г. Москва |
|
01 апреля 2014 г. |
Дело N А40-149985/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
при ведении протокола |
помощником судьи Струковой В.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Каргилл"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 декабря 2013 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-149985/2013 (92-1348)
по заявлению ООО "Каргилл" (ОГРН 1117154018960, 301847, Тульская обл., Ефремовский район, г.Ефремов, ул.Молодежная, 10)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москве, Московской и Тульской областям
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Лайк Е.В. по дов. от 18.12.2013 N 04 |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Каргилл" (далее общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям (далее ответчик, административный орган, Управление Россельхознадзора по г. Москве Московской и Тульской областям) об оспаривании постановления N 71-01/фито-320 от 07.10.2013 года о привлечении к административной ответственности по ст.10.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 9000 руб.
Решением арбитражного суда от 23.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что представленные в материалах дела доказательства свидетельствуют о наличии в действиях заявителя административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 08.08.2013 ООО "Каргилл" вывезло из карантинной фитосанитарной зоны с территории ООО "Каргилл" подкарантинную продукцию, а именно смесь кормовую в количестве 157.540 тонн без карантинного сертификата, удостоверяющего соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в адрес: филиала "Провими-Волосово" ООО "Провими" (Ленинградская область, Волосовский район, д. Захонье, ул. Комбикормовая, д. 1, чем нарушило ст. 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений".
Усмотрев в действиях ООО "Каргилл" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 КоАП РФ, должностное лицо отдела фитосанитарного надзора по Тульской области Управления уведомило ООО "Каргилл" о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ст. 10.2 КоАП РФ (извещение от 30.09.2013 N 379). Данное извещение получено ООО "Каргилл" 01.10.2013, о чем свидетельствует уведомление ОАО "Ростелеком" от 01.10.2013 о вручении извещения о составлении протокола.
Постановлением N 71-01/фито-320 от 07.10.2013 г. по делу об административном правонарушении ООО "Каргилл" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 9000 рублей.
Полагая постановление N 71-01/фито-320 от 07.10.2013 незаконным, ООО "Каргилл" обратилось в суд с заявлением об оспаривании.
Статьей 10.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в виде наложения административного штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей.
Отношения в области обеспечения карантина растений на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений".
Федеральным законом от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" в статье 2 определены понятия подкарантинной продукции и партии подкарантинной продукции. Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) - растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организм, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов. Партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) - количество однородной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), находящейся в одном месте или находящейся в одном месте и предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному-получателю.
Положениями статьи 6 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" предусмотрено введение в карантинной фитосанитарной зоне запретов или ограничений на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза). Статьей 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" установлено требование к вывозу из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), произведенной на территории Российской Федерации, при наличии карантинного сертификата.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" вывоз из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), произведенной на территории Российской Федерации, разрешаются, если на такую подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) имеется выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Согласно п. 3 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденного приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 N 163. карантинный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую из карантинной фитосанитарной зоны.
Соглашение таможенного союза о карантине растений ратифицировано Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 99-ФЗ "О ратификации Соглашения таможенного союза о карантине растений" и распространяется на отношения, связанные с ввозом (вывозом) подкарантинной продукции через таможенную границу таможенного союза, перевозкой такой продукции (ввозимой, вывозимой) по территории таможенного союза.
Согласно статье 2 Соглашения таможенного союза о карантине растений действие указанного соглашения распространяется на подкарантинную продукцию, включенную в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза при ввозе и на таможенной территории таможенного союза (далее - Перечень подкарантинной продукции). Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории таможенного союза осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза.
В соответствии со статьями 2.5 Соглашения таможенного союза о карантине растений Перечень подкарантинной продукции является частью нормативной базы, регулирующей отношения, связанные с ввозом (вывозом) подкарантинной продукции через таможенную границу таможенного союза, перевозкой такой продукции (ввозимой, вывозимой) по территории таможенного союза. При этом указанный Перечень подкарантинной продукции не содержит норм права, регулирующих правила перевозки, хранения, переработки и использования подкарантинной продукции, не устанавливает порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза.
Сфера применения Перечня подкарантинной продукции устанавливается Соглашением таможенного союза о карантине растений и утвержденными в соответствии с данным Соглашением решением Комиссии таможенного союза Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза и Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2012 N 318, данное положение определяет порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора): при ввозе на таможенную территорию таможенного союза подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции, при вывозе с таможенной территории таможенного союза подкарантинной продукции, в отношении которой государства -члены таможенного союза приняли международные обязательства по осуществлению карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
Согласно пункту 1.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2012 N 318. указанное положение определяет порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении перемещаемой по таможенной территории таможенного союза подкарантинной продукции в случаях, когда место отправления и место назначения партии подкарантинной продукции расположены на территории разных государств - членов таможенного союза и перемещаемая партия подкарантинной продукции не помещена под таможенную процедуру таможенного транзита либо под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза.
