г. Киров |
|
04 апреля 2014 г. |
Дело N А82-11930/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.01.2014 по делу N А82-11930/2013, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по заявлению Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеского центра "МИГ"
(ИНН: 7603018427, ОГРН: 1027600625250)
к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344)
и Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ярославле (межрайонное)
(ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
о признании незаконными решений от 01.08.2013 N 4322, N 4324, N 4325 и от 13.08.2013,
установил:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеского центра "МИГ" (далее - Учреждение, страхователь) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение ФСС) и к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ярославле (межрайонное) (далее - Управление ПФ РФ) о признании незаконными решений:
- от 01.08.2013 N 4322 о непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
- от 01.08.2013 N 4324 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,
- от 01.08.2013 N 4325 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
- от 13.08.2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.01.2014 требования страхователя удовлетворены частично: незаконными признаны решения:
- от 01.08.2013 N 4324 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,
- от 01.08.2013 N 4325 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
- от 13.08.2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В остальной части требования Учреждения оставлены без удовлетворения.
Отделение ФСС с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 16.01.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Отделение ФСС считает неверным вывод суда первой инстанции о том, что выплачиваемое работнику пособие по временной нетрудоспособности, которое не принято к зачету, не является выплатой в качестве вознаграждения в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Учитывая, что страховой случай (временная нетрудоспособность) влечет невозможность исполнения работником своих трудовых обязанностей, в связи с чем работнику и выплачивается пособие, данные средства по своей правовой природе, как указал суд первой инстанции, не имеют отношения к выполнению работником трудовой функции и не является вознаграждением за определённый трудовой результат, а носят компенсационный характер, поэтому данная выплата объектом обложения страховыми взносами не является.
Пособие по временной нетрудоспособности как один из видов социального обеспечения выплачивается застрахованным лицам при наступлении предусмотренных законом случаев в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования. То есть, по своей природе пособие по временной нетрудоспособности является выплатой, направленной на компенсацию утраченного заработка в связи с временной нетрудоспособностью застрахованного лица.
Однако согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в том числе пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Кроме того, в Федеральном законе N 212-ФЗ отсутствуют указания на то, что перечисленные в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами. По своей юридической природе и содержанию данные выплаты имеют социальную направленность, поэтому в виде исключения и не облагаются страховыми взносами.
По мнению суда первой инстанции, отсутствие спорных выплат в перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы, не является основанием для включения их в расчетную базу, поскольку они не отвечают признакам объекта обложения соответствующими страховыми взносами, совершены не в связи с выполнением работы (служебных обязанностей).
Между тем Отделение ФСС считает, что при разрешении вопроса о правомерности начисления страховых взносов суд первой инстанции неверно оценил такое понятие как объект обложения страховыми взносами, что привело к неверным выводам. При этом суду первой инстанции следовало учесть, что в базу для начисления страховых взносов включаются любые выплаты, иные вознаграждения, начисленные плательщиком страховых взносов за расчетный период в пользу застрахованного лица в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального Закона N 212-ФЗ, а не только оплата за выполнение трудовой функции.
При таких обстоятельствах Отделение ФСС настаивает на незаконности решения от 16.01.2014 в части удовлетворения требований страхователя, принятого с нарушением норм материального права и при неверной оценке обстоятельств рассматриваемого спора.
В свою очередь Управление ПФ РФ с принятым решением суда также не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 16.01.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление ПФ РФ настаивает, что суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом ФСС России по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, признаются объектом обложения страховыми взносами на общих основаниях.
При этом база для начисления страховых взносов определяется в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 212-ФЗ, как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ, в пункте 1 которой определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В своем решении суд первой инстанции указал, что выплачиваемое работнику пособие по временной нетрудоспособности не является выплатой в качестве вознаграждения в связи с выполнением им своих служебных обязанностей, а является компенсационной выплатой, поэтому такая выплата объектом обложения страховыми взносами не является.
Между тем, суду первой инстанции следовало учесть, что в случае выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию с нарушением требований законодательных или иных нормативных актов, либо при отсутствии соответствующих документов, либо на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, указанные суммы не могут являться выплатами по страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию, поэтому действие пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ на них не распространяется. Соответственно, суммы выплат, не принятые к зачету Отделением ФСС, подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в общеустановленном порядке.
Таким образом, Управление ПФ РФ считает, что решение от 16.01.2014 в обжалуемой им части подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неверно применил нормы материального права и дал неправильную правовую оценку фактическим обстоятельствам дела,
Учреждение представило отзыв на жалобы, в котором против доводов Управления ПФ РФ и Отделения ФСС возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Подробно позиции сторон изложены в жалобах и в отзыве на жалобу.
Стороны явку своих представителей в судебные заседания не обеспечили, о времени и месте судебных заседаний извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
В судебном заседании 27.03.2014 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 03.04.2014, о чем апелляционным судом вынесено протокольное определение.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Отделением ФСС в отношении Учреждения проведены выездные проверки по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования, а также начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств. По результатам проверок составлены акты от 10.07.2013 N 348-Р, N 348-ОСС, N 348н/с и вынесены решения от 01.08.2013 N4322 о непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от 01.08.2013 N 4324 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, от 01.08.2013 N 4325 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно данным решения Учреждению:
- отказано в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных с нарушением законодательства, в счет уплаты соответствующих страховых взносов в Фонд социального страхования в общей сумме 5473,5 руб. за 2010-2011, в том числе, по больничным листам Дедюлиной Л.И. в сумме 3938,34 руб. (из них за ноябрь 2011 - 808,48 руб. и за декабрь 2011 - 3 129,86 руб.) (решение Отделения ФСС от 01.08.2013 N 4322),
- доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 123 руб., пени в сумме 413,37 руб. и штраф в размере 30,75 руб. за неполную уплату страховых взносов ввиду занижения расчетной базы (решение Отделения ФСС от 01.08.2013 N 4324),
- доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 8,49 руб., пени в сумме 1,24 руб. и штраф за неполную уплату страховых взносов в размере 1,7 руб. ввиду занижения расчетной базы (решение Отделения ФСС от 01.08.2013 N 4325).
Одновременно по результатам выездной проверки, проведенной Управлением ПФ РФ, результаты которой зафиксированы в акте от 12.07.2013 N 189, сумма выплаченного Дедюлиной Л.И. пособия по временной нетрудоспособности за ноябрь и декабрь 2011 в размере 4241,52 руб. признана занижением расчетной базы по страховых взносам на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем на основании решения от 13.08.2013 Управлением ПФ РФ был сделан вывод о неполной уплате страховых взносов за 2011 в общей сумме 1319 руб., а также начислены пени в общей сумме 197,26 руб. Кроме того, Учреждение привлечено к ответственности за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в размере 263,80 руб. (пункт 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Учреждение с названными решениями не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", требования страхователя признал частично обоснованными, указав, что у Отделения ФСС и у Управления ПФ РФ не имелось оснований для начисления страховых взносов, пени и штрафов в отношении произведенной страхователем выплаты Дедюлиной Л.И. в качестве пособия по временной нетрудоспособности в размере 4241,52 руб.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобы, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно статье 12 Закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (часть 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (часть 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 указанной статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 приведенной статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (часть 2.2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Из анализа положений статьи 13 Закона N 255-ФЗ следует, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу всеми работодателями, по всем местам работы, только в том случае, если на момент наступления страхового случая и в двух предшествующих страховому случаю календарных годах застрахованное лицо работало у этих страхователей.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 2 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в фонд социального страхования, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
На основании пункта 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Таким образом, не принятая органами ФСС России к зачету в счет уплаты страховых взносов сумма, начисленная работнику с нарушением установленного законодательством порядка, означает, что эта спорная сумма подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Соответственно, непринятие к зачету территориальным органом ФСС России расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности влечет за собой неполную уплату страховых взносов, что является основанием для привлечения страхователя к ответственности и для начисления соответствующей суммы пеней.
Как следует из материалов дела, страхователь на основании предъявленных больничных листов выплатил работнику Дедюлиной Л.И. пособие по временной нетрудоспособности за ноябрь и декабрь 2011 в сумме 4241,52 руб.
Страхователем были предъявлены к зачету расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности Дедюлиной Л.И. в размере 3938,34 руб. При этом Дедюлина Л.И. работает в Учреждении с 01.09.2010 на условиях совместительства; основным ее местом работы с 12.08.2010 является Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 44. В период с 12.05.1986 по 11.08.2010 она работала по основному месту работу в Ярославской областной специализированной детско-юношеской спортивной школе (переименована в Государственное образовательное учреждение Ярославской области "Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва"). Кроме того, с 01.10.2005 Дедюлина Л.И. работает в порядке совместительства в Государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей Ярославской области "Детско-юношеская спортивная школа тенниса".
