акта и принятия доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит взысканию с Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по Кемеровской области, г. Кемерово государственная пошлина в размере 1 000 рублей в пользу открытого акционерного общества "Тепловодоканал-Сервис", г. Кемерово, а также возврату из федерального бюджета излишне уплаченная по платежному поручению N 25 от 14.01.2014 г. государственная пошлина в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, статьей 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 декабря 2013 года по делу N А27-15190/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным предписание отдела надзорной деятельности Кемеровского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по Кемеровской области, г. Кемерово N 151/1/105 от 16.07.2013 г..
Взыскать с Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по Кемеровской области, г. Кемерово
государственную пошлину в размере 1 000 рублей в пользу открытого акционерного общества "Тепловодоканал-Сервис", г. Кемерово.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тепловодоканал-Сервис", г. Кемерово из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 25 от 14.01.2014 г. государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15190/2013
Истец: ОАО "Тепловодоканал-Сервис"
Ответчик: Отдел Государственного пожарного надзора Кемеровского района УГПН ГУ МЧС России по Кемеровской области
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, ОНД г. Кемерово УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области