Абзацем 2 пункта 1.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2012 N 318. прямо предусмотрено, что порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении перемещаемой по таможенной территории таможенного союза подкарантинной продукции в случаях, когда место отправления и место назначения партии подкарантинной продукции расположены на территории одной из Сторон и перемещаемая партия подкарантинной продукции не помещена под таможенную процедуру таможенного транзита либо под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, определяется законодательством такой Стороны.
Таким образом, Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза при ввозе и на таможенной территории таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2012 N 318. является специальным актом, применяемым при осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза только в отношении подкарантинной продукции, ввозимой (вывозимой) через таможенную границу таможенного союза, перевозимой такой продукции (ввозимой, вывозимой) по территории таможенного союза.
Довод заявителя об отсутствии в действиях ООО "Каргилл" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 КоАП РФ, поскольку вывезенная ООО "Каргилл" продукция не является подкарантинной продукцией не может быть признан обоснованным, поскольку Постановлением Администрации Тульской области от 26.10.2007 N 528 (в редакции постановления администрации Тульской области от 13.03.2009 N 131; распоряжения Правительства Тульской области от 17.11.2011 N 197-р) на всю территорию ООО "Каргилл" наложен карантин по карантинному объекту - амброзии полыннолистной.
Основанием для наложения карантина послужило выявление в 2005, 2006, 2007 годах амброзии полыннолистной на территории предприятия, в связи с чем, Управлением Россельхознадзора по Тульской области 17.09.2007 издан приказ N 917 об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима.
Вывезенная ООО "Каргилл" смесь кормовая в количестве 157,540 тонн не подвергалась карантинной фитосанитарной экспертизе. Ветеринарные свидетельства от 07.08.2013 271 N 0132452, от 07.08.2013 271 N 0132453, от 07.08.2013 271 N 0132456 не содержат информацию о фитосанитарном состоянии продукции, и тем самым не могут подтверждать фитосанитарную безопасность смеси кормовой, вывезенной из карантинной фитосанитарной зоны - территории предприятия ООО "Каргилл".
Ссылка заявителя на то, что смесь комбикормовая гранулированная не включена в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 318, не может быть принята во внимание поскольку, данный Перечень не устанавливает правила перевозки, хранения, переработки и использования подкарантинной продукции и не применяется к отношениям, связанным с перемещением отечественной подкарантинной продукции по территории Российской Федерации.
В решении суда правомерно указано, что ссылки ООО "Каргилл" на заключение ФГБУ "Тульская МВЛ" от 11.02.2013 N 02-119 о наличии технологии лишающей семена жизнеспособности, что по мнению заявителя, является основанием для исключения продукции (в том числе гранулированных комбикормов), полученной с применением указанной технологии, из списка подкарантинной продукции не могут служить основанием для освобождения ООО "Каргилл" от административной ответственности за выявленное правонарушение.
На правильность дано вывода указывает то, обстоятельство, что в виду наложения на всю территорию ООО "Каргилл" карантина по карантинному объекту, вся произведенная на территории данного предприятия продукция растительного происхождения является подкарантинной вне зависимости от наличия или отсутствия технологии переработки, лишающей жизнеспособности семян и плодов карантинных сорных растений. При этом, ООО "Каргилл" не устанавливало фитосанитарное состояние подкарантинной продукции - смесь кормовая не подвергалась карантинной экспертизе, карантинный сертификат на нее не выдавался. Практика арбитражных судов, на которую ссылается ООО "Каргилл" в обоснование доводов о технологии, лишающей жизнеспособности карантинные растения, не может быть принята во внимание, поскольку судами рассматривались споры о ввозе, вывозе продукции, происходящей не из карантинных фитосанитарных зон.
В соответствии с приказом Управления Россельхознадзора по Тульской области от 17.09.2007 N 917 об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима следует, что ООО "Каргилл" обязано осуществлять вывоз подкарантинной продукции только при наличии карантинного сертификата.
С учетом изложенного, в соответствии со ст.ст. 2, 6, 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений", смесь кормовая, произведенная на территории ООО "Каргилл" является подкарантинной продукцией и подлежала карантинной сертификации.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем были нарушены требования законодательства о карантине растений, что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 10.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Материалами дела подтверждается факт нарушения заявителем действующего законодательства, выразившегося в нарушении порядка вывоза из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции. При этом у заявителя имелась возможность для соблюдения установленных правил и норм, за которые предусмотрена ответственность, однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Процедура привлечения заявителя к ответственности административным органом соблюдена. Нарушений, влекущих отмену постановления, судом апелляционной инстанции не выявлено. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом. Срок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения установлен и подтвержден материалами дела, в связи с чем вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления, и, как следствие, о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований, является правомерным.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 декабря 2013 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-149985/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-149985/2013
Истец: ООО "Каргилл"
Ответчик: Управление федеральной службы по ветеринальному и фитосанитарному надзору по г. Москве,Московской и Тульской областям, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москве, Московской и Тульской областям