город Ростов-на-Дону |
|
04 апреля 2014 г. |
дело N А32-7224/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Костенко М.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2013 по делу N А32-7224/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОЛИД" (ИНН 2315107329) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края о признании недействительным решения
принятое в составе судьи Лесных А.В.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СОЛИД" (далее - ООО "СОЛИД", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (жале - ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 71323 от 02.12.2011 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за не уплату НДС за 2 квартал 2011 года в сумме 109 918 руб. в виде взыскания 21 931 руб. штрафных санкций, 2 972 руб. 36 коп. пени и 109 918 руб. НДС.
Решением суда от 26.12.2013 заявленные обществом требования удовлетворены.
ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда от 26.12.2013, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что по результатам камеральной налоговой проверки установлено необоснованное применение налогоплательщиком ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в отношении несоответствующих требованиям, установленным пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ для транспортно-экспедиционных услуг. Услуги, оказанные в рамках договора возмездного оказания услуг, заключенного с компанией "Crazia Limited", подлежат налогообложению НДС по ставке 18 процентов.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили. В апелляционной жалобе инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.07.2011 обществом в ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края представлена декларация по НДС за 2 квартал 2011 года, в которой согласно разделу 4 заявлена налоговая база для применения налоговой ставки 0% по коду 1010405 - 610 657 руб. 38 коп.
Применение ООО "СОЛИД" за 2 квартал 2011 года ставки по НДС 0% обусловлено предоставлением обществом иностранной компании "Crazia Limited" на основании договора N 001/FW от 03.11.2009 транспортно - экспедиционных услуг.
Предметом договора является выполнение экспедитором ООО "СОЛИД" услуг экспедиторского обслуживания перемещаемых через таможенную территорию РФ товаро-впредоставляемых заказчиком в РПР "Таманский" морского порта Кавказ через танкер-накопитель "Ратна Пуджа", представление интересов заказчика в таможенных органах и др. организациях.
По условиям договора Экспедитор осуществляет оформление необходимых документов после отгрузки речных танкеров на судно накопитель, акцептует нотисы о готовности речных судов, заверяет коносаменты речных судов своей печатью с указанием фактически принятого груза. Ведет таймшиты речных танкеров по выгрузке на судно-накопитель. Выдает на каждый отправляемый экспортный танкер поручение на погрузку на основании инструкций заказчика, направляемых по электронной почте. Визирует в таможенном посту "Морской порт Кавказ" Краснодарской таможни выписанное им поручение. Готовит полный набор отгрузочных документов на английском языке в соответствии с инструкциями заказчика.
Экспедитор является доверенным лицом Заказчика, акцептует нотисы о готовности танкеров к погрузке, контролирует правильность составления стейтментов, с правом внесения замечаний и подписей в них.
Для непосредственного исполнения своих обязанностей по договору направляет своих представителей для постоянного присутствия на борту танкера-накопителя "Ратна Пуджа".
Экспедитор ведет реестр погруженного груза на танкеры, реестры выданных грузовых документов и поручений. Ведет контроль списания и остатков груза по ГТД, ведет реестр номеров ГТД.
Согласно Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 оказанные ООО "СОЛИД" услуги классифицируются как услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов, а также как информационные услуги и услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств.
Вознаграждение "Экспедитора" составляет 0,07 Амер. доллара за 1 метрическую тонну перемещенного за пределы территории РФ груза.
Налоговым органом в период с 20.07.2011 по 20.10.2011 проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт N 40118 от 02.11.2011 и вынесено решение N 71323 от 02.12.2011, согласно которому общество неправомерно применило во 2 квартале 2011 года ставку по НДС 0%.
Не согласившись с указанным выше решением налогового органа, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой, которая решением N 20-12-42 от 20.11.2012 оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "СОЛИД" с заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Судом установлено и обществом не оспаривается, что налоговой инспекцией было обеспечено присутствие представителей общества на всех стадиях рассмотрения материалов налоговой проверки и права общества в этой части не нарушены.
В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товара признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
В соответствии с п.п. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, налогообложение по ставке 0% производится при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В целях указанной статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения данной статьи распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. К транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платеж-но - финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
Таким образом, буквальное толкование нормы, содержащейся в абзаце 5 п.п. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, позволяет сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки 0% по НДС при оказании транспортно экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки, то есть налогоплательщик - экспедитор в данном случае не обязан производить или организовывать международную перевозку, но оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с перевозимым за пределы РФ товаром.
Налоговая ставка по НДС 0% применяется при оказании непосредственно услуги по международной перевозке и при оказании ТЭУ на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Соответственно, и в первом, и во втором случае основанием для оказания указанных услуг являются отдельные договоры-перевозки и транспортной экспедиции.
В пункте 2 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) законодатель разделил понятия "экспедитор" и "перевозчик", указав, что правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
Необходимо также иметь ввиду, что ГК РФ установлен специальный вид договоров - договоры об организации перевозок (статья 798 ГК РФ). В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки". Заключение подобного договора подчеркивает длительные хозяйственные связи сторон, участниками договоров об организации перевозок являются перевозчик и грузовладелец - лицо, принимающее на себя обязанность систематически предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме и в обусловленные сроки.
Таким образом, предмет договора транспортной экспедиции и предмет договора организации перевозок не совпадают, но договором транспортной экспедиции могут (а не должны) быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза (абз.2 п.1 ст. 801 ГК РФ).
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза
В соответствии с абз.3 п.1 ст. 801 ГК РФ в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции "может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором". При этом, согласно п.1 ст.805 ГК РФ, если "из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц".
Однако НК РФ также ограничивает возможность применения налоговой ставки 0% по НДС только к ТЭУ, оказываемым на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В соответствии с п. 3.1 ст. 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных п.п. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщик предоставляет в налоговые органы следующие документы:
- контракт налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание услуг;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ
В обоснование своей правовой позиции ИФНС России по г. Новороссийску указывает, что применение ставки НДС 0% при оказании транспортно - экспедиционных услуг возможно только при непосредственной организации экспедитором международной перевозки.
Доводы налогового органа сводятся к следующему: из представленных налогоплательщиком документов нельзя сделать вывод об участии ООО "СОЛИД" в организации самой международной перевозки.
Налоговый орган пришел к выводу, что если организация не организует перевозку груза, то, несмотря на выполнение ею действий указанных в абзаце 3 п. 1 ст. 801 ГК РФ, специальных положений, применяемых в целях налогообложения, предусмотренных абзацем 4 п.п. 2.1 п.1 ст.164 НК РФ, она не может быть признана экспедитором и применять налоговую ставку 0%.
Из материалов налоговой проверки следует, что ООО "СОЛИД" представлена декларация по НДС за 2 квартал 2011 года, в которой согласно разделу 4 заявлена налоговая база для применения налоговой ставки 0% по коду 1010405 - 610 657 руб. 38 коп. в т. ч.:
-с/ф N 50/1 от 01.03.2011 г. на 2138,76 $, оплачено 58307,94 руб.
-N 56 от 05.03.2011 г. на 1912,57 $, оплачено 52141,44 руб.
-N 101 от 07.04.2011 г. на 2352,19$, оплачено 64126,58 руб.
-N 102 от 12.04.2011 г. на 2448,36$, оплачено 66748,41 руб.
-N 105 от 03.05.2011 г. на 2305,6 $, оплачено 65358,69 руб.
-N 106 от 08.05.2011 г. на 1847,32 $, оплачено 52367,46 руб.
-N 111 от 12.05.2011 г. на 2167,42 $, оплачено 61441,59 руб.
-N 114 от 15.05.2011 г. на 2438,52 $, оплачено 69126,68 руб.
-N 117 от 22.05.2011 г. на 2029,9 $, оплачено 57543,2 руб.
-N 120 от 28.05.2011 г. на 2239,87 $, оплачено 63495,39 руб.
Итого: 21880,51$ или 610657,38 руб.
В соответствии с требованиями ст. 165 НК РФ для подтверждения права на применение по НДС ставки 0% ООО "СОЛИД" в ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края, помимо выше перечисленных счетов-фактур представлены:
- контракт N 001/FW от 03.11.2009 г. с дополнительными соглашениями;
- поручения на погрузку экспортных товаров N RN-047 от 23.02.2011 г., N RN-048 от 03.03.2011 г., N RN-049 от 01.04.2011 г., N RN-050 от 09.04.2011 г., N RN-051 от 29.04.2011 г., N RN-052 от 04.05.2011 г., N RN-053 от 11.05.2011 г., N RN-054 от 13.05.2011 г., N RN-055 от 19.05.2011 г., N RN-056 от 25.05.2011 г.;
- танкерные коносаменты N 065-MU, N 066-MU, N 067-MU, N 068-MU, N 069-MU, N 070-MU, N 071-MU, N 072-MU, N 073-MU, N 074-MU, N 075-MU, N 076-MU, N 077-MU, N 078-MU;
- переводы танкерных коносаментов;
- грузовые манифесты c отметкой Краснодарской таможни - "Вывоз разрешен" N 065-MU, N 066-MU, N 067-MU, N 068-MU, N 068-MU, N 069-MU, N 070-MU, N 071-MU, N 072-MU, N 073-MU, N 074-MU, N 075-MU, N 076-MU, N 077-MU, N 078-MU;
- переводы грузовых манифестов;
- инвойсы 01.03.2011 г., от 05.03.2011 г., от 07.04.2011 г., от 12.04.2011 г., от 03.05.2011 г., от 08.05.2011 г., от 12.05.2011 г., от 15.05.2011 г., от 22.05.2011 г., от 28.05.2011 г.;
- расчет суммы НДС за 2 квартал 2011 года;
- справка-расчет по экспорту за 2 квартал 2011 года;
- реестр отгрузок к декларации за 2 квартал 2012 года;
- книга покупок за 2 квартал 2012 года;
- книга продаж за 2 квартал 2012 года.
Из представленных в материалы дела первичных документов следует, что общество в рамках договора транспортной экспедиции, которые в полной мере подпадают под перечень ТЭУ, предусмотренных в п. 3.1 ГОСТ Р 52298-2004., что не оспаривается налоговым органом.
Все услуги оказаны обществом в отношении товара, транспортировка которого осуществлялась между двумя пунктами, один из которых находился на территории РФ, другой - за ее пределами, что подтверждается представленными документами и налоговым органом не оспаривается.
В ст. 164 НК РФ при перечислении видов транспортно-экспедиционных услуг для целей применения данной статьи, также не установлено никаких оговорок о необходимости оказывать все из обозначенных услуг в качестве условия применения налоговой ставки по НДС 0%.
Налогоплательщик вправе претендовать на применение налоговой ставки 0% по НДС в рамках пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ и, не оказывая всех услуг из перечисленных в абз.5 пп.2.1 п.1 ст. 164 НК РФ, при условии оказания их в отношении товаров на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой таких товаров.
Учитывая выше изложенные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии у общества достаточных правовых оснований для применения по НДС налоговой савки 0% по услугам, оказанным на основании договора транспортной экспедиции с иностранной компании "Crazia Limited" N 001/FW от 03.11.2009 г., заявленным в налоговой декларации за 2 квартал 2011 года.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение инспекции N 71323 от 02.12.2011 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы инспекции, приведенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приведенным последней в суде первой инстанции, и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку. Апелляционный суд считает, что оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2013 по делу N А32-7224/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7224/2012
Истец: ООО "СОЛИД"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края
Третье лицо: Инспекция ФНС России по г Новороссийску Краснодарского края