г. Москва |
|
28 марта 2014 г. |
Дело N А40-134541/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
Судей: Лящевского И.С., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
государственного бюджетного учреждения "Автомобильные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2014 г. по делу N А40-134541/13, принятое судьей О.В. Каменской (шифр судьи 21-902)
по иску Государственного унитарного предприятия "Доринвест" (ОГРН 1027739370010)
к государственному бюджетному учреждению "Автомобильные дороги" (ОГРН 1087746839487)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Васильева Ю.В. по доверенности от 17.03.14;
от ответчика: Лесина А.А. по доверенности от 08.10.13,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Доринвест" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению "Автомобильные дороги" о взыскании денежных средств в размере 389.814 руб. 59 коп., состоящей из убытков в размере 370.862 руб. и процентов за пользование чужими денежными средства в размере 18.952 руб. 59 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 30.01.2014, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2014 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения Департамента имущества города Москвы от 30.03.2012 N 631-р "О прекращении права хозяйственного ведения ГУП "Доринвест" на движимое имущество и закреплении его на праве оперативного управления за ГБУ "Автомобильные дороги" ГУП "Доринвест" (далее - истец) 11.04.2012 согласно актам о приеме - передаче объектов основных средств передало на баланс ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" (далее - ответчик) 146 ед. техники и оборудования (далее - основные средства), при этом 125 ед. техники подлежали перерегистрации в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ и в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ.
Истец указывает, что 119 из 125 основных средств в соответствии с п. 1 ст. 35 Налогового кодекса РФ являлись объектами обложения транспортным налогом.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" обязанность по регистрации транспортных средств и изменению регистрационных данных в Государственной инспекции или органах Гостехнадзора возложена на собственников транспортных средств либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся ими на законных основаниях.
Для проведения регистрационных действий 02.05.2012 истец передал ответчику оригиналы паспортов транспортных средств и самоходных машин, однако в 2012 году ответчиком была проведена работа по перерегистрации 98 основных средств.
Поскольку собственником транспортных средств до момента их снятия с регистрационного учета числилось ГУП "Доринвест", Истец оплатил транспортный налог за основные средства, которыми с 11.04.2012 владел, распоряжался и пользовался Ответчик.
Согласно части 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
Необходимо отметить, что положение статьи 357 НК РФ не содержит исключения для юридических лиц. Следовательно, юридические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, являются налогоплательщиками.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств.
Вопросы учета автомототранспортных средств регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Порядок регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним на территории Российской Федерации установлены Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила).
В силу положений п. 5 Правил и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с п. 4 Правил собственники транспортных средств, либо лица, от имени собственника владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные.
Регистрация транспортных средств производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров и иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ (пункт 4 Постановления Правительства РФ N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ").
Пункт 20 Правил указывает на то, что транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если прежний собственник или владелец транспортного средства не снял его с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортное средство.
Таким образом, для использования транспортного средства в дорожном движении собственник обязан поставить данное транспортное средство на учет в органах ГИБДД. При этом неисполнение прежним собственником обязанности по снятию транспортных средств с учета не может ограничивать права заявителя, как действующего собственника транспортных средств.
Кроме того, следует отметить, что согласно пункту 6 Приказа МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (в редакции Приказа МВД РФ от 20.01.2011 N 28) изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника, при условии его регистрации на территории того же субъекта Российской федерации, что и прежний собственник.
Исходя из п. 6 Правил регистрации ТС допускается изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, на основании заявления нового собственника, при условии его регистрации на территории того же субъекта Российской Федерации, что и собственник.
Снятие с учета осуществляется без обращения нового собственника по месту прежней регистрации транспортного средства.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
В соответствии со ст. ст. 120, 210, 296 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 5 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
С момента передачи 02.05.2012 транспортных средств от истца ответчику, у ответчика, в соответствии с пунктом 6 Правил регистрации регистрация транспортных средств, возникла обязанность по регистрации транспортных средств.
В соответствии с пунктом 24.5 Правил регистрации автомототранспортных средств, действующим в 2012 году (п. 24.5 был изменен Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605), в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 (в редакции Приказа МВД РФ от 20.01.2011 N 28) регистрация транспортных средств по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, производится по заявлению нового собственника по месту его жительства. Снятие с учета осуществляется без обращения нового собственника по месту прежней регистрации транспортного средства.
На основании пункта 16 Административного регламента для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют: заявление; документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий; документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) транспортного средства при совершении регистрационных действий; документ об уплате государственной пошлины; регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался; транспортное средство; документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании; регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки "ТРАНЗИТ" (если они выдавались), а также регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случаях, установленных настоящим Административным регламентом; свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства; документы, предусмотренные программами по утилизации транспортных средств.
Поскольку 02.05.2012 ответчику, кроме самих транспортных средств, также были переданы паспорта соответствующих транспортных средств, то только ответчик мог обратиться в органы ГИБДД по вопросу регистрации. Однако ответчик не зарегистрировал свое право на транспортные средства, в связи с чем, у истца возникло обязательство по уплате транспортного налога.
Поскольку ответчик своевременно не исполнил обязательство по постановке на учет транспортных средств, бремя налогообложения оставалось за продавцом, хотя фактически транспортные средства были переданы ответчику 02.05.2012.
Суд первой инстанции правильно квалифицировал понесенные истцом расходы на оплату транспортного налога, как убытки.
Согласно расчету убытков, истец рассчитал их за период с 11.04.2012 по 31.12.2012, поскольку транспортные средства были переданы 02.05.2012.
Согласно статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего кодекса.
Пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Реализация такого способа защиты как возмещение убытков возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение противоправного действия (бездействие), возникновение у потерпевшего убытков, наличие причинно-следственной связи между действиями и его последствиями и вины правонарушителя.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается в обоснование своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (пункт 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Предъявленная ко взысканию сумма убытков подтверждается декларациями, платежными поручениями, регистрами - расчетами транспортного налога. Возражений по расчету транспортного налога ответчиком не представлено.
Довод ответчика, что истец обладал правом по снятию с учета техники в любой момент времени после передачи ее ответчику, в связи с чем, имел возможность избежать расходов в виде транспортного налога, не может быть принят во внимание, поскольку на ответчика возложена обязанность по регистрации транспортных средств.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 18.952 руб. 59 коп.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты за пользование чужими денежными средствами начисляются в связи с неисполнением должником денежного обязательства и являются ответственностью.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 08.10.1998 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" установлено что, если по соглашению сторон обязанность исполнить обязательство в натуре (передать вещь, произвести работы, оказать услуги) заменяется обязанностью должника уплатить определенную сумму, то с истечением срока уплаты этой суммы, определенного законом или соглашением сторон, на сумму долга подлежат начислению проценты на основании пункта 1 статьи 395 Кодекса, если иное не установлено соглашением сторон.
Поскольку платежным поручением от 04.02.2013 N 45 истец осуществил уплату транспортного налога, с ответчика подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами.
С учетом положений ст. 330, 395 ГК РФ суд первой инстанции правильно удовлетворил требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствам в размере 18.952 руб. 59 коп.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 30.01.2014.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.01.2014 г. по делу N А40-134541/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения "Автомобильные дороги" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
И.С. Лящевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134541/2013
Истец: ГУП "Доринвест"
Ответчик: ГБУ "Автомобильные дороги", ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги"