г. Пермь |
|
01 апреля 2014 г. |
Дело N А71-11212/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.,
от заявителя Прокурора Удмуртской Республики - Королева И.Г., паспорт, доверенность от 14.11.2013;
от заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике - Ширманова М.Ю., паспорт, доверенность от 09.01.2014; Суханова Н.Н., паспорт, доверенность от 09.01.2014;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 января 2014 года по делу N А71-11212/2013, принятое судьей Коковихиной Т.С., по делу N А71-11212/2013
по заявлению Прокурора Удмуртской Республики
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Удмуртской Республики (ОГРН 1041805000742, ИНН 1835060636)
о признании представления незаконным в части,
установил:
Прокурор Удмуртской Республики (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Удмуртской Республики (далее - управление) N 36 от 18.07.2013 незаконным в части пунктов 1, 2 части II, пункта 1 части IV и их исключении.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.01.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Управление настаивает, что при проверке установлены факты нарушения Прокуратурой УР бюджетного законодательства. Так, проверкой установлено, что Прокуратурой УР возвращенные подотчетные суммы не зачислены на лицевой счет и выданы из кассы минуя лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Удмуртской Республике, тем самым нарушены установленные требования. Управление обращает внимание, что операции, произведенные без уведомления УФК по УР, препятствуют исполнению казначейством возложенных на него контрольных функций.
Просит решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-11212/2013 от 17.01.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении требований о признании в части Представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 36 от 18.07.2013 г., вынесенное руководителем ТУ Росфиннадзора в УР, Заявителю отказать полностью.
Представитель управления в судебном заседании уточнил, что решение обжалуется только в части нарушения порядка кассовых операций по перечислению дебиторской задолженности прошлых лет, в части списания ГСМ решение не обжалуется.
Представитель управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель прокурора в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил пересмотреть решение в части распределения судебных расходов, в остальной части просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, управлением в соответствии с Положением службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике", утвержденным приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 28.06.2006 N 62, управлением проведена плановая проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, в том числе средств федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также имущества, находящегося в федеральной собственности за 2011- 2012 годы, в Прокуратуре Удмуртской Республики.
05.07.2013 по результатам проверки руководителем ревизионной группы составлен акт.
Прокурором представлены возражения на акт проверки (т.1, л.д. 57 - 58).
18.07.2013 управлением в отношении Прокуратуры Удмуртской Республики вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 36.
Не согласившись с пунктом 1, 2 части II, пунктом 1 части IV указанного представления прокурор обратился в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и уточнения представителя управления, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 268 БК РФ федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов и осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
В соответствии со ст. 282 БК РФ одной из мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, является предупреждение (представление) о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
По результатам проверки согласно п. 123 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н, управлением вынесено обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета, в котором содержится предложение о принятии мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений.
Учитывая, что в представлении содержатся выводы о неправомерном использовании прокуратурой средств федерального бюджета, а также требование проинформировать контролирующий орган о результатах рассмотрения, за непредставление сведений органу, осуществляющего государственный надзор, предусмотрена административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое представление, принятое уполномоченным органом по результатам проведенной проверки как меры принуждения, может быть оспорено в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части II представления "Незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием" заявителю предлагается принять меры по устранению нарушений п.1 ст.241.1, п.п.3, 4 ст.242 Бюджетного кодекса РФ, выразившиеся в следующем: пункт 1 - неиспользованные остатки аванса подотчетных сумм за 2010 год, выданные на командировочные расходы и внесенные в кассу в 2011 году, на лицевой счет не зачислены для последующего перечисления сумм дебиторской задолженности прошлых лет в федеральный бюджет, использованы в 2011 году по соответствующим кодам бюджетной классификации: 415 0301 0011500 012 226 на сумму 4425,20 руб.; 415 0301 0011500 012 222 на сумму 3502,10 руб. Сумма нарушения составила 7927 руб. 30 коп; пункт 2 - неиспользованные остатки аванса подотчетных сумм за 2011 год, выданные на командировочные расходы и внесенные в кассу в 2012 году, на лицевой счет не зачислены для последующего перечисления сумм дебиторской задолженности прошлых лет в федеральный бюджет, использованы в 2012 году по соответствующим кодам бюджетной классификации: 415 0301 0011500 244 226 на сумму 16449,70 руб.; 415 0301 0011500 122 212 на сумму 300,00 руб. Сумма нарушения составила 16749 руб.70 коп
Из оспариваемой части II представления следует, что в качестве правовых оснований указаны п. 1 ст. 241.1, п.п. 3, 4 ст. 242 БК РФ.
В силу ст. 6 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджета в представляет собой проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Согласно ст. 38.2 БК РФ принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 161 БК РФ казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Согласно п. 1 ст. 241.1 БК РФ при кассовом обслуживании исполнения бюджетов:
учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых в соответствии с настоящим Кодексом органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации;
управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;
все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;
органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории;
органы Федерального казначейства представляют органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, финансовым органам субъектов Российской Федерации информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также Федеральному фонду обязательного медицинского страхования информацию о кассовых операциях по исполнению бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (ч. 3 ст. 242 БК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 242 БК РФ не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
В соответствии с п. 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденный приказом Казначейства России от 10.10.2008 N 8н, суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) на счет N 40101 для перечисления в доход соответствующего бюджета.
В случае, если суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет поступили на счета N 40105, N 40201, N 40204, минуя счет N 40101, то не позднее пяти рабочих дней со дня отражения соответствующих сумм на лицевом счете получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) указанные суммы подлежат перечислению в установленном порядке получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета) в доход соответствующего бюджета.
В целях реализации статьи 242 БК РФ приказом Министерства финансов РФ (далее - Минфин РФ) от 06.06.2008 N 56н утвержден Порядок завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году.
Согласно п. 15 Порядка завершения операций остатки средств федерального бюджета завершенного финансового года, поступившие на счета N 40105 органов Федерального казначейства, в очередном финансовом году подлежат перечислению в доход федерального бюджета в порядке, установленном для возврата дебиторской задолженности прошлых лет получателей средств федерального бюджета.
В ходе проверки управлением было установлено, что просроченной задолженности за подотчетными лицами не числилось; возврат неиспользованного остатка командировочных расходов в кассу в проверяемом периоде, осуществлялся в 3-хдневный срок после возвращения из служебной командировки; денежные средства, выданные из кассы Прокуратуры УР под отчет на командировки и служебные разъезды, отражены в "Журнале операций расчетов с подотчетными лицами" N 3 своевременно и в полном объеме; превышения лимита остатка кассовой наличности в кассе не установлено, что отражено в разделе акта проверки от 05.07.2013.
Таким образом, в ходе проверки управлением не были обнаружены нарушения бюджетного законодательства, указанные в ст. 283 БК РФ, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что спорные денежные средства по подотчетным суммам являются той дебиторской задолженностью прошлых лет, которая подлежит возврату в бюджет по п. 2.5.6 Порядка кассового обслуживания, по п. 15 Порядка завершения операций.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в ходе ревизии установлено, что бюджетные средства Прокуратурой УР использовались исключительно через лицевые счета, открытые в органе Федерального казначейства, превышения лимита остатка кассовой наличности в кассе не установлено.
Таким образом, у управления отсутствовали законные основания, предусмотренные ст. 283 БК РФ, для принятия представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в оспариваемой части, так как неправомерного расхода денежных средств федерального бюджета Прокуратурой УР допущено не было, имело место возникновение дебиторской задолженности.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционная жалоба управления удовлетворению не подлежит.
Между тем решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 января 2014 года подлежит отмене в части взыскания с управления в пользу Прокуратуры УР 2 000 рублей в возмещение судебных расходов, в силу того, что судебные расходы не подтверждены надлежащими документами, поскольку в материалы дела не представлены подлинники платежных поручений от 03.10.2013 N 3097150, от 16.10.2013 N 3143355, а лишь их копии (т.1 л.д. 126 - 127). При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание, что при наличии надлежащих доказательств уплаты госпошлины Прокуратура УР не лишена права реализовать правомочия, предоставленные ст. 333.40 НК РФ.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы, который от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 января 2014 года по делу N А71-11212/2013 отменить в части взыскания с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11212/2013
Истец: Прокурор Удмуртской Республики
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике