г. Челябинск |
|
07 апреля 2014 г. |
Дело N А47-10676/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.01.2014 по делу N А47-10676/2013 (судья Цыпкина Е.Г.).
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Газпром" - Палферов Михаил Викторович (доверенность от 27.08.2012).
Открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 22.07.2013 N 01/001/2013-302 об отказе в государственной регистрации права собственности Общества на объект недвижимого имущества - "водоснабжение ГРС-1,2 г. Оренбург", литер Г9-3, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул.Тихая, д. 17 (т. 1, л.д. 10-15).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - Управление Росимущества, третье лицо; т. 1, л.д. 1-3).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.01.2014 (резолютивная часть объявлена 21.01.2014) требования заявителя удовлетворены. Суд признал решение Управления Росреестра от 22.07.2013 N 01/001/2013-302 незаконным и возложил на заинтересованное лицо обязанность зарегистрировать право собственности общества "Газпром" на спорное сооружение (т. 3, л.д. 14-20).
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо. В апелляционной жалобе Управление Росреестра (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) ссылается на пункты 1, 2, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение отменить, в удовлетворении требований общества "Газпром" отказать.
Указывает, что представленный заявителем на государственную регистрацию права собственности акт государственной комиссии по приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 01.12.1992 не может расцениваться в качестве документа, подтверждающего право собственности общества "Газпром", так как был выдан иному юридическому лицу - государственному предприятию "Оренбурггазпром". Кроме того, ОАО "Газпром" зарегистрировано лишь 25.02.1993. В силу этого заявитель не мог осуществлять строительство и располагать какими-либо денежными средствами в период с 01.08.1992 по 25.02.1993.
Спорное сооружение не вошло в перечень имущества, подлежащего приватизации в составе государственного газового концерна "Газпром". Оно не поименовано в плане приватизации и в акте оценки стоимости сооружений, учтенных при расчете уставного капитала Российского акционерного общества "Газпром" и расположенных на территории Оренбургской области, в том числе как незавершенный строительством объект.
Суд первой инстанции не учел положения пункта 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", о том, что при выявлении имущества, подлежащего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизируемого имущества, указанному обществу предоставляется первоочередное право приобретения такого имущества по рыночной цене.
Ссылаясь на принятие Управлением Росреестра решения от 22.07.2013 N 01/001/2013-302 в соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", полагает, что суд не указал на нарушение регистрирующим органом конкретных норм права.
Представителем ОАО "Газпром" представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, приобщенные к материалам дела в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, не явились.
С учётом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 02.01.1991 генеральным директором государственного предприятия по добыче, переработке и транспортировке газа "Оренбурггазпром", входящего в состав государственного газового концерна "Газпром", Николаевым В.В. издан приказ N 1/от об организации в составе (и на балансе) предприятия, среди прочего, Управления по эксплуатации продуктопроводов (т. 1, л.д. 102; т. 2, л.д. 29).
01.12.1992 государственной приемочной комиссией, назначенной Управлением эксплуатации продуктопроводов государственного предприятия "Оренбурггазпром", подписан акт о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию (т. 1, л.д. 92-97; т. 2, л.д. 31-40). Текст документа содержит сведения о том, что в период август (начало работ) - ноябрь (окончание работ) 1992 года генеральным подрядчиком "МУ-5 треста ЭлектроУралМонтаж" по заказу и в интересах Управления эксплуатации продуктопроводов осуществлено строительство объектов под названиями "производственный технологический корпус ГРС-1,2", "электроснабжение ГРС-1,2", "водоснабжение ГРС-1,2", "линия ВЛ-10Кв к ГРС-1,2", "подъездная автодорога к ГРС-1,2" по адресу: г. Оренбург, ул. Тихая, 17. Поименованные строения и сооружения приняты государственной комиссией в эксплуатацию.
01.12.1992 заместителем генерального директора - начальником Управления по эксплуатации продуктопроводов государственного предприятия "Оренбурггазпром" издан Приказ N 223 об утверждении акта государственной комиссии от 01.12.1992 о приемке строений и сооружений в эксплуатацию (т. 1, л.д. 103; т. 2, л.д. 28). Согласно пункту 2 данного Приказа объекты капитального строительства под названиями "производственный технологический корпус ГРС-1,2", "электроснабжение ГРС-1,2", "водоснабжение ГРС-1,2", "линия ВЛ-10Кв к ГРС-1,2", "подъездная автодорога к ГРС-1,2" введены в состав действующих объектов Управления, а также включены в состав основных фондов организации.
09.02.1993 Администрацией города Оренбурга издано постановление N 109-п о закреплении за Управлением по эксплуатации продуктопроводов государственного предприятия "Оренбурггазпром" земельных участков, занимаемых ГРС-1 во 2-м Северном промрайоне в границах ранее отведенного участка (т. 1, л.д. 98; т. 2, л.д. 30).
25.02.1993 Московской регистрационной палатой выдано свидетельство N 022.726 (документ серии ЛЕ N 004255) о регистрации открытого акционерного общества "Газпром" в качестве юридического лица (т. 1, л.д. 22).
13.08.1993 по договору о закреплении за предприятием "Оренбурггазпром" Российского акционерного общества "Газпром" имущества, являющегося собственностью РАО "Газпром" (приложение к Уставу предприятия "Оренбурггазпром" РАО "Газпром") за поименованным (региональным) предприятием закреплено движимое и недвижимое имущество (основные и оборотные средства и их источники), которое отражено на балансе предприятия по состоянию на 01.03.1993. В пункте 2 договора отмечено, что всё закрепленное за предприятием "Оренбурггазпром" имущество является собