г. Москва |
|
02 апреля 2014 г. |
Дело N А40-182606/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "02" апреля 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Птанской Е.А. (единолично)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казаковой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 февраля 2014 года
по делу N А40-182606/2013, принятое судьёй Дубовик О.В. в порядке упрощенного производства
по иску закрытого акционерного общества "Контранс"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пени
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Контранс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 30 214 руб. 91 коп., составляющих сумму пени за просрочку доставки груза железнодорожным транспортом, ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по доставке грузов.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 18 февраля 2014 г. Арбитражного суда г.Москвы исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что судом не применены положения статьи 333 ГК РФ.
Представитель истца в судебное заседание не явился, направил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 01 февраля 2011 года между истцом и ответчиком был заключен договор N 37/06-ДТ, в соответствии с которым ОАО "РЖД" взяло на себя обязательство по своевременному выполнению услуг по перевозке груза.
Однако, в нарушение обязательств, ответчиком была допущена просрочка доставки груза, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными N ЭЭ 202241, N ЭА 974546, N ЭА 978488, N ЭА978596, N ЭБ837481, N ЭБ837591, N ЭБ854166, N ЭВ036683, N ЭВ036639, N ЭБ790105, N ЭВ273565, копии которых представлены в материалы дела.
Вагоны истца, указанные в имеющихся в материалах дела железнодорожных накладных, доставлены с нарушением сроков, предусмотренных Правилами исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27.
Данное обстоятельство подтверждается соответствующими отметками, учиненными железной дорогой в железнодорожных транспортных накладных.
Из транспортных железнодорожных накладных усматривается, что груз прибыл с просрочками.
В соответствии со ст. 33. Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава.
В соответствии со статьей 793 Гражданского Кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Расчет срока доставки грузов истцом производится в соответствии со статьей 33 УЖТ РФ и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Руководствуясь ст. 97, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, истец предъявил в адрес Ответчика претензии о выплате пени за просрочку доставки груза. Однако, претензии были оставлены ответчиком без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как следует из расчета истца, период просрочки в большинстве случаев составляет 1-3 дня. Однако в некоторых случаях просрочка достигала 12 дней. В связи с изложенным просрочка неисполнения договорных обязательств ответчиком является существенной.
Поскольку ответчиком допущена просрочка в исполнении обязательства по доставке вагонов, при этом не представлено доказательств наличия непреодолимой силы, обусловившей невозможность надлежащего исполнения обязательств, а также принятия всех возможных мер по исполнению обязательств, требование истца о взыскании неустойки заявлено обоснованно и снижению в порядке ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат.
Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), с учетом Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" неустойка может быть снижена судом на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что размер неустойки явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства по своевременной оплате услуг, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.
Так как указанная сумма пени является законной, для ее уменьшения необходимы исключительные обстоятельства, наличие которых ответчиком не доказано, кроме того суд принимает во внимание количество дней просрочки по каждой перевозке.
В связи с изложенным выше довод апелляционной жалобы о необходимости применения положений ст. 333 ГК РФ отклоняется судом апелляционной инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик направил отзыв с ходатайством о применении положений статьи 333 ГК РФ, не является основанием для отмены решения суда, поскольку отзыв был представлен в суд позже установленного судом срока.
Доводы жалобы о том, что срок доставки был увеличен в связи с неисправностью вагона 4928627 по накладной ЭБ 790105, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Из представленных истцом документов усматривается, что при расчете просрочки доставки груза ЗАО "Контранс" были учтены три дня, на которые был увеличен срок доставки согласно коммерческому акту N ЗБК1308143/478 от 03.10.2013 г.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 февраля 2014 года по делу N А40-182606/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-182606/2013
Истец: ЗАО "Контранс"
Ответчик: ОАО "РЖД"