г. Москва |
|
03 апреля 2014 г. |
Дело N А41-59450/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сибгатуллиным Р.Р.,
при участии в заседании:
от администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Чернышовой С.Н. (представителя по доверенности от 03.03.2014 N 22);
от общества с ограниченной ответственностью "АвтоМОЛ" - Клейменова С.В. (представителя по доверенности от 08.11.2013),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Одинцовского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2014 по делу N А41-59450/13, принятое судьей Голубковым П.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АвтоМОЛ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация) о признании недействительным распоряжения от 01.11.2013 N 477-р "Об отмене распоряжения администрации Одинцовского муниципального района от 14.06.2012 N 238 рГл "О продлении разрешения на право организации розничного рынка, расположенного на территории Одинцовского муниципального района".
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.01.2014 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является управляющей компанией специализированного автомобильного рынка, расположенного на территории Одинцовского муниципального района Московской области по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ул. Московская, вл. 14, вл. 63.
Распоряжением администрации от 14.06.2012 N 238-рГл принято решение о продлении обществу разрешения на право организации специализированного автомобильного рынка на срок с 01.08.2012 по 14.06.2015.
Администрация 01.11.2013 вынесла распоряжение N 477-р "Об отмене распоряжения администрации Одинцовского муниципального района от 14.06.2012 N 238 рГл "О продлении разрешения на право организации розничного рынка, расположенного на территории Одинцовского муниципального района".
Полагая, что распоряжение администрации от 01.11.2013 N 477-р является недействительным, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба администрации не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках), предметом регулирования закона о розничных рынках являются отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.
В соответствии со статьей 2 Закона о розничных рынках правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Следовательно, деятельность по организации и осуществлению торговли на розничных рынках представляет собой особый вид деятельности, правовое регулирование которым осуществляется специальным законодательством как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о розничных рынках под розничным рынком понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. При этом управляющей рынком компанией является юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о розничных рынках, управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о розничных рынках рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о розничных рынках установлено, что рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежит объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о розничных рынках разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.
Согласно статье 2 Закона Московской области от 16.03.2007 N 41/2007-ОЗ "Об организации и деятельности розничных рынков на территории Московской области" (далее - Закон Московской области) рынки на территории Московской области организуются в соответствии с планом организации рынков на территории Московской области, утверждаемым Правительством Московской области.
Статья 3 Закона Московской области устанавливает, что основанием для организации рынка на территории Московской области является разрешение на право организации рынка, которое выдается администрацией муниципального района Московской области или городского округа Московской области, на территории которого предполагается организация рынка, в порядке, установленном федеральным законодательством.
Согласно статье 4 Закона Московской области сведения о рынках, организованных на территории Московской области, подлежат включению в Реестр рынков, расположенных на территории Московской области. Ведение Реестра рынков, расположенных на территории Московской области, осуществляется уполномоченным Правительством Московской области центральным исполнительным органом государственной власти Московской области. Порядок формирования и ведения Реестра рынков, расположенных на территории Московской области, требования к его структуре и составу сведений устанавливаются Правительством Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 17.04.2007 N 289/12, принятым в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о розничных рынках, утвержден план организации розничных рынков на территории Московской области, которым в Одинцовском муниципальном районе у села Немчиновка предусмотрен специализированный автомобильный рынок (пункт 69 постановления).
Следовательно, разрешение от 14.06.2012 N 09-Р/12 на право организации специализированного автомобильного рынка по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ул. Московская, вл. 14, вл. 63, было выдано в соответствии с действующим на момент его издания законодательством и в соответствии с Планом организации розничных рынков на территории Московской области.
В соответствии со статьи 9 Закона о розничных рынках срок действия разрешения по его окончании может быть продлен по заявлению юридического лица. Действие разрешения приостанавливается в случае административного приостановления деятельности управляющей рынком компании в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При вынесении судом решения об административном приостановлении деятельности управляющей рынком компании орган местного самоуправления, выдавший разрешение, в течение дня, следующего за днем вступления указанного решения в законную силу, приостанавливает действие такого разрешения на срок административного приостановления деятельности управляющей рынком компании. Действие разрешения возобновляется органом местного самоуправления, выдавшим такое разрешение, со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности управляющей рынком компании, при условии устранения ею нарушения, повлекшего за собой административное приостановление, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности управляющей рынком компании, Срок действия разрешения не продлевается на период приостановления его действия. Управляющая рынком компания обязана уведомить в письменной форме орган местного самоуправления, выдавший разрешение, об устранении ею нарушения, повлекшего за собой административное приостановление деятельности управляющей рынком компании. В случае, если в установленный судом срок управляющая рынком компания не устранила нарушение, повлекшее за собой административное приостановление ее деятельности, разрешение может быть аннулировано решением суда на основании рассмотрения заявления органа местного самоуправления, выдавшего данное разрешение.
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что аннулирование разрешения на организацию розничного рынка возможно в судебном порядке при соблюдении установленной процедуры.
Оспариваемым распоряжением администрация фактически аннулировала выданное ранее разрешение на право организации розничного рынка. Вместе с тем администрация не представила доказательств соблюдения оснований и порядка для аннулировании разрешения, предусмотренных статьей 9 Закона о розничных рынках.
Согласно нормам Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), издаваемый органом местного самоуправления ненормативный правовой акт, затрагивающий права и законные интересы граждан и юридических лиц, должен быть мотивирован, содержать ссылки на законы.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
При этом реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, быть мотивированным, то есть содержать указания на соответствующие нормы закона и (или) подзаконные нормативные акты, а также не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.
В оспариваемом распоряжении отсутствуют как ссылки на законы, так и указание фактических обстоятельств, повлекших издание оспариваемого распоряжения.
Из доводов апелляционной жалобы, выступления представителя администрации в судебном заседании, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2014 по делу N А41-59450/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-59450/2013
Истец: ООО "АвтоМОЛ"
Ответчик: Администрация Одинцовского муниципального р-на. МО
Третье лицо: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области