г. Самара |
|
03 апреля 2014 г. |
Дело N А55-28080/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31.03.2014 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2014 по делу N А55-28080/2013 (судья Корнилов А.Б.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", г.Екатеринбург, к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Самара, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
в судебном заседании приняла участие представитель управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Садчикова М.С. (доверенность от 11.03.2014 N 39),
представители ОАО "РЖД" не явились, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган) от 21.11.2013 N ПР-17/13 о назначении административного наказания.
Решением от 10.02.2014 по делу N А55-28080/2013, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявления ОАО "РЖД" отказал.
Общество в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
На основании ст.ст.156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя ОАО "РЖД", извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель административного органа апелляционную жалобу отклонила, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства с учетом ст.272.1 АПК РФ, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, в выступлении представителя административного органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, железнодорожная станция Пермь-2 включена в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, реестровый номер ЖСП 303073 от 31.07.2012, уведомление от 02.08.2012 N УТБ-7/3/03073 с присвоением второй категории. На момент проведения административным органом проверки 06-21.11.2012 сведения и документы, подтверждающие заключение договора на проведение оценки уязвимости железнодорожной станции Пермь-2 и утверждение в установленном порядке ее результатов, отсутствовали.
Административный орган по результатам проверки составил акт от 21.11.2012 N ПР-21ЖД/12 и выдал предписание от 21.11.2012 N 6ПР-33ЖД/12, п.1 которого обязал общество устранить в срок до 07.10.2013 выявленное нарушение (не обеспечено утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) "Железнодорожная станция Пермь-2" (отсутствуют документально подтвержденные сведения об утверждении результатов оценки уязвимости ОТИ) - п.3, 4 и 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 43 (далее - Требования N 43).
На основании распоряжения от 29.08.2013 N 735 административный орган провел проверку ОАО "РЖД", в ходе которой выявил факт неисполнения обществом п.1 предписания от 21.11.2012 N 6ПР-33ЖД/12.
По результатам проверки административный орган составил акт от 15.10.2013 N ПР-21ЖД/13, протокол от 06.11.2013 серии ААА N 6ПР-08/13 об административном правонарушении и вынес постановление от 21.11.2013 N ПР-17/13, которым привлек ОАО "РЖД" к административной ответственности по ч.10 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч.10 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" Минтранс РФ Приказом от 08.02.2011 N 43 утвердил Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Требования N 43 применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
П.5.7 Требований N 43 установлена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Как уже указано, железнодорожной станции Пермь-2 категория присвоена 31.07.2012 (дата включения в Реестр) и о категорировании данного объекта ОАО "РЖД" было уведомлено не позднее 09.08.2012 (письмо первого заместителя начальника департамента безопасности ОАО "РЖД" от 09.08.2012 N исх-4098/ЦБЗ).
Однако никаких мер для обеспечения проведения оценки уязвимости железнодорожной станции Пермь-2 и утверждения ее результатов в сроки, установленные законодательством, ОАО "РЖД" не предпринимало.
Предписанием от 21.11.2012 N 6ПР-33ЖД/12 административный орган предложил обществу устранить указанное нарушение в срок до 07.10.2013. Срок установлен с учетом всех возможных обстоятельств, включая планирование и выделение необходимого финансирования, выбор специализированной организации, вероятность превышение времени установленного для проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов.
Общество в установленный срок предписание не исполнило.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Допустимых и достаточных доказательств невозможности исполнения предписания в установленный срок в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые ОАО "РЖД" не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, обществом не представлено.
Как верно указал суд первой инстанции, ссылка на заключение в 2013 году публичных договоров на оказание услуг по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры железнодорожных станций Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", как и сам договор от 03.06.2013 N 130/13/Д, учитывая дату составления этих документов, не свидетельствуют о своевременном принятии мер по исполнению предписания от 21.11.2012, полученного ОАО "РЖД" еще 03.12.2012.
Первый экземпляр результатов оценки уязвимости ОТИ реестровый номер ЖСП303073 (железнодорожная станция Пермь-2) в нарушение п.8.2 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87, не заверен гербовой печатью компетентного органа, в связи с чем этот документ не является достаточным подтверждением факта утверждения в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ "железнодорожная станция Пермь-2" и, соответственно, исполнения п.1 предписания. Кроме того, указанная на результатах оценки уязвимости ЖСП303073 дата их утверждения (24.10.2013) свидетельствует о том, что они утверждены после истечения срока исполнения предписания.
В числе реестровых номеров ОТИ, имеющих утвержденные результаты оценки уязвимости, приведенных в письме заместителя начальника Управления транспортной безопасности Росжелдора от 31.10.2013 N УТБ-712/ДСП, реестровый номер ОТИ "железнодорожная станция Пермь-2" - ЖСП303073 не указан.
Довод ОАО "РЖД" о том, что сроки на проведение оценки уязвимости и утверждения ее результатов зависят от количества ОТИ, даже если все они включены в реестр категорированных ОТИ и ТС (с присвоением соответствующей категории) одновременно, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку сроки на проведение оценки уязвимости и утверждения ее результатов установлены п.5.7 Требований N 43 и субъект транспортной инфраструктуры обязан их соблюдать не зависимо от количества категорированных ОТИ, находящихся в его собственности либо пользовании, в том числе при заключении договоров на проведение оценки уязвимости.
Регламент формирования консолидированного финансового плана и инвестиционной программы холдинга и другие организационно-распорядительные документы ОАО "РЖД" являются внутренними документами, их содержание и возможность внесения изменений зависит исключительно от общества. Следовательно, положения указанных документов не являются обстоятельствами, объективно препятствовавшими исполнению юридическим лицом требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и выполнению законных предписаний об устранении нарушений этих требований.
Предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности, не ограничиваются непосредственно оценкой уязвимости ОТИ и/или ТС. На основании результатов оценки субъект транспортной инфраструктуры обязан в соответствии с п.5.8 Требований N 43 разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Таким образом, с учетом присвоения ОТИ "железнодорожная станция Пермь-2" категории еще 31.07.2012 (дата включения в Реестр), и при условии соблюдения ОАО "РЖД" установленных законодательством сроков, на момент истечения срока исполнения предписания на данном ОТИ должен был быть реализован разработанный и утвержденный план обеспечения транспортной безопасности.
Затягивание сроков проведения и утверждения оценки уязвимости влечет за собой невозможность принятия последующих мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности и, соответственно, его защищенности от возможных угроз совершения и/или непосредственно совершения АНВ.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.10 ст.19.5 КоАП РФ, и наличии вины общества в его совершении.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом п.18 и 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Совершенное ОАО "РЖД" правонарушение не является малозначительным, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствуют, штраф назначен в минимальном размере санкции вменяемой статьи, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного штрафа несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2014 года по делу N А55-28080/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28080/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта