г. Саратов |
|
03 апреля 2014 г. |
Дело N А06-8237/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.04.2014.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г..,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, г. Астрахань,
на решение арбитражного суда Астраханской области от "24" января 2014 года
по делу N А06-8237/2013 (судья Г.А. Плеханова),
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Астрахани "Лицей N 2 имени В.В. Разуваева", г. Астрахань,
к Государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ,
о признании решения от 06.08.2013 N 244 недействительным в части,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Астраханской области обратилось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " г. Астрахани "Лицей N 2 имени В.В. Разуваева" обратилась с заявлением о признании решения Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 29.10.2013 N 363 недействительным в части.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 24 января 2014 года, заявленные требования лицея удовлетворены.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права фонд обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в ней.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка Лицея по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по результатам которой, составлен Акт выездной проверки N 458 от 12.07.2013.
Проверкой установлено, что страховые взносы по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Лицеем за проверяемый период начислены не в полном объеме поскольку, пособия молодым специалистам Джумаевой Л.А., Тюмененвой Д.У., Сангаджиевой Н.Р., Косян Д.А. в размере по 25000 рублей и гранты Кургановой Н.Е., Столяровой С.С., Сапрыкиной Ю.В., Комаровой С.Г., Разуваевой Н.В., Макарычевой Н.В. в размере по 25000 рублей, - в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не поименованы, то такие выплаты, произведенные организацией-работодателем своим работникам, подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника финансирования таких выплат.
Указанное правонарушение привело к образованию недоимки в сумме 7349,89 рублей и начислению соответствующей суммы штрафных санкций за неполную уплату сумм страховых взносов.
Решением от 06.08.2013 N 244 заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее-Федеральный закон N 212-ФЗ) и в том числе, по неполной уплате.
Не согласившись с решением в указанной части, Лицей оспорил его в судебном порядке, при этом ссылается на несоответствие данного решения в обжалуемой части нормам законодательства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что выделенные в качестве гранта денежные средства педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений не облагаются страховыми взносами и признал решение в обжалованной части незаконным.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона).
Исключение составляют выплаты, в том числе предусмотренные подпунктом 2 части 3 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которому в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственно-технической политике" под "грантом" понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Статьей 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 данного Кодекса.
Коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае выплаченные денежные средства гранта являются предметом договора пожертвования, имеющего гражданско-правовой характер. В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов, поскольку их получение работником не предполагает выполнение с его стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что грантополучателями и получателем поощрения стали победители конкурса, которые являются физическими лицами. Грантодателем выступает администрация города Астрахани, а поощрения выплачено в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Ни администрация г. Астрахани, ни Министерство образования и науки Российской Федерации не являются работодателями указанных в акте выездной проверки лиц.
Суммы в виде Грантов, предоставляемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ на счет Лицея, являющейся работодателем в отношении грантополучателей, не поступали. Соответственно Лицей не распределял вознаграждение из этих сумм своим работникам.
Кроме того, суд первой инстанции, верно, учел целевой характер предоставленных средств.
Подпунктом 12 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, относятся все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат связанных, в том числе и с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
В соответствии с пунктом 1.6. Положения о грантах мэра города Астрахани педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению культуры администрации города Астрахани, утвержденного постановлением мэра города от 07.11.2006 N 2378, средства гранта могут быть использованы для совершенствования профессионального мастерства педагогического работника, издания научно-методической литературы, обобщающей опыт работы, творческих командировок с целью изучения педагогического опыта и т.д., то есть для возмещения расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
Судебная коллегия считает, что цель предоставления денежных средств педагогическим работникам соответствуют основанию, указанному в подпункте 12 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, и служит основанием для освобождения от обложения страховыми взносами.
Таким образом, гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, в частности Кургановой Н.Е., Столяровой С.С., Сапрыкиной Ю.В., Комаровой С.Г., Разуваевой Н.В., Макарычевой Н.В., администрацией города Астрахани (не являющейся для них работодателем) не облагаются страховыми взносами.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Государственное пособие-безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.
С учетом приведенной нормы, единовременные пособия, выплаченные страхователем молодым специалистам, являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам.
Выплата заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат производится из фонда оплаты труда.
Таким образом, объектом для исчисления страховых взносов являются не любые доходы работника по месту его работы, а лишь начисленные ему за определенный трудовой результат.
Судом установлено и не оспаривалось представителем Фонда, что выплаты единовременного пособия молодым специалистам Лицея -Джумаевой Л. А. в размере 25000,00 рублей, Тюменевой Д. У. в размере 25000,00 рублей произведены в 2010 г. на основании приказа Комитета по образованию и науке администрации города Астрахани от 17.09.2010 г. N 01-07-590 -Сангаджиевой Н. Р. в размере 25000,00 рублей, Косян Д. А. в размере 25000,00 рублей произведены в 2012 г на основании приказа Управления по образованию и науке администрации города Астрахани от 21.09.2012 г. N 08-07-433
В соответствии с постановлением мэра города Астрахани от 04.08.2009 г. N 2978-м "О социальной поддержке молодых специалистов муниципальных образовательных учреждений города Астрахани" и на основании п.2 приказа N 01-07-590 от 17.09.2010 г. Комитета по образованию и науке администрации города Астрахани и п. 2 приказа N 08-01433 от 21.09.2012 г. Управления по образованию и науке администрации города Астрахани выплаты по социальной поддержке молодым специалистам производятся бухгалтерией комитета (управления) по образованию и науке администрации города Астрахани.
Из чего следует, что спорные выплаты единовременного пособия молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников Лицея и не включены в систему оплаты труда.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Астраханской области от "24" января 2014 года по делу N А06-8237/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8237/2013
Истец: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани "Лицей N 2 имени В. В. Разуваева" (МБОУ г. Астрахани "Лицей N 2")
Ответчик: Государственное учреждение-Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