г. Саратов |
|
02 апреля 2014 г. |
Дело N А12-26673/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии представителей заявителя: Ивановой С.В., действующей на основании доверенности N 15-11 от 01 января 2014 года; административного органа: Зязиной И.Г., действующей на основании доверенности N 10 от 19 февраля 2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград", ОГРН 1023403844441, ИНН 3445045202 (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2013 года по делу N А12-26673/2013 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград", ОГРН 1023403844441, ИНН 3445045202 (г. Волгоград)
к министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770 (г. Волгоград)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (далее - министерство, административный орган) от 26 сентября 2013 года по делу N 03-08/13-285, в соответствии с которым ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему объявлено устное замечание; и оспаривании представления от 26 сентября 2013 года по делу N 03-08/13-285 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителей заявителя и административного органа, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области поступили обращения граждан (вх. N 07/1172 от 05 августа 2013 года, вх. N 07/1233 от 14 августа 2013 года) о том, что их права, как потребителей, нарушены действиями ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в части применения завышенной розничной цены на природный газ при начислении и предъявлении им платы в платежных документах за июль 2013 года.
По результатам рассмотрения обращений граждан должностным лицом министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области выявлено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" розничной цены, установленной органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), на природный газ при начислении и предъявлении платы гражданам, исходя из показаний индивидуальных приборов учета потребления газа за июнь 2013 года, в платежных документах за июль 2013 года.
Уведомлением от 08 августа 2013 года за исх. N УРТ-16/2848 ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" извещено о времени (26 августа 2013 года в 10 час. 00 мин.) и месте составления протокола об административном правонарушении. Уведомление получено ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" 13 августа 2013 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 40006663516252 (л.д. 67).
26 августа 2013 года консультантом отдела по контролю за применением цен (тарифов) департамента тарифного контроля, экономического анализа и работы с обращениями граждан министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области Галыгиным А.Н. в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в присутствии представителя Колесника А.В., действующего на основании доверенности N 1/11 от 01 января 2013 года, составлен протокол об административном правонарушении по делу N 03-08/13-285 по признакам части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Определением от 26 августа 2013 года рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10 сентября 2013 года на 10 час. 15 мин. Копия определения и копия протокола об административном правонарушении по делу N 03-08/13-285 направлены ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" сопроводительным письмом от 27 августа 2013 года N УРТ-16/3019 и получены ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" 05 сентября 2013 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 40006 66 548007 0 (л.д. 61).
Определением от 10 сентября 2013 года рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 26 сентября 2013 года на 10 час. 00 мин. в связи с необходимостью предоставления ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" дополнительных сведений. Определение получено ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" 19 сентября 2013 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 400066 63 54930 4 (л.д. 58).
Дело об административном правонарушении в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" рассмотрено в присутствии представителей Разинькова И.П., действующего на основании доверенности от 25 сентября 2013 года N 509/63 и Ивановой С.В., действующей на основании доверенности от 01 января 2013 года N 3/11, заместителем министра топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области Симоновой О.В. 26 сентября 2013 года и принято постановление по делу N 03-08/13-285, в соответствии с которым ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 стать 14.6 КоАП РФ. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ административный орган освободил ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Министерством топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области выдано представление от 26 сентября 2013 года N 03-08/13-285 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Полагая, что постановление по делу об административном правонарушении и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, являются незаконными, нарушающими права хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам параграфа второго главы 25 АПК РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 8 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 27.06.2012 N 25/1 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Волгоградской области" установлена и введена в действие с 01 июля 2012 года розничная цена на природный газ, реализуемый населению Волгоградской области, при наличии прибора учета в размере 3550,00 руб./1000-м.
Постановлением министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 21.06.2013 N 32/1 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Волгоградской области" с 01 июля 2013 года установлена и введена в действие розничная цена на природный газ, реализуемый населению Волгоградской области, при наличии прибора учета в размере 4082,50 руб./1000м3.
В ходе анализа квитанций, оплаченных гражданами по лицевым счетам N 5700012139, 5200007784, 5200036730, министерством установлено, что ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" при начислении и предъявлении платы гражданам, жилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учета потребления газа, в платежных документах за июль 2013 года применяло цену на природный газ в размере 4082,50 руб./1000м3 за часть газа, потребленного в июне 2013 года, что противоречит постановлению управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 27.06.2012 N 25/1 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Волгоградской области" в части применения завышенной розничной цены на природный газ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно подпункту "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан: принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Пунктом 37 Правил N 354 предусмотрено что, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
На основании пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354, как произведение показаний такого прибора учета за расчетный период и тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 41 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги согласно пункту 66 Правил N 354, части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
В соответствии с пунктом 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
В платежных документах (квитанциях), предъявляемых для оплаты реализованного газа, размещены специальные графы для записи текущих показаний индивидуального прибора учета. Потребители при получении данных квитанций должны внести показания индивидуального прибора учета на последний день расчетного месяца и произвести расчет за потребленный природный газ за период между текущим и предыдущим снятием показаний, с учетом внесенных платежей за указанный в квитанции период. На основании вновь указанных показаний начисляется плата за реализованный природный газ в следующем месяце.
При этом дата оплаты гражданами потребленного газа в платежных документах, содержащих сведения о показаниях приборов учета, не свидетельствует о дате снятия этих показаний.
Кроме того, из имеющихся в материалах дела об административном правонарушении копий квитанций, предъявленных ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" к оплате гражданам по лицевым счетам N 5700012139, 5200007784, 5200036730, следует, что показания приборов учета газа отражались гражданами на последний день расчетного месяца - июнь 2013 года. Доказательств обратного обществом в материалы дела не представило.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности квалификации действий общества по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ, наличии признаков состава административного правонарушения, вмененного обществу, достаточности собранных административным органом доказательств, необходимых для квалификации действий юридического лица по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
У общества имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений федерального и регионального законодательства.
Судом обоснованно отклонен аналогичный изложенному в апелляционной жалобе довод о том, что, по мнению ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", действующее законодательство не обязывает абонентов фиксировать показания на последний день расчетного месяца, в связи с чем полагает, что обществом правомерно осуществлялось начисление, где датой снятия показаний прибора учета считалась дата внесения платежа, передаваемая обществу через УФПС по Волгоградской области, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку согласно подпункту "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания. Кроме того, пунктом 37 Правил N 354 предусмотрено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Вместе с тем, административный орган счел возможным признать данное административное правонарушение малозначительным, и освободил ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" от административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановление административного органа в части применения положение ст. 2.9 КоАП РФ не оспаривается.
При производстве по делу об административном правонарушении административным органом не было допущено процессуальных нарушений, а равно и нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области при принятии постановления от 26 сентября 2013 года по делу N 03-08/13-285 о признании ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ установило, что совершению административного правонарушения способствовали такие причины и условия, как игнорирование исполнения требования действующего законодательства, а именно положений Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, постановления Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 27.06.2012 N 25/1 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Волгоградской области".
В связи с чем, министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области вынесло представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 26 сентября 2013 года по делу N 03-08/13-285 которым обязало ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" рассмотреть представление и принять меры по их устранению, принять меры по недопущению совершенного административного правонарушения впредь, в течение месяца со дня получения представления представить в Министерство информацию о мерах, принятых для его исполнения.
Представление вынесено министерством топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области правомерно, в пределах его полномочий, в порядке статьи 29.13 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом обсуждения в суде первой инстанции. Аналогичные обстоятельства изложены обществом в заявлении, поступившим в суд первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Податель апелляционной жалобы не ссылается на то, каким обстоятельствам не была дана оценка, новых доказательств не представляет и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции, разрешая спор, в соответствии со статьей 71 АПК РФ полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нормы материального права применены правильно. Судом не допущено нарушений норм процессуального права. Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2013 года по делу N А12-26673/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-26673/2013
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград"
Ответчик: Заместитель министра топлива, энрегетики и тарифного регулирования Волгоградской области Симонова О. В., Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области