г. Киров |
|
03 апреля 2014 г. |
Дело N А31-4266/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Поляковой С.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Богатыревой Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Каракиной М.В., действующей на основании доверенности от 01.11.2013,
представителя ответчика Ивановой Н.Г., действующей на основании доверенности от 12.01.2012
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАРИМАН"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 02.12.2013 по делу N А31-4266/2013, принятое судом в составе судьи Денисенко Л.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "МАРИМАН" (ИНН: 7602067735, ОГРН: 1087602002806)
к Департаменту лесного хозяйства Костромской области (ИНН: 4401071292, ОГРН: 1074401000112)
третьи лица: Территориальное управление Росимущества в Костромской области, областное государственное казенное учреждение "Судиславское лесничество"
об обязании согласовать местоположение границ земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МАРИМАН" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Департаменту лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент, ответчик) об обязании ответчика согласовать местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 44:22:00 00 00:0233, путем подписания акта согласования местоположения границ земельного участка.
Определениями от 24.06.2013 и от 20.09.2013 Арбитражный суд Костромской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Росимущества в Костромской области, областное государственное казенное учреждение "Судиславское лесничество"
Решением Арбитражного суда Костромской области от 02.12.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, в основу принятого судом решения положено утверждение о том, что спорный земельный участок предположительно частично находится на землях лесного фонда. Данный довод приводит ответчик в обоснование отказа от подписания акта согласования границ участка, что не позволяет истцу осуществлять полномочия собственника в отношении данного участка. В материалы дела не были представлены доказательства, подтверждающие наложение границ спорного земельного участка на земли лесного фонда. Данный предположительный вывод не мог быть положен в основу судебного акта.
По мнению заявителя жалобы, ссылка суда первой инстанции на Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.04.2011 N Д23-1526 сделана с нарушением требования относительности доказательств, поскольку в рассматриваемом случае образование (формирование) земельного участка из состава земель лесного фонда для предоставления в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование не происходит.
Истец полагает, что Департамент, обладая полномочиями по установлению границ земельных участков, имеет право на согласование границ со смежными землепользователями.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
Третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 44:22:00 00 00:0233, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 24981250 кв.м. Единое использование земельных участков, учетные кадастровые номера частей с 1 по 143, кадастровые номера 44:22:01 16 02:0025 (0026, 0027, 0028, 0029, 0030, 0031, 0032, 0033, 0034, 0035, 0036, 0037, 0038, 0039, 0040, 0041, 0042, 0043, 0044, 0045, 0046, 0047, 0048, 0049, 0050, 0051, 0052, 0053, 0054, 0055, 0056, 0057, 0058, 0059, 0060, 0061, 0062, 0063, 0064, 0065, 0066, 0067, 0068, 0069, 0070, 0071, 0072, 0073); 44:22:01 16 03:0035 (0036, 0037, 0038, 0039, 0040, 0041, 0042, 0043, 0044, 0045, 0046, 0047, 0048, 0049, 0050, 0051, 0052, 0053, 0054, 0055. 0056, 0057); 44:20:01 16 04:0013 (0014, 0015, 0016, 0017, 0018, 0019, 0020, 0021, 0022, 0023, 0024, 0025, 0026, 0027, 0028, 0029, 0030, 0031, 0032, 0033, 0034, 0035, 0036, 0037, 0038, 0039, 0040, 0041, 0042, 0043, 0044, 0045, 0046, 0047, 0048, 0049, 0050, 0051, 0052, 0053, 0054, 0055); 44:22:01 16 07:0083 (0084, 0085, 0086, 0087, 0088, 0089, 0090, 0091, 0092, 0093); 44:22:01 16 12:0025 (0026, 0027, 0028, 0029, 0030, 0031, 0032, 0033, 0034, 0035, 0036, 0037, 0038, 0039, 0040, 0041), адрес объекта: Костромская область, Сусанинский район, Андреевское сельское поселение, урочища: Ракуниха, Фефелово, Ураково, Быково, Репниково.
Право собственности истца на участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 44-АБ N 523993 от 08.12.2011 (л.д. 14)
Обращаясь с настоящим иском, истец указал, что 20.01.2012 Общество заключило договор о выполнении землеустроительных работ с обществом с ограниченной ответственностью "Финансово-юридическая компания "Архангел".
В ходе проведения межевых работ по уточнению месторасположения границ и площади данного земельного участка в адрес Областного государственного казенного учреждения "Судиславское лесничество" (далее - ОГКУ "Судиславское лесничество") был направлен акт согласования месторасположения границы земельного участка.
ОГКУ "Судиславское лесничество" отказалось подписывать документ, мотивируя это тем, что земельные участки, расположенные в Андреевском сельском поселении Сусанинского административного района Костромской области являются землями государственного лесного фонда ОПСУ "Судиславское лесничество" 2-е Сусанинское участковое лесничество СПК "Андреевский" в квартале N 10 выделе N21, в квартале N 22 выделе N 6 и в квартале N 23 выделе N 1, согласно материалам лесоустройства 2005-2006 годов и лесохозяйственного регламента лесничества, утвержденным приказом департамента лесного хозяйства Костромской области от 30.12.2008 года N652. Указанные лесные участки находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10 июня 2008 года, условный номер объекта - 44:22/1:01.35576.
В ответ на обращение Общества о разъяснении сложившейся ситуации Департамент лесного хозяйства Костромской области указал, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года N 648 в 2004 году земли лесного фонда, расположенные на территории области, в том числе и леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, были зарегистрированы в собственность Российской Федерации. При оформлении свидетельств о государственной регистрации права собственности Российской Федерации были использованы материалы лесоустройства 1993 года Сусанинского районного лесхоза ОГУ "Костромаобллес" которые имеют необходимую картографию и таксационные показатели лесных насаждений. Согласно статьи 4.3 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в 2008 году право собственности Российской Федерации на зарегистрированные в 2004 году участки лесного фонда было перерегистрировано на соответствующие лесные участки. На основании указанных материалов лесоустройства, лесохозяйственного регламента ОГКУ "Судиславское лесничество" и данных государственного лесного реестра часть земельного участка с кадастровым номером 44:22:000000:0233 относится к землям лесного фонда ОГКУ "Судиславское лесничество" 2-е Сусанинское участковое лесничество (СПК "Андреевское") квартал 10 выдел 21, квартал 22 выдел 6 и квартал 23 выдел 1. Таким образом, согласовать границы указанного земельного участка не представляется возможным.
По мнению истца, Департамент нарушает право собственности Общества на земельный участок, поскольку Общество фактически лишено возможности определить на местности и описать в установленном порядке границы земельного участка, проводить сельскохозяйственные работы и получать выгоду.
Указанные нарушения права собственности Общества на земельный участок явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском об обязании ответчика согласовать местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 44:22:00 00 00:0233, путем подписания приложенного к исковому заявлению по настоящему делу акта согласования местоположения границ земельного участка.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к одному из способов защиты гражданских прав относит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Прибегая к такому способу защиты гражданских прав, истец должен доказать наличие у ответчика соответствующей обязанности и уклонение от её исполнения, ответчик же праве ссылаться на наличие законных оснований для отказа от её исполнения.
Предметом заявленного иска является требование об обязании ответчика согласовать местоположение границ спорного земельного участка путем подписания акта их согласования, основанием иска - отказ в согласовании границ, изложенный в ответе ОГКУ "Судиславское лесничество" от 06.22.2012 за N 488, который истец считает незаконным.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон о кадастре) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе, линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
На основании пункта 1 части 1 статьи 39 Федерального закона о кадастре согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 40 указанного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 40 Федерального закона о кадастре если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
По смыслу указанных норм Федерального закона о кадастре заинтересованное в согласовании границ земельного участка лицо наделено правом на предъявление в суд иска, предметом которого является установление границ земельного участка, а не понуждение иных лиц к подписанию подготовленного истцом конкретного акта согласования границ. Участвуя в согласовании границ смежных участков, законные владельцы земельных участков реализуют свои правомочия в отношении данного имущества и, действуя в своих интересах, вправе возражать против согласования определенной границы смежных участков.
Однако предметом иска Общества по настоящему делу является именно требование об обязании ответчика подписать конкретный акт согласования границ земельного участка, что не соответствует требованиям статьи 40 названного Закона.
В данном случае при согласовании границ земельных участков были заявлены возражения (в части наложения предложенных границ на границы лесных участков, находящихся в государственной собственности российской Федерации), т.е. смежный землепользователь (в лице лесничества) реализовал право на заявление возражений. В связи с этим ссылка заявителя жалобы на то, что решение суда по настоящему делу основано на предположительном выводе о пересечении границ указанных участков, подлежит отклонению.
Отказывая в согласовании границ спорного земельного участка, ответчик указал, что его часть относится к землям лесного фонда ОГКУ "Судиславское лесничество" 2-е Сусанинское участковое лесничество (СПК "Андреевское") квартал 10 выдел 21, квартал 22 выдел 6 и квартал 23 выдел 1. Земельные участки сформированы согласно материалам лесоустройства 2005-2006 года, находятся в Федеральной собственности, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серии 44-АБ N 212314 от 10.06.2008.
На основании статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 Федеральное агентство лесного хозяйства согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов, исключение земельных участков из границ населённых пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешённого использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации определены отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, но не указано на полномочия субъекта Российской Федерации осуществлять работы, в результате которых обеспечиваются подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учёта такого земельного участка.
Акт согласования границ земельного участка представляет графическую часть межевого плана, а поскольку последний содержит необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта сведения, то согласование акта является осуществлением работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для государственного кадастрового учёта такого земельного участка.
Таким образом, суд правильно указал, что отказ ответчика как органа государственной власти Костромской области, в согласовании границ спорного земельного участка не порождает для истца правовых последствий, поскольку ответчик не наделен от имени публичного собственника - Российской Федерации исчерпывающими полномочиями по осуществлению всех прав и обязанностей собственника, включая действия по образованию и согласованию границ земельных участков из состава земель лесного фонда.
Спор между двумя собственниками смежных участков (истцом и публичным собственником) может быть разрешен в самостоятельном исковом порядке. При этом истец по настоящему делу не заявляет к надлежащему ответчику (собственнику смежного участка) требований об установлении границ спорного земельного участка и не оспаривает право собственности на смежные участки лесного фонда.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных исковых требований у суда первой инстанции отсутствовали. Доводы апелляционной жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 02.12.2013 по делу N А31-4266/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАРИМАН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-4266/2013
Истец: ООО "МАРИМАН"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Костромской области
Третье лицо: ОГКУ Судиславское лесничество, ТУ Росимущества в Костромской области