город Ростов-на-Дону |
|
01 апреля 2014 г. |
дело N А53-11196/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Костенко М.А.
при участии:
от открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии": представитель Орехов Ю.А. по доверенности от 28.11.2012, от открытого акционерного общества "Российские железные дороги":
представитель Мельникова О.В. по доверенности 14.06.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ИНН 2607018122, ОГРН 1052600002180) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2013 по делу N А53-11196/2013 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к открытому акционерному обществу "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" о взыскании платы за задержку вагонов на путях общего пользования в размере 3 926 115 руб. 35 коп.,
принятое в составе судьи Бирюковой В.С.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии", ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 3 926 115 руб. 35 коп.
Решением суда от 17.10.2013 исковые требования удовлетворены.
ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 17.10.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не выяснены все обстоятельства дела. Не дана оценка тому обстоятельству, что документы, подтверждающие, по мнению истца, факт нарушения ответчиком технологического срока оборота выгонов, не подписаны ответчиком; ответчик не является стороной договора, на который ссылается истец. Истцом применялось Тарифное соглашение N 2 не как договорное условие, а по прямому назначению, и которое не подлежит применению к изложенным правоотношениям.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании 19.03.2014 судом апелляционной инстанции в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынесено и объявлено протокольное определение о перерыве в судебном заседании до 26.03.2014. После перерыва судебное заседание продолжено.
От ОАО "Российские железные дороги" поступило заявление о частичном отказе от исковых требований к ООО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" в сумме 2 509 361 руб. 69 коп.
Рассмотрев в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство об отказе от части исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения данного ходатайства по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает такой отказ в случае, если он не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом. В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (часть 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что заявление ОАО "Российские железные дороги" об отказе от части исковых требований, поданное в суд апелляционной инстанции, подписано уполномоченным лицом; отказ от части требований не противоречит закону и не нарушает прав третьих лиц, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частями 2, 5 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, пунктом 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости прекращения производства по делу в указанной части, ввиду чего решение суда первой инстанции в указанной части надлежит отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.11.2011 г. между ОАО "Российские железные дороги", ООО "Новочеркасский Промжелдортанс" и ОАО "Вторая генерирующая компания" в лице филиала "ОГК-2" - Новочеркасская ГРЭС" заключен договор, согласно которому ответчик, контрагент по соглашению, осуществляет грузовые операции на путях необщего пользования ООО "Новочеркасский Промжелдортранс" на основании договора N 350/1 от 29.11.2010 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Пунктом 5.3. соглашения, установлено, что за время задержки вагонов, не принадлежащих Перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения, по причинам, зависящим от Контрагента, Контрагент вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2".
Пунктом 13 договора N 350/1 устанавливаются следующие технологические сроки оборота вагонов: 6,5 часов.
В период октябрь 2012 г., январь, февраль 2013 г. в адрес филиала "ОГК-2" -Новочеркасская ГРЭС" на станцию назначения Блокпост 13 км следовали поезда с грузом уголь.
Девятнадцать поездов были брошены в пути следования по причине невыполнения норм выгрузки грузополучателем филиала "ОГК-2" - Новочеркасская ГРЭС".
В результате невыполнения нормы выгрузки, пути необщего пользования ответчика были заняты вагонами с грузами, которые не выгружались длительное время, что явилось причиной невозможности приема станцией назначения Блокпост 13 км спорных поездов, следовавших в адрес ответчика.
Факт прибытия вагонов в 19 брошенных поездах с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей.
Факт невыполнения норм выгрузки подтверждается памятками приемосдатчика.
Поезд N 2906 (индекс 5891-345-5140) в составе 58 вагонов с грузом уголь, состоящий из отправок N ЭФ765504, ЭФ823019, ЭФ814185, ЭФ825421, ЭФ847017, ЭФ830835, ЭФ843784, ЭФ859445, ЭФ859328, ЭФ859469, ЭФ859469, ЭФ859388, ЭФ859340, ЭФ859486, ЭФ859422, ЭФ859368, ЭФ85930 был задержан на промежуточной станции Хотунок с 05.02.2013 г. 18 часов 55 минут до 12.02.2013 г. 02 часов 52 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1150 от 05.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 2906 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N3069 от 12.02.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 223, в котором отражено время задержки вагонов на станции Хотунок. Сумма платы за время задержки 58 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 515 339,51 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3712 (индекс 5890-179-5140) в составе 42 вагонов с грузом уголь, состоящий из отправок N ЭФ900505, ЭФ900721 задержан на промежуточной станции Замчалово с 09.02.2013 г. 04 часов 35 минут до 09.02.2013 г. 13 часов 20 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1260 от 09.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3712 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 3013 от 09.02.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 218, в котором отражено время задержки вагонов на станции Замчалово. Сумма платы за время задержки 21 вагона в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 4 827,14 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3710 (индекс 5804-444-5140) в составе 58 вагонов с грузом уголь, состоящий из отправок N ЭФ5514279, ЭФ656637, ЭФ670540 задержан на промежуточной станции Замчалово с 31.01.2013 г. 17 час 39 минут до 05.02.2013 г. 23 часов 00 минут и с 06.02.2013 г. 11 часов 03 минуты до 07.02.2013 г. 09 часов 30 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 962 от 31.01.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3710 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N2890 от 05.02.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 198, в котором отражено время задержки вагонов на станции Замчалово. Сумма платы за время задержки 11 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 84 474,08 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3710 (индекс 5891 -349-5140) в составе 44 вагонов с грузом уголь, состоящий из отправок N ЭХ088792, ЭХ098610 задержан на промежуточной станции Замчалово с 11.02.2013 г. 20 часов 54 минут до 12.02.2013 г. 06 часов 30 минут и на станции Хотунок с 12.02.2013 г. 22 часа 10 минут до 14.02.2013 г. 15 часов 00 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1335 от 11.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3710 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N3079 от 12.02.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 249, в котором отражено время задержки вагонов на станции Замчалово. Сумма платы за время задержки 21 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 34 599,96 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3710 (индекс 5804-450-5140) в составе 49 вагонов с грузом уголь, состоящий из отправок ЭХ213956, ЭХ199570, ЭХ215231, ЭХ126459, ЭХ126525, ЭХ138044, ЭХ134422, ЭХ132096, ЭХ198431 задержан на промежуточной станции Замчалово с 13.02.2013 г. 13 часа 20 минут до 13.02.2013 г. 23 часа 19 минут и на станции Персиановка с 14.02.2013 г. 14 часов 03 минуты до 18.02.2013 г. 13 часов 58 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции Замчалово осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1378 от 13.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3710 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N3114 от 13.02.2013 г.
Остановка поезда на промежуточной станции Персиановка осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1409 от 14.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3710 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N3298 от 18.02.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 309, в котором отражено время задержки вагонов на станции Замчалово и Персиановка. Сумма платы за время задержки 49 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 258 657,77 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3712 (индекс 5008-050-5140) в составе 57 вагонов с грузом уголь, состоящий из отправок N53099800, 53100087, 53099867, 53099958, 60035078, 53099883, 53100889, 53100079, 53099818, 53100798, 53100871, 53100921, 53100947, 53000954, 53099974, 53100061, 53099784, 53099941, 53099834, 5309909, 53099875, 53100897, 53100939, 53099925, 53100095, 53099826, 53100863, 53099990, 53099859, 53100012, 53099776, 53100913, 53100806, 53099792, 53099933, 53100855, 53100905, 53100822, 53099982, 53100053 задержан на промежуточной станции Замчалово с 10.02.2013 г. 17 часов 17 минут до 11.02.2013 г. 06 часа 30 минут и на станции Хотунок с 11.02.2013 г. 14 часов 48 минут до 12.02.2013 г. 14 часов 27 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции Замчалово осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1292 от 10.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3712 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N3048 от 11.02.2013 г.
Остановка поезда на промежуточной станции Хотунок осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1328 от 11.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3712 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N3038 от 12.02.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 227, в котором отражено время задержки вагонов на станции Замчаово и Хатунок. Сумма платы за время задержки 40 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 37 788,32 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3710 (индекс 5134-018-5140) в составе 59 вагонов с грузом уголь, состоящий из отправок N ЭФ687278, ЭФ732810, ЭФ732189, ЭФ734406, ЭФ732437, ЭФ734620, ЭФ732997, ЭФ739316, ЭФ742339, ЭФ702296, ЭФ713699, ЭФ713587 задержан на промежуточной станции Каменоломни с 04.02.2013 г. 06 часа 01 минут до 12.02.2013 г. 14 часов 48 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1093 от 04.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3710 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N3084 от 12.02.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 230, в котором отражено время задержки вагонов на станции Хотунок. Сумма платы за время задержки 59 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 723 588,51 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3710 (индекс 5891 -339-5140) в составе 42 вагонов с грузом уголь, задержан на промежуточной станции Замчалово с 25.01.2013 г. 02 часов 30 минуты до 31.01.2013 г. 19 часа 17 минут и станции Хотунок с 01.02.2013 г. 03 часа 37 минут до 02.02.2013 г. 01 час 00 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции Замчалово осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 777 от 25.01.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3710 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N2733 от 31.01.2013 г.
Остановка поезда на промежуточной станции Хатунок осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 973 от 01.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3710 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N2320 от 02.02.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 156, в котором отражено время задержки вагонов на станции Замчалово. Сумма платы за время задержки 42 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 422 837,43 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3714 (индекс 5890-114-5140) в составе 52 вагонов с грузом уголь, задержан на промежуточной станции Хотунок с 27.10.2012 г. 12 часов 22 минуты до 30.10.2012 г. 10 часов 05 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 468 от 27.10.2012 г. Об остановке и отправлении поезда N 3714 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 438 от 27.10.2012 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 76, в котором отражено время задержки вагонов на станции Хатунок. Сумма платы за время задержки 52 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 181 120,56 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3710 (индекс 5804-452-5140) в составе 59 вагонов с грузом уголь, состоящий из отправок N ЭХ258288, ЭХ2589039 задержан на промежуточной станции Хотунок с 17.02.2013 г. 14 часов 33 минуты до 17.02.2013 г. 21 часов 57 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1517 от 17.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3710 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N3276 от 17.02.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 297, в котором отражено время задержки вагонов на станции Хотунок. Сумма платы за время задержки 21 вагона в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 4 289,42 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3710 (индекс 5008-067-5140) в составе 60 вагонов с грузом уголь, задержан на промежуточной станции Усть-Донецк с 16.02.2013 г. 11 часов 30 минут до 18.02.2013 г. 14 часа 59 минут и станции Хотунок с 19.02.2013 г. 11 часов 50 минут до 20.02.2013 г. 07 часов 00 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции Усть-Донецк осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1492 от 16.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3710 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N3300 от 18.02.2013 г.
Остановка поезда на промежуточной станции Хотунок осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1556 от 19.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3710 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N3337 от 20.02.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 315, в котором отражено время задержки вагонов на станции Замчалово. Сумма платы за время задержки 41 вагона в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 148 449,19 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3712 (индекс 5800-749-5140) в составе 59 вагонов с грузом уголь, состоящий из отправок N ЭФ650783, ЭФ651359, ЭФ594785, ЭФ649795, ЭФ656393, ЭФ651104, ЭФ656115, ЭФ636940 задержан на промежуточной станции Горная с 31.01.2013 г. 22 часа 22 минуты до 02.02.2013 г. 22 часа 00 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 968 от 31.01.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3712 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 2799 от 02.02.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 187, в котором отражено время задержки вагонов на станции Горная. Сумма платы за время задержки 54 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 89 088,58 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3716 (индекс 5890-175-5140) в составе 42 вагонов с грузом уголь, задержан на промежуточной станции Замчалово с 03.02.2013 г. 12 часов 37 минут до 09.02.2013 г. 12 часов 27 минут и на станции Хотунок с 14.02.2013 г. 11 часов 08 минут до 16.02.2013 г. 17 часов 06 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции Замчалово осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1071 от 03.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3716 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N3009 от 09.02.2013 г.
Остановка поезда на промежуточной станции Хотунок осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1392 от 14.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3716 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N3234 от 16.02.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 285, в котором отражено время задержки вагонов на станции Горная. Сумма платы за время задержки 42 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 442 233,79 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3712 (индекс 5890-184-5140) в составе 49 вагонов с грузом уголь, задержан на промежуточной станции Замчалово с 14.02.2013 г. 11 часов 04 минут до 16.02.2013 г. 17 часов 04 минуты.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1391 от 14.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3712 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 3233 от 16.02.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 281, в котором отражено время задержки вагонов на станции Замчалово. Сумма платы за время задержки 49 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 104 220,55 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3712 (индекс 5890-180-5140) в составе 42 вагонов с грузом уголь, задержан на промежуточной станции Хотунок с 13.02.2013 г. 09 часов 40 минут до 16.02.2013 г. 04 часов 53 минуты.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1369 от 13.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3712 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 3214 от 16.02.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 269, в котором отражено время задержки вагонов на станции Хотунок. Сумма платы за время задержки 50 вагона в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 151 173,58 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3710 (индекс 5008-053-5140) в составе 59 вагонов с грузом уголь, задержан на промежуточной станции Локомотивстрой с 12.02.2013 г. 21 часов 57 минут до 15.02.2013 г. 20 часов 33 минуты.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1357 от 12.02.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3710 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N3197 от 15.02.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 265, в котором отражено время задержки вагонов на станции Локомотивстрой. Сумма платы за время задержки 59 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 194 659,64 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3710 (индекс 5891-298-5140) в составе 42 вагонов с грузом уголь, задержан на промежуточной станции Замчалово с 28.10.2012 г. 13 часов 55 минут до 30.10.2012 г. 14 часа 10 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 488 от 28.10.2012 г. Об остановке и отправлении поезда N 3710 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 521 от 30.10.2012 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 84, в котором отражено время задержки вагонов на станции Замчалово. Сумма платы за время задержки 42 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 69 948,98 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3710 (индекс 5800-683-5140) в составе 44 вагона с грузом уголь, задержан на промежуточной станции Белая-Калитва с 28.10.2012 г. 14 часа 48 минут до 01.11.2012 г. 01 час 20 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции Белая-Калитва осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 492 от 28.10.2012 г. Об остановке и отправлении поезда N 3710 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N530 от 01.11.2012 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 77, в котором отражено время задержки вагонов на станции Белая-Калитва. Сумма платы за время задержки 44 вагона в пути следования на промежуточных станциях рассчитана в накопительной ведомости и составляет 204 392,17 руб. с учетом НДС.
Общая сумма платы за время нахождения вагонов, в составе 19 брошенных поездов, на путях общего пользования на промежуточных станциях составляет 3 926 115,35 руб. с учетом НДС.
В адрес ответчика были направлены претензии 28, 32, 31, 13, 16, 15, 12, 37, 39, 18, 27, 26, 17, 24, 23, 35, 34, 19, 36, которые оставлены без ответа и финансового удовлетворения.
Как было отмечено выше, остановка поездов на промежуточных станциях осуществлялась на основании телеграфных распоряжений, о бросании поездов на промежуточных станциях ответчику направлялись извещения. Факт задержки вагонов на промежуточных станциях оформлен актами общей формы. Расчет платы за время задержки вагонов на промежуточных станциях произведен в ведомостях подачи и уборки вагонов. В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, п. 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей, п. 5.3. Соглашения от 01.11.2011 г. за время нахождения вагонов в 19 брошенных поездах на промежуточных станциях начислена плата в размере 1 416 753 руб. 66 коп., которая ответчиком до настоящего времени не оплачена.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Как усматривается из материалов дела взыскание платы время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на промежуточных станциях предусмотрено п. 5.3. Соглашения от 01.11.2011 г.
Согласно пункту 5.3 Соглашения от 01.11.2011 г. грузовладелец уплачивает перевозчику плату за время задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от контрагента, контрагент вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 % от плат, произведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
При таких обстоятельствах суд правомерно установил, что у железной дороги имеется право на взимание с общества соответствующей платы. При этом Тарифное руководство N 2 использовалось истцом в целях определения размера платы как договорное условие.
Позиция о правомерности взыскании платы за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанной в соответствии со статьей 39 Устава, при условии принадлежности железной дороге вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08.
