г. Москва |
|
03 апреля 2014 г. |
Дело N А40-143309/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
судей: Банина И.Н., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения тверской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2014 г. по делу N А40-143309/13 принятое единолично судьёй Дубовик О.В. (шифр судьи 55-1159)
по иску Открытого акционерного общества "Конаковкое автотранспортное предприятие" (ОГРН 1026901730130, Тверская область, Конаковский р-н, г. Конаково, Белавинская ул., 46)
к 1. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, Ильинка, д.9, стр. 1, г.Москва),
2.Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (ОГРН 1026900521230, г.Тверь, Реки Лазури Набережная, 20)
о взыскании денежных средств в сумме 27.605.957 руб. 62 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Чарковский Р.В. по доверенности от 15.11.2012 года;
от ответчиков: 1 - не явился, извещен; 2 - Ковалев А.А. по доверенности N 4 от 09.01.2014 года;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Конаковское автотранспортное предприятие" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области о взыскании денежных средств в сумме 27.605.957 руб. 62 коп. составляющих сумму убытков.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2014 г. по делу N А40-143309/13 иск удовлетворен.
На указанное решение суда Министерством финансов Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения Тверской области поданы апелляционные жалобы, в которых заявители просят решение суда отменить (л.д.34,39-42).
Апелляционная жалоба Министерства финансов Российской Федерации не содержит доводов, по которым ответчик не согласен с принятым решением.
В обоснование жалобы Министерство социальной защиты населения Тверской области ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца против доводов жалобы возражал, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель Министерства социальной защиты населения Тверской области настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Министерством социальной защиты населения Тверской области
Министерство финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, дело рассмотрено в порядке п. 5 ст. 156, ст. 266 АПК РФ в отсутствие Министерства финансов Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно материалам дела истец отыскивает убытки в размере 27.605.957 руб. 62 коп., возникшие в 2012 году в связи с осуществлением перевозки автобусами в Конаковском районе Тверской области льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, на основании единых социальных проездных билетов.
Руководствуясь пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми при удовлетворении требований к публично-правовым образованиям взыскание денежных средств осуществляется за счет соответствующей казны, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.
Предприятие является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автобусами на платной основе в Конаковском районе Тверской области.
В 2012 году истец осуществлял бесплатные перевозки граждан на основании ЕСПБ. Это подтверждается договором и справками Территориального отдела социальной защиты населения Конаковского района.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3, 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предъявленные предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в Постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата; наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса РФ; ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте РФ, способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода; при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников; финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством РФ; согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Как следует из материалов дела, в спорный период Истцом предоставлялись льготы по проезду категориям граждан, отнесенных к федеральному и региональному регистру льготников, в результате чего по итогам спорного периода истцом понесены убытки в заявленном размере.
Согласно Постановлению Администрации Тверской области от 23.08.2006 г. N 207-па "Об уполномоченном органе по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом" государственное регулирование тарифов осуществляется Региональной энергетической комиссии Тверской области.
Для ОАО "Конаковское АТП" в 2012 году тарифы были определены приказами РЭК ТО от 09 сентября 2011 года N 469-нп, от 14 октября 2011 года N 524-нп.
16 февраля 2005 г. было принято Постановление Администрации Тверской области N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета".
Постановлением Администрации Тверской области от 1 сентября 2008 г. N 262-па "Об утверждении Долгосрочной целевой программы Тверской области "Социальная поддержка населения Тверской области на 2009 - 2012 годы" действие льготы в виде единого социального проездного билета было продлено до 2012 года.
Постановлением N 32-па был утверждён статус единого социального проездного билета как документа, предоставляющего право льготного проезда в городском и пригородном общественном транспорте на территории Тверской области категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Тверской области, включенным в федеральный и региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (пункт 2 Постановления).
Пунктом 4 Постановления N 32-па было утверждено Положение о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного и такси) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан.
Пунктом 1.1. Положения установлено, что ЕСПБ является социальным проездным документом на всех видах, на всех маршрутах наземного городского и пригородного транспорта общего пользования (кроме маршрутного такси), включенных в установленное расписание движения транспорта.
Раздел 2 Положения регулирует порядок приобретения ЕСПБ.
Льготники регионального регистра покупают ЕСПБ за счёт ежемесячной денежной выплаты из бюджета Тверской области (статья 1 Закона Тверской области от 29.12.2004 г. N 80-30 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", статьи 1, 2 Закона Тверской области от 29.12.2004 г. N 84-30 "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу...").
Льготники федерального регистра покупают ЕСПБ за счёт ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой из федерального бюджета (статья 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", федеральные законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и др.).
Раздел 3 Положения представляет собой регламент перечисления компенсации транспортным предприятиям. Компенсация за каждый ЕСПБ определяется как разница между "полной стоимостью льготного проезда" и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином (п.3.3). При этом "полная стоимость льготного проезда" для Конаковского района Тверской области с 1 октября 2006 года (п.6 Постановления Администрации Тверской области от 30.10.2006 г. N 268-па) была в одностороннем порядке определена Администрацией Тверской области в размере 230 рублей (п.3.2 Положения, утвержденного Постановлением N 32-па), а с 01 апреля 2011 года - 358 рублей.
Представленный Истцом расчет представляет собой произведение количества приобретенных льготниками ЕСПБ на тариф на перевозку и на количество поездок по ЕСПБ.
При продаже гражданам единых месячных социальных проездных билетов (ЕСПБ), дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50 (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях).
Все используемые в расчете показатели подтверждены соответствующими документами уполномоченных органов и ответчиками не оспорены.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные по делу доказательства размера расходов и правильно применил нормы материального права.
С учетом изложенного оснований для изменения или отмены решения суда не имеется.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Возражения заявителя апелляционной жалобы по вопросу расчета суммы иска являются необоснованными, поскольку истец правомерно применил расчетный способ в отсутствие натурных обследований пассажиропотока, мнение ответчика о меньшем количестве совершаемых льготниками поездок носит предположительный характер.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2014 г. по делу N А40-143309/13 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения тверской области - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
И.Н. Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-143309/2013
Истец: ОАО "Конаковское автотранспортное предприятие", ОАО "Конаковское АТП"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ, Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области
Третье лицо: Тверская область в лице министерства соц.защиты населения Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2016 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-143309/13
09.08.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32402/16
14.04.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13227/16
19.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29849/15
28.07.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 257-ПЭК15
21.08.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7093/14
14.08.2014 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7093/14
03.04.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9131/14
29.01.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-143309/13