город Ростов-на-Дону |
|
02 апреля 2014 г. |
дело N А32-1265/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.
при участии:
от Родина Владимира Дмитриевича: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от судебного пристава-исполнителя Ливандовской Г.Н. Красноармейского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Союз потребительских обществ (Красноармейский Райпотребсоюз), ст. Полтавская: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Красноармейского районного отдела судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Родина Владимира Дмитриевича на решение Арбитражного суда от 30.12.2013 по делу N А32-1265/2008, принятое судьей Карпенко Т.Ю., по заявлению Родина Владимира Дмитриевича к судебному приставу-исполнителю Ливандовской Г.Н. Красноармейского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю; Союз потребительских обществ (Красноармейский Райпотребсоюз), ст. Полтавская; Красноармейский районный отдел судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконными действий о приостановлении исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
Родина Владимира Дмитриевича, обратился в Арбитражный суд Краснодарского края о признании действии судебного пристава-исполнителя Ливандовской Г.Н. Красноармейского РО СП УФССП России по Краснодарскому краю незаконными и о приостановлении исполнительного производства, в связи с нарушением судебным приставом-исполнителем статей 24 - 27 и п. 17 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с учетом уточненных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 30.12.2013 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что заявление о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными подано в арбитражный суд с нарушением сроков, предусмотренных ч. 4 ст. 198 АПК РФ и ст. 122 ФЗ N 229-ФЗ, ходатайство о восстановлении процессуального срока заявителем не заявлено, доказательств уважительности причин пропуска сроков, установленных ч. 4 ст. 198 АПК РФ й ст. 122 ФЗ N 229-ФЗ, суду не представлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Родина В.Д. подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, полагает, что его требования должны были рассматриваться по правилам искового производства, в связи с чем, процессуальные сроки им не нарушены.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Родина Владимира Дмитриевича, Красноармейский район, х. Протичка, ул. Школьная, 34, в пользу Красноармейского райпотребсоюза, Красноармейский район, ст. Полтавская взыскано 73 745 рублей арендной платы, 1 390,86 рублей пени, и 2 985,46 расходов по оплате госпошлины. В остальной части взыскания пени в иске отказано. По встречному иску в удовлетворении иска о признании недействительным договора аренды от 08.01.2007 отказано. С главы крестьянского (фермерского) хозяйства Родина Владимира Дмитриевича, Красноармейский район, х. Протичка, ул. Школьная, 34 в доход федерального бюджета РФ взыскана госпошлина в сумме 2 000 руб. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008, а также постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2009 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2008 оставлено без изменения. 23.12.2008 Арбитражным судом Краснодарского края, выдан исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда.
23.04.2010 Красноармейского РО СП УФССП России по Краснодарскому краю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства на основании указанного исполнительного листа.
Родин Владимир Дмитриевич, х. Протичка обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании действий судебного пристава-исполнителя Ливандовской Г.Н. Красноармейского РО СП УФССП России по Краснодарскому краю незаконными и о приостановлении исполнительного производства. В обоснование заявления заявитель приводит довод о том, что с 2009 года он главой крестьянского (фермерского) хозяйства не является и он не получал постановление о возбуждении исполнительного производства, а также не знал о том, что в отношении него имеется исполнительное производство.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявления Родина В.Д. в виду следующего.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 6 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан обязательны требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов.
Частями 1 и 2 статьи 5 ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно ст. 318 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Статьей 318 АПК РФ, статьями 12, 13 ФЗ "О судебных приставах" от 21.07.1997 N 118-ФЗ и статьей 2 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению судебных актов. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может -приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ФЗ об исполнительном производстве исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях:
1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ч. 2. ст. 39 ФЗ об исполнительном производстве исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, полностью или частично в случаях:
1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
2) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
3) нахождения должника в длительной служебной командировке;
4) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
5) обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
6) в иных случаях, предусмотренных статьей 40 названного Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. В силу пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010. На такие хозяйства нормы указанного Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Из материалов дела видно, что Родин В.Д. снят с учета в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в налоговом органе 04.08.2009 (уведомление о снятии с учета физического лица от 04.08.2009 г. N 499048).
На момент вынесения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2008 Родин В.Д. являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и регистрация соответствующих сведений об этом в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей не являются основанием для прекращения гражданско-правовых обязательств, возникших в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Данное обстоятельство не предусмотрено и в качестве основания для прекращения обязанности по уплате налогов - (статья 44 Налогового кодекса Российской Федерации). Прекращение физическим лицом занятия предпринимательской деятельностью не является основанием для освобождения данного лица от исполнения обязательств и обязанностей, возникших в связи с осуществлением этой деятельности. Аналогичные выводы изложены в определении ВАС РФ от 17.02.2011 N ВАС-7199/10 по делу N А70-13094/20-2005.
Судом первой инстанции было установлено, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства была направлена сторонам исполнительного производства. Копия реестра отправки постановления о возбуждении исполнительного производства ввиду истечения двухгодичного срока хранения, установленного Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, не сохранилась.
При этом об извещении заявителя о возбуждении исполнительного производства свидетельствует жалоба, поданная заявителем 20.09.2012, согласно которой заявитель просит окончить исполнительное производство, в связи с тем, что КФХ прекратило свое существование, что подтверждается уведомлением о снятии с учета физического лица от 04.08.2009 N 499048.
Судом первой инстанции было установлено, что заявителем пропущен срок для обжалования действий (бездействия) должностных лиц, что в свою очередь является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону. или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации.стало, известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 122 ФЗ N 229-ФЗ жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении, действий (бездействии).
Заявление о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными подано в арбитражный суд 11.09.2013, то есть с нарушением сроков, предусмотренных ч. 4 ст. 198 АПК РФ и ст. 122 ФЗ N 229-ФЗ. Заявителем ходатайство о восстановлении процессуального срока не заявлено, доказательств уважительности причин пропуска сроков, установленных ч. 4 ст. 198 АПК РФ и ст. 122 ФЗ N 229-ФЗ, суду не представлено.
Указанное нарушение является достаточным, основаниям для отказа в удовлетворении заявленных требований. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.07.2013 по делу N А32-28282/20Л2.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что основания для удовлетворения требований о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными и приостановлении исполнительного производства отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод апелляционной жалобы о том, что, исполнение судебного акта за счет имущества ликвидированного субъекта хозяйственной деятельности невозможно.
Согласно положениям ч.1 ст. 327 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Основания для прекращения исполнительного производства судом установлены в ч.1 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ). Такими основаниями являются:
1) смерть взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
2) утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
3) отказ взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
4) иные случаи, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Наличие свидетельства о прекращении гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не указано в ст. 43 Закона N 229-ФЗ в качестве основания для прекращения исполнительного производства.
Основания прекращения исполнительного производства, перечисленные в ст. 43 Закона N 229-ФЗ об исполнительном производстве, являются исчерпывающими и не подлежащими расширительному толкованию.
Правоприменительная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.10.2009 N 7159/09.
В соответствии с п.1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
В силу ст. ст. 23, 24 ГК РФ утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность, но не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом
Конституционным Судом РФ в Определении от 15.05.2001 N 88-О также разъяснено, что исходя из особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, поскольку юридически имущество индивидуального предпринимателя используется им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, он отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Следовательно, поскольку индивидуальный предприниматель Родин В.Д. фактически является гражданином, утрата статуса предпринимателя не освобождает его от обязанности отвечать всем принадлежащим ему имуществом по своим обязательствам, возникшим у физического лица в период ведения предпринимательской деятельности в статусе индивидуального предпринимателя.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2013 по делу N А32-1265/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1265/2008
Истец: Родин Владимир Дмитриевич, Союз потребительских обществ (КрасноармейскиЙ Райпотребсоюз)
Ответчик: КФХ Родин В. Д., судебный пристав-исполнитель Ливандовская Г. Н. Красноармейского районного отдела судебных приставов управления федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю
Третье лицо: Красноармейский районный отдел судебных приставов УФССП России по Кранодарскому краю, Красноармейский райпотребсоюз, УФССП по Краснодарскому краю, Красноармейский районный отдел судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю, Красноармейский районный отдел судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю (Ливандовской Г. Н.), УФССП по КК СПИ особых испол.производств Пащенко А. А