С учетом изложенного доводы ответчика о неправомерности начисления железной дорогой платы за простой вагонов на путях общего пользования, ничтожности условий соглашения в части установления платы и применения тарифного руководства N 2 подлежат отклонению, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава. Из буквального толкования статьи 39 УЖТ РФ не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Однако плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, может взиматься при достижении сторонами соответствующего соглашения.
На основании статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Судом установлено, что в п. 5.3 указанного соглашения истец и ответчик определили условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика. При этом стороны согласовали плату за пользование вагонами в размере 50% от ставок плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2, в связи с чем таблица N 9 тарифного руководства N 2 использована сторонами в целях определения размера платы как договорное условие. Поскольку сторонами согласовано условие о плате за простой вагонов на путях общего пользования в размере 50% от ставок платежей, приведенных в таблице N 9, без применения повышающих или понижающих коэффициентов, установленных тарифным руководством N 2, расчет истца, основанный на коэффициенте, установленном приказом Федеральной службы по тарифам от 06.12.2011 N 316-т/1, не соответствует условию соглашения.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии у железной дороги права на взимание с общества сспорной платы. При этом Тарифное руководство N 2 использовалось истцом в целях определения размера платы как договорное условие (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.05.2012 по делу N А53-9261/2011).
В силу статей 6 и 11 Федерального закона т 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Пункт 5.3.1.22 названного положения устанавливает (утверждает, регистрирует) тарифы, сборы и плату в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (за исключением транзита).
С учетом того, что условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования является договорным условием, размер платы устанавливается в добровольном порядке по соглашению сторон, к нему не может применяться обязательное правило о применении повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти для субъекта естественной монополии, без специальной оговорки сторон, допускающей применение таких повышающих коэффициентов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Судом было установлено, что факт прибытия спорных вагонов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей (т. 5, л.д. 47-219, т. 6, л.д. 4-150, т. 7, л.д. 1-27, 29-128).
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Судом установлено, что акты общей формы являются документами, удостоверяющими факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточных станциях. Представленные акты общей формы, подтверждают задержку вагонов на промежуточных станциях в связи невыполнением ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" технологических норм выгрузки.
В данных актах перечислены номера вагонов, задержанных на промежуточных станциях, номера приказов на бросание и поднятие поезда, наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется запись о том, что ответчик от их подписания отказался, что подтверждается подписями двух представителей перевозчика.
Ответчик в отзыве на исковое заявление указал, что задержание истцом в пути следования на промежуточных станциях 19 поездов, следовавших с грузом для ответчика, было его собственным волеизъявлением не согласованным с ответчиком. Ответчик не давал истцу каких-либо указаний об оставлении поездов на железнодорожных путях общего пользования ввиду неготовности их к приему и был готов к приему груза не смотря на повышенную нагрузку в местах выгрузки, факт невыполнения норм выгрузки, подтверждаемый памятками приемосдатчиками, которые не имеют отношения к задержанным поездам, не свидетельствует об отсутствии у ответчика возможности в приеме дополнительно поступающих грузов, поскольку пропускная способность Новочеркасской ГРЭС обеспечивает грузопоток выгружаемых вагонов в объеме 150 вагонов в сутки при этом в ожидании погрузки - выгрузки могут размещаться еще до 350 вагонов, что вполне обеспечило бы выгрузку поступающих грузов без задержки истцом поездов в пути следования. Истец в данном случае должен приводить в качестве доказательства не факт нарушения технологического срока оборота вагонов, а фактическую загруженность станции в дни поступления поездов, объективно подтверждающую невозможность в приеме груза даже при отсутствии от ответчика каких-либо указаний об оставлении поездов в пути следования на промежуточных станциях. Судом данный довод правомерно отклонен в виду следующего.
Право перевозчика задерживать вагоны в пути следования предусмотрено п. 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей.
Согласно положениям названного пункта задержка вагонов в пути следования, на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения перевозчика о задержке вагонов, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, дата, время и причина задержки.
Пунктом 4.7. Правил установлено условие, которое является основанием для начисления платы за пользование вагонами в брошенных поездах, этим условием является невыполнение технологических сроков оборота вагонов. Еще одно условие для начисления платы за пользование вагонами за время задержки вагонов на промежуточных станциях установлено ст. 39 УЖТ РФ и этим условием является нарушение срока доставки.
Таким образом, законом установлено два условия, соблюдение которых необходимо для начисления платы: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки. Невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
Факт прибытия вагонов в 19 брошенных поездах с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей (т. 5, л.д. 47-219, т. 6, л.д. 4-150, т. 7, л.д. 1-27, 29-128).
Подпунктом пунктом 13 договора N 350/1 устанавливаются технологический срок оборота вагонов 6,5 часов.
Таким образом, истцу для доказательства факта невыполнения технологических норм выгрузки необходимо доказать факт нахождения вагонов на путях необщего пользования под выгрузкой более чем 6,5 часов в каждый из дней бросания поездов.
В Таблицах N 1,2,3 изложены сведения о вагонах, прибывших в адрес ответчика и находившихся на путях необщего пользования более 6,5 часов, т.е. с нарушенным сроком оборота вагонов. В данных таблицах указаны номера ведомостей подачи и уборки вагонов, которыми зафиксировано время выгрузки вагонов, а также период нахождения вагонов под выгрузкой и их количество. Таким образом, ведомостями подачи и уборки вагонов подтверждается, что в каждый из дней спорного периода имело место несоблюдение сроков оборота вагонов со стороны ответчика (т. 5, л.д. 47-219, т. 6, л.д. 4150, т. 7, л.д. 1-27, 29-128).
Таким образом, право перевозчика отставлять вагоны от движения не обусловлено наличием, либо отсутствием отказа грузополучателя от приема грузов, т.к. перевозчик принимает решение о бросании поездов в случае невыполнения грузополучателем норм выгрузки, независимо от наличия либо отсутствия отказа в приеме вагонов.
Довод ответчика о том, что т.к. пути необщего пользования принадлежат ООО "Новочеркасский Промжелдортранс" и маневровые работы на путях необщего пользования осуществляет данная организация, ответчик не имеет отношения к нарушению срока, судом обоснованно отклонен. Согласно предоставленных ведомостей подачи и уборки вагонов в расчетное время нахождения вагонов под грузовой операцией входит количество часов нахождения вагонов под грузовой операцией с момента подачи вагонов под выгрузку и до момента получения уведомления о завершении грузовой операции, т.е. время фактической уборки вагонов, которое зависит от владельца пути необщего пользования, в расчете не учитывалось. Кроме того, исходя из содержания Таблиц N 1, 2, 3, истцом учтены только вагоны, прибывшие в адрес ответчика, вагоны, прибывающие в адрес ООО "Новочеркасский Промжелдортранс" и в адрес иных контрагентов по договору не учитывались.
Ссылка ответчика на выводы Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 1 февраля 2011 года N 12745/10 правомерно признана судом не относящимися к настоящему спору, т.к. касаются иных обстоятельств дела. Суд правомерно исходил из того, что сторонами в п. 5.3 соглашения от 01.11.2011 г. достигнуто соглашение о взимании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, не принадлежащих перевозчику (Постановление ФАС СКО по делу N 17631/2011 от 21.12.2012 г.).
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, исковые требования ОАО "Российские железные дороги" о взыскании с ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 1 416 753 руб. 66 коп. подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.02.2014 по делу N А53-1966/2013 по спору между тем же лицами по аналогичным обстоятельствам.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины исходя из размера фактически рассмотренных судом требований относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Таким образом, с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" следует взыскать 1 278 руб. 29 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В связи с частичным отказом истца от исковых требований в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Российские железные дороги" подлежит возврату из федерального бюджета госпошлина по иску в сумме 15 463 руб. 05 коп.
Руководствуясь статьями 49, 150, 258, 269 - 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ ОАО "Российские железные дороги" от исковых требований в части взыскания с ООО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" 2 509 361 руб. 69 коп.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2013 по делу N А53-11196/2013 в части взыскания с ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 2 509 361 руб. 69 коп., государственной пошлины в сумме 15 463 руб. 05 коп. отменить, в указанной части производство по делу прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2013 по делу N А53-11196/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Российские железные дороги" из федерального бюджета 15 463 руб. 05 коп. государственной пошлины по иску.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" 1 278 руб. 29 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в соответствии с Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11196/2013
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"
Третье лицо: ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала СКЖД ТЦФТО