Листки нетрудоспособности ей выданы на период с 18.11.2011 по 23.12.2011.
Таким образом, Дедюлина Л.И. на момент наступления страхового случая была занята у нескольких работодателей (страхователей), в том числе и в Учреждении, однако в Учреждении (у страхователя) в течение двух предшествующих моменту наступления страхового случая календарных годах Дедюлина Л.И. не работала.
Согласно сведениям, представленным Отделением ФСС, соответствующее пособие по временной нетрудоспособности Дедюлиной Л.И., как застрахованному лицу, было выплачено по основному месту работы.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что поскольку застрахованное лицо не работало у данного работодателя по внешнему совместительству в двух предшествующих календарных годах, Учреждение не должно было выплачивать Дедюлиной Л.И. по больничному листу спорные суммы пособия по временной нетрудоспособности.
Соответственно, Отделением ФСС данная сумма пособия правомерно была отнесена к расчетной базе для целей исчисления страховых взносов, поскольку суммы начисленных работникам выплат пособий за счет средств ФСС России, которые им не приняты к зачету, а также за счет средств работодателя, произведенные с нарушением требований законодательства, подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях.
При оценке данных обстоятельств апелляционный суд учитывает также, что действующим законодательством установлен специальный порядок для взыскания необоснованно возмещенных расходов при неправомерной выплате таких сумм.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (частью 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
На основании части 5 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Формы решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и требования об их возмещении утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования; (названные формы утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1014н).
В случае, если в срок, установленный в указанном требовании, страхователь не произвел возмещение расходов, не принятых к зачету, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется страховщиком в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ (часть 6 статьи 4.7).
Таким образом, частью 6 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ установлены последствия отказа страхователя от возмещения не принятых к зачету расходов (за счет собственных средств). В этом случае возникают основания для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов.
Поскольку такие необоснованные действия страхователя влекут за собой отсутствие в бюджете своевременно уплаченных страховых взносов, на основании статьи 25 Закона N 212-ФЗ страхователю начисляются пени, которые он должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 212-ФЗ сроки.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что Учреждению обоснованно были начислены пени, а также штрафные санкции за неполную уплату страховых взносов в результате неправомерных действий страхователя, выразившихся в необоснованной выплате Учреждением пособия по беременности и родам Дедюлиной Л.И., что привело к неправильно исчисленной сумме страховых взносов, причитающегося к уплате в бюджеты Фонда социального страхования и Пенсионного фонда РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о том, что ошибочно выплаченное застрахованному лицу пособие нельзя признать выплаченными в качестве платы за труд, заслуживает внимания, однако спорные выплаты в любом случае являются выплатами, которые производятся страхователями-работодателями, что означает существование между застрахованными лицами и страхователем трудовых отношений.
Более того, в рассматриваемой ситуации пособие Дедюлиной Л.И. было выплачено неправомерно, то есть в результате такой ошибочной выплаты произошло искусственное занижение суммы страховых взносов, которые страхователь был обязан оплатить в бюджеты фондов за соответствующий период, что согласуется с позицией суда первой инстанции о том, что такие выплаты как неправомерно заявленные обоснованно не приняты к зачету.
В связи с изложенным Второй арбитражный апелляционный суд считает, что, признав незаконными решения о доначислении страховых взносов, пени и штрафов, суд первой инстанции в указанной части неправильно применил нормы материального права, что привело к принятию незаконного решения, которое подлежит в данной части отмене.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы Отделения ФСС и Управления ПФ РФ подлежат удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам судом апелляционной инстанции не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Фонда социального страхования Российской Федерации и Пенсионного Фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.01.2014 по делу N А82-11930/2013 частично отменить и принять по делу в указанной части новый судебный акт, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"В удовлетворении заявленных муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей детско-юношеским центром "МИГ" (ИНН: 7603018427, ОГРН: 1027600625250) требований о признании незаконными решений:
Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 7604006689, ОГРН: 10276000676344):
- от 01.08.2013 N 4322 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
- от 01.08.2013 N 4324 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,
- от 01.08.2013 N 4325 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ярославле (межрайонное) (ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
- от 13.08.2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах отказать.".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-11930/2013
Истец: МОУ дополнительного образования детей детско-юношеский центр "МИГ"
Ответчик: ГУ - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное)