г. Хабаровск |
|
02 апреля 2014 г. |
Дело N А73-14133/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточная железная дорога: Зарубина Н.С., представитель по доверенности от 08.11.2013 N 406;
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: Рунков К.А., представитель по доверенности от 20.01.2014 N 11/2014
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточная железная дорога
на решение от 03.02.2014
по делу N А73-14133/2013
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточная железная дорога
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу серия ТБ-ЖД-13/11/2013 N 84/ХБР от 13.11.2013 о привлечении к административной ответственности по статье 19.7.5 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточная железная дорога (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу серия ТБ-ЖД-13/11/2013 N 84/ХБР от 13.11.2013 о привлечении к административной ответственности по статье 19.7.5 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции 03.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного органа в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ОАО "Российские железные дороги" зарегистрировано в качестве юридического лица, ему присвоен ОГРН-1037739877295, ИНН-7708503727.
22.10.2013 в 20 часов 30 минут оперативный дежурный Сахалинского ЛО МВД России на транспорте майор полиции Ким А.Х. по телефону принял сообщение от дежурного УФСБ по Сахалинской области майора Яценко А.А. о том, что в 20 часов 20 минут по телефону обратился дежурный станции Захаркин, который сообщил, что обходчиками подвижного состава под вагоном N 11 на аккумуляторном ящике находится бесхозяйственная картонная коробка.
В ходе отработки сообщения произведена эвакуация пассажиров с п/п N 001, перрона, выставлено оцепление места обнаружения названной коробки.
В ходе осмотра служебной собакой этой коробки ВУ и ВВ не обнаружено. Задержка поезда составила 51 минуту. Данное сообщение зарегистрировано в книге учета сообщений о происшествии (КУСП) N 1522 и сообщено в УМВД России по Сахалинской области, МЧС, СТП, СК на транспорте.
Письменная информация, согласно приказу Министерства транспорта РФ от 16.02.2011 N 56 "О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах" (далее - приказ Минтранса России N 56) в Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) не поступила.
Юридическое лицо ОАО "РЖД", в ведении которого находится железнодорожная станция Южно-Сахалинск, согласно п. 5.18 Приказа Министерства транспорта РФ N 43 от 08.02.2011 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (далее приказ Минтранса России N 43) и п.2 Приказа Министерства транспорта РФ N 56, обязано незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченные структурные подразделения.
Согласно п. 2.1 Приказа Минтранса России N 56 - субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности через территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по средствам электронной или факсимильной либо телефонной связи по адресам (номерам телефонов), указанных на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов. В Дальневосточном Федеральном округе территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора.
Информация в отдел дежурно-диспетчерского обеспечения УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от ОАО "РЖД" 22.10.2013 и в последующие дни - не поступала.
Факт правонарушения был установлен по результатам ознакомления с оперативной информацией о чрезвычайных ситуациях Федерального значения за прошедшие сутки от 23.10.2013 N 296.
Установив в действиях (бездействии) ОАО "РЖД" признаки правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.5 КоАП РФ, УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора извещением от 25.10.2013 уведомило ОАО "РЖД" по юридическому адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, что 13.11.2013 в 16 часов 00 минут состоится составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении по ст. 19.7.5 КоАП РФ, совершенного 22.10.2013, выразившегося в непредставлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в вагоне поезда N 1 на станции Южно-Сахалинск.
Указанное извещение от 25.10.2013 получено ОАО "РЖД" по юридическому адресу 05.11.2013, что подтверждается почтовой квитанцией о принятии почтового отправления N 68000085323227, а также информацией, размещенной на официальном сайте ФГУП "Почта России" о вручении указанного почтового отправления.
По результатам выявленного правонарушения, старшим государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Шандоровым Е.В., в отношении ОАО "РЖД" был составлен протокол об административном правонарушении от 13.11.2013 серия ТБ-ЖД-13/11/2013 N 84/ХБР по ст. 19.7.5 КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии представителя Общества Фильцовой А.Г., действующей на основании доверенности N 1088 от 20.11.2012 с правом участия в производстве по делам об административных правонарушениях в качестве представителя или защитника, с правом совершения всех процессуальных действий, предусмотренных ст. 25.5. КоАП РФ.
Копия протокола вручена 13.11.2013 г. представителю ОАО "РЖД" Фильцовой А.Г., действующей на основании доверенности N 1088 от 20.11.2012.
Согласно объяснениям представителя ОАО "РЖД" Фильцовой А.Г. в протоколе об административном правонарушении Общество факт правонарушения не признает.
13.11.2013 старшим государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Шандоровым Е.В., в отношении ОАО "РЖД" вынесено постановление серия ТБ-ЖД-13/11/2013 N 84/ХБР от 13.11.2013 о привлечении к административной ответственности по статье 19.7.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Постановление вынесено в присутствии представителя Общества Фильцовой А.Г., действующей на основании доверенности N 1088 от 20.11.2012 с правом участия в производстве по делам об административных правонарушениях в качестве представителя или защитника, с правом совершения всех процессуальных действий, предусмотренных ст. 25.5. КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ - по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Как следует из заявления ОАО "РЖД", в обоснование заявленных требований общество указывает, что субъектом транспортной инфраструктуры, который обязан информировать УГАН НОТЕ ДФО Ространснадзора об угрозах совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств, является ОАО "Пассажирская компания "Сахалин".
Судом установлено, что названному Обществу ОАО "РЖД" передало в аренду на основании договора от 29.12.2012 N 255-ПКС112/120/12ЦДМВ пассажирские вагоны, следовавшие 22.10.2013 в составе поезда N 001.
В то же время, по обоснованному выводу суда первой инстанции, ОАО "РЖД" не учтено следующее.
В соответствии со ст. 19.7.5 КоАП РФ - непредставление или несвоевременное представление субъектом транспортной инфраструктуры либо перевозчиком информации об угрозах совершения или о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 2 Приказа Минтранса РФ от 16.02.2011 N 56 "О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах" (далее - Порядок) субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Такая информация представляется в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченные структурные подразделения согласно Перечню потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденному Приказом Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 05.03.2010 N 52/112/134.
При этом информация представляется в определенной форме, согласно Приложениям к приказу. В названном Порядке определены разные формы представляемой информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного средства.
Согласно п. 9 ст. 1 Закона РФ от 09.052.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании
Пункт 5 статьи 1 Закона РФ от 09.052.2007 N 16-ФЗ определяет понятие объектов транспортной инфраструктуры, который включает в себя технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Таким образом, железнодорожные пути в районе железнодорожной станции Южно-Сахалинск и железнодорожная станция Южно-Сахалинск являются объектами транспортной инфраструктуры, принадлежащими ОАО "РЖД".
В связи с чем, ОАО "Пассажирская компания "Сахалин", как субъект транспортной инфраструктуры, представляет необходимую информацию в отношении подвижного состава пассажирского поезда, являющегося транспортным средством согласно приложению N 6 к Порядку, а ОАО "РЖД" представляет необходимую информацию в отношении железнодорожных путей и железнодорожной станции - объектов транспортной инфраструктуры согласно приложению N 5 к Порядку.
Угроза акта незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного подвижного состава (арендатор - ОАО "Пассажирская компания "Сахалин"), находящегося на железнодорожный путях рядом с железнодорожной станцией Южно-Сахалинск влечет угрозу акта незаконного вмешательства в деятельность вышеуказанных объектов транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД". Поражающая сила возможного взрывного устройства или взрывчатого вещества не ограничивается лишь подвижным составом поезда. Акт незаконного вмешательства в отношении указанного транспортного средства влечет негативные последствия для всех, находящихся в непосредственной близости от взрывного устройства или взрывчатого вещества.
Следовательно, по обоснованному выводу суда первой инстанции, ОАО "РЖД", как владелец указанных объектов транспортной инфраструктуры и субъект транспортной инфраструктуры было обязано в соответствии с п. 5.18 Приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 43 и п. 2 Приказа Минтранса РФ от 16.02.2011 N 56 незамедлительно информировать компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченные подразделения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальные управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об угрозах совершения и/или совершении актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно п. 2.1 Приказа Минтранса РФ от 16.02.2011 N 56 - субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности через Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы по средствам электронной или факсимильной либо телефонной связи по адресам (номерам телефонов), указанных на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов.
Как установлено судом, в Дальневосточном федеральном округе функции по контролю и надзору в сфере транспорта возложены на Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Следовательно, приказ Министерства транспорта РФ от 16.02.2011 года N 56 обязателен для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяется на всех юридических, физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Непредставление или несвоевременное представление субъектом транспортной инфраструктуры либо перевозчиком информации об угрозах совершения или совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в федеральный орган исполнительной власти, компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.5. КоАП РФ.
Как установлено судом, информация в отдел дежурно-диспетчерского обеспечения УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора об угрозе совершения террористического акта от субъекта транспортной инфраструктуры - ОАО "РЖД" не поступала, как 22.10.2013 так и после названной даты.
Таким образом, как правомерно признал суд, в действиях (бездействии) ОАО "РЖД" содержится состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.5. КоАП РФ.
Вина ОАО "РЖД" выражается в бездействии, в нарушении обязательных требований по представлению в контролирующие органы информации об угрозах совершения или совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
Обстоятельств возможности применения в настоящем деле положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и освобождении общества от административной ответственности судом не установлено.
Обстоятельства дела, как признал суд, не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Состав правонарушения по ст. 19.7.5. КоАП РФ является формальным, ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.
Судом установлено, что административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения в минимальном размере санкции, установленной данной статьей.
Судом также проверен порядок и сроки привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности по статье 19.7.5 КоАП РФ, нарушений не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, отказав в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 03.02.2014 по делу N А73-14133/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14133/2013
Истец: ОАО "РЖД" филиал ДВЖД, ОАО "Российские железные дороги" филиал Дальневосточные железные дороги
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДВО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта