город Ростов-на-Дону |
|
03 апреля 2014 г. |
дело N А32-36991/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу: представитель по доверенности N дов3-27 от 30.12.2013, Кабачек М.И.
от общества с ограниченной ответственностью "Савона-Юг": представитель не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2013 по делу N А32-36991/2013 по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Савона-Юг" о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, принятое в составе судьи Чеснокова А.А.
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Савона-Юг" (далее -заявитель, общество, ООО "Савона-Юг") о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что управлением пропущен срок привлечения к административной ответственности, а также совершенное административное правонарушение квалифицировано как малозначительное.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что вменяемое правонарушение не может квалифицироваться как малозначительное.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в открытом судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям изложенным в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание общество с ограниченной ответственностью "Савона-Юг" представителей не направило; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет деятельность по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, имеет действующие лицензии:
-лицензия на производство, хранение и поставки произведённой алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта) регистрационный номер 23ПВН0000408,
-лицензия на производство, хранение и поставки произведённой алкогольной продукции (ликёрные вина) регистрационный номер 23ПВН0000410,
-лицензия на производство, хранение и поставки произведённой алкогольной продукции (вина) регистрационный номер 23ПВН0000407.
В ходе проведения выездной внеплановой проверки состоявшейся в период с 26.08.2013 по 20.09.2013 административным органом установлено в деятельности общества нарушение условий лицензионной деятельности, а именно:
-помещение для хранения федеральной специальной марки не оборудовано первичными средствами пожаротушения;
-на мернике для приемки виноматериала не обновлен трафарет, а именно: дата поверки не соответствует фактической (мерник проверен в 2013 году, а на трафарете указан 2011 год);
-в паспорте формуляре указана не достоверная информация, а именно: в графу 5 "сведения о сертификате соответствия ТСФиПИ" не внесены изменения и указан сертификат соответствия с истекшим сроком действия (N РОСС ЯИ.СП26С00223 сроком действия с 06 июля 2011 по 05 июля 2012), так же в разделе 21 "регистрация изменений в паспорте-формуляре" не сделано записи о смене сертификата соответствия на момент проведения внеплановой выездной проверки организация имеет новый сертификат соответствия N РОСС 1Ш.СП26.С01195 сроком действия с 03.10.2012 по 02.10.2013;
-в пп. 6.3 п. 6 инструкций отражена не полная информация необходимая для нанесения на каждую единицу потребительской тары с винным напитком, в перечне обязательной информации отсутствуют: предупреждающая надпись о противопоказаниях к употреблению алкогольной продукции;
- в приложение к Свидетельству о состоянии измерений в лаборатории от 25.07.2011, N 05.18.3082/00334 (область аттестации производственной лаборатории) отсутствует входной контроль экстракта дубового, сусла виноградного концентрированного ректификованного, сусла виноградного сульфитированного, ароматизаторов пищевых натуральных и идентичных натуральным, кислоты винной пищевой, красителей пищевых натуральных на соответствие нормативной документации;
-контрольно-пропускной пункт не телефонизирован;
-на контрольно-пропускном пункте отсутствуют образцы всех видов пропусков, товарно-транспортных накладных, счетов - материальных требований и других документов, подлежащих проверке охраной при пропуске на территорию и с территории охраняемого объекта транспортных средств.
Указанные факты, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении обществом п. 1 приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30.04.2010 N 31-н "О порядке хранения федеральных специальных марок в организациях"; п.14 "Инструкции о порядке проведения инвентаризации на предприятиях винодельческой промышленности", утвержденной заместителем министра пищевой промышленности СССР от 15.09.1976; пп. 6.1 раздела VI "Технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 20 февраля 2012 N 31; пп.4.1 раздела 4 ГОСТа 51159-2009 "Винные напитки. Общие технические условия" технологические инструкции на производство алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта); п.5, п.36 Инструкции "О пропускном и внутриобъектном режиме на предприятиях и в организациях системы Министерства Пищевой промышленности СССР", утвержденной Министром пищевой промышленности СССР 25.11.1974.
По результатам выявленного правонарушения 22.10.2013 года должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении N 11-17/139 в отношении ООО "Савона-Юг" по признакам административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.17 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Часть 4 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Савона-Юг" в период с 26.08.2013 по 27.08.2013 (время совершения правонарушения) осуществлялось производство и оборот алкогольной продукции с нарушениями лицензионных требований. Факт производства и оборота алкогольной продукции подтверждается сведениями базы данных ЕГАИС: "Отчет об объемах производства по данным АСИиУ" (АП/СП, фасованная) и сопроводительными документами на поставку алкогольной продукции.
Судом первой инстанции установлено, что административным органом обосновано вменены обществу нарушения положений п. 1 приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30.04.2010 N 31-н "О порядке хранения федеральных специальных марок в организациях", п. 14 "Инструкции о порядке проведения инвентаризации на предприятиях винодельческой промышленности, утвержденной заместителем министра пищевой промышленности СССР от 15.09.1976 г., пп. 6.1 раздела VI "Технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования для учёта объёма оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции техническими средствами фиксации и передачи информации об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утверждённых приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 20 февраля 2012 года N 31, пп. 4.1 раздела 4 ГОСТ 51159-2009 "Винные напитки. Общие технические условия" технологические инструкции на производство алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта); п. 5, п. 36 Инструкции "О пропускном и внутриобъектном режиме на предприятиях и в организациях системы Министерства Пищевой промышленности СССР", утверждённой Министерством пищевой промышленности СССР 25.11.1974.
Исходя из изложенного, суд правомерно сделал вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд применил статью 2.9 КоАП РФ, признав совершенное административное правонарушение малозначительным. С чем, согласно апелляционной жалобе не согласно управление.
Статья 2.9. КоАП РФ является нормой общего регулирования административных правоотношений, не предусматривающей каких-либо изъятий для отдельных видов правонарушений. Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, гуманности закона в правовом государстве.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (п. 18.1 введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2003 N 116-0, суд, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно статье 1 Федерального закона N 171-ФЗ государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов государства, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение её качества и проведения контроля за соблюдением законодательства в регулируемой области.
Управление настаивает, что противоправные действия общества посягают на установленный нормативно-правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов и правила государственной разрешительной системы.
Данный довод подлежит отклонению ввиду следующего. Выводом суда первой инстанции и материалами дела подтверждается, что общество осуществляло свою деятельность по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением условий предусмотренных лицензий. Однако, не смотря на допущенные обществом правонарушения не повлекли за собой ущерб экономическим интересам государства, не оказали негативного воздействия на здоровье потребителей, а так же нет доказательств того, что из-за допущенных правонарушений отслеживается падение качества производимой и реализуемой продукции.
При вынесении оспариваемого постановления Управление не учло степень общественной опасности деяния, отсутствие умысла на причинение государству материального ущерба, а также не приняло во внимание тот факт, что действия общества не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере регулирования учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что при наличии всех признаков состава правонарушения данное конкретное деяние не повлекло серьезных негативных последствий, не причинило значительного ущерба общественным интересам, в связи с чем, совершенное обществом правонарушение обладает низкой степенью общественной опасности, что свидетельствует о малозначительности вменяемого административного правонарушения.
Признание совершённого правонарушения малозначительным влечёт признание незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции признаёт правомерным признание судом первой инстанции незаконным и отмену оспариваемого в деле постановления ввиду малозначительности совершённого обществом правонарушения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36991/2013
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
Ответчик: ООО "Савона-Юг"
Третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу, ООО "Савона-Юг"