г. Москва |
|
01 апреля 2014 г. |
Дело N А41-32305/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: Широкова О.Н. - по доверенности от 27.08.2012 года N 50/2012-65, Зеленцов В.П. - по доверенности от 31.01.2013 года N 50/2013/36,
от дачного некоммерческого товарищества "Лесное" (ИНН: 7721623678, ОГРН: 1087746691955): представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Одинцовского муниципального района: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2013 года по делу N А41-32305/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Лесное" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, с участием в деле в качестве третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Одинцовского муниципального района, о признании незаконными действий по снятию земельных участков с кадастрового учета и обязании восстановить сведения в государственном кадастре недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
дачное некоммерческое товарищество "Лесное" (далее - ДНТ "Лесное", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО, кадастровая палата, заинтересованное лицо), в котором просило:
- признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО о снятии с учета 61 земельного участка, расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Жавороновское, в районе д. Зайцево, находящиеся на праве аренды у ДНТ "Лесное" с кадастровыми номерами с 50:26:0070312:650 по 50:26:0070312:710 (включительно);
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО восстановить сведения в государственном кадастре недвижимости в отношении земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Жавороновское, в районе д. Зайцево, находящихся на праве аренды у ДНТ "Лесное" с кадастровыми номерами с 50:26:0070312:650 по 50:26:0070312:710 (включительно).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Одинцовского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2013 года заявленные требования удовлетворены (том 3, л.д. 130-133).
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 3, л.д. 147-150).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя кадастровой палаты, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 22.10.2004 N 746, 17.12.2004 года между Министерством имущественных отношений (арендодатель) и государственным унитарным предприятием "Экспериментальное сельскохозяйственное предприятие "Немчиновка" Российской академии сельскохозяйственных наук" (арендатор) был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 21085-Z, согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:20:0070312:0238, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Ликинский, в районе д. Зайцево, для сельскохозяйственного производства, общей площадью 110000 кв.м. (том 1, л.д. 56-60).
В соответствии с договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения N 28-У от 21.03.2007 года, права и обязанности арендатора от ГУП "Экспериментальное сельскохозяйственное предприятие "Немчиновка" Российской академии сельскохозяйственных наук" были переданы закрытому акционерному обществу "УК Компас" (далее - ЗАО "УК Компас").
17.06.2008 года на основании договора N У/08/01 права и обязанности по договору аренды земельного участка от ЗАО "УК Компас" были переданы ДНТ "Лесное".
02.12.2009 года между Министерством имущественных отношений Московской области и ДНТ "Лесное" было подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка, в котором уточнялось местоположение земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:0238, а именно: Московская область, Одинцовский район, с/п Жавороновское, в районе д. Зайцево, а также вид разрешенного использования земельного участка: "для дачного строительства".
11.01.2010 года в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельных участках с кадастровыми номерами с 50:26:0070312:650 по 50:26:0070312:710, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:0238.
01.07.2010 года ДНТ "Лесное" обратилось в Министерство имущественных отношений Московской области с письмом, в котором просило внести изменения в договор аренды земельного участка, связанные с образованием новых земельных участков из земельного участка, ранее предоставленного в аренду (том 1, л.д. 39).
В ответ на указанное обращение, Министерство имущественных отношений письмом от 13.11.2010 года, сообщило заявителю, что в настоящее время внесение изменений в договор аренды земельного участка не предоставляется возможным, так как проводится работа по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070312:0238 (том 1, л.д. 40).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 24.10.2011 года по делу N А41-45189/10 Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области было отказано в признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070312:0238.
01.03.2012 года между Министерством имущественных отношений Московской области, Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области и ДНТ "Лесное" было подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, в соответствии с которым права и обязанности арендодателя по договору переходили к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области.
11.12.2012 года между Администрацией Одинцовского муниципального района и ДНТ "Лесное" было подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, в соответствии с которым в аренду ДНТ "Лесное" предоставлялись земельные участки с кадастровыми номерами с 50:26:0070312:650 по 50:26:0070312:710.
Указанное дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 27.02.2013 года, о чем в ЕГРП внесена регистрационная запись N 50-50-20/008/20007-375.
Как следует из материалов дела, заявитель обращался в кадастровую палату с целью предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0070312:699, однако решением от 29.05.2013 года в предоставлении запрашиваемых сведений было отказано в связи с тем, что земельный участок в отношении которого запрашиваются сведения снят с государственного кадастрового учета (том 1, л.д. 32).
04 февраля 2013 года органом кадастрового учета было вынесено решение N МО-13/РКФ-41273 об аннулировании сведений о земельных участках с кадастровыми номерами с 50:26:0070312:650 по 50:26:0070312:710 (том 2, л.д. 14-38).
Полагая, что действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО по аннулированию сведений о спорных земельных участках не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ДНТ "Лесное", заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 20 названного Закона с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами с 50:26:0070312:650 по 50:26:0070312:710 были поставлены на государственный кадастровый учет 11.01.2010 года, сведения о них в соответствии с положениями статьи 24 Закона N 221-ФЗ носили временный характер.
04 февраля 2013 года органом кадастрового учета на основании части 4 статьи 24 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости, были аннулированы сведения о земельных участках с кадастровыми номерами с 50:26:0070312:650 по 50:26:0070312:710.
Между тем, исключение органом государственного кадастрового учета на основании части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ сведений о земельных участках, в отношении которых заключен договор аренды, повлечет снятие их с государственного кадастрового учета и прекращение их существования как объекта гражданских правоотношений, а следовательно как предмета договора аренды, и, соответственно, возникновение безусловного основания для прекращения действия указанного договора аренды в части передачи в аренду земельных участков, сведения о которых аннулированы. При этом, действие договора аренды земельного участка может быть прекращено лишь при наличии определенных оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (главы 29 и 43), а также статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако в числе данных оснований отсутствует такое основание, как принятие органом государственного кадастрового учета решения об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, носящих временный характер.
Более того, как обоснованно указано судом первой инстанции, на момент заключения дополнительного соглашения от 11.12.2012 года к договору аренды земельного участка и подачи заявления от 10.01.2013 года о государственной регистрации дополнительного соглашения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, земельные участки с кадастровыми номерами с 50:26:0070312:650 по 50:26:0070312:710 существовали и сведения о них значились в государственном кадастре недвижимости.
Из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним усматривается, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами с 50:26:0070312:650 по 50:26:0070312:710 зарегистрированы обременения в виде права аренды, о чем 27.02.2013 года в ЕГРП внесены соответствующие регистрационные записи за номером 50-50-20/008/2007-375.
Суд первой инстанции, установив, что решение об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений относительно спорных участков привело к аннулированию объекта аренды при действующем договоре аренды и к прекращению существования этих участков как объектов земельных отношений, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требования заявителя о признании незаконными действий кадастровой палаты по аннулированию сведений из государственного кадастра недвижимости по земельным участкам с кадастровыми номерами с 50:26:0070312:650 по 50:26:0070312:710 (включительно).
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с разъяснениями Управления Росреестра, данными в письме от 26.02.2010 N 14-1343-ВК "Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер" в соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из ГКН, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу. Вместе с указанными документами заявителю также направляется копия решения об аннулировании сведений о земельном участке (земельных участках). В случае получения отправленных заявителю документов с отметкой о невозможности вручения такие документы также помещаются в кадастровое дело соответствующего земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что ни администрации как правообладателю, ни Управлению Росреестра не были направлены ни решение, ни документы об аннулировании спорных земельных участков, что является нарушением законодательства о кадастровом учете.
Отсутствие надлежащего информационного взаимодействия между кадастровой палатой и Управлением Росреестра не должно влечь негативные последствия для лица, оформившего свои права на основании выданных ему уполномоченным государственным органом документов.
Таким образом, поскольку ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО не сообщило ни администрации, ни Управлению Росреестра, об аннулировании сведений о спорных земельных участках, при наличии правопритязаний на данные земельные участки, решение кадастровой палаты о снятии с учета земельных участков с кадастровыми номерами с 50:26:0070312:650 по 50:26:0070312:710 является незаконным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.11.2012 г. N 14-9817-НА "Об отдельных вопросах взаимодействия при осуществлении учетно-регистрационных действий" Законом о кадастре не предусмотрена возможность восстановления аннулированных сведений ГКН. Вместе с тем при поступлении вступившего в законную силу судебного акта, обязывающего ОКУ восстановить аннулированные сведения ГКН в отношении земельного участка, ОКУ, исполняя в установленном порядке такой судебный акт, должен восстановить и присвоенный ему ранее (до аннулирования) кадастровый номер.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции также правомерно было удовлетворено требование ДНТ "Лесное" об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО восстановить сведения в государственном кадастре недвижимости в отношении спорных земельных участков.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2013 года по делу N А41-32305/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-32305/2013
Истец: "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО, Дачное некоммерческое товарищества " Лесное"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Комитет по управлению муниципавльным имуществом Администрации Одинцовского р-на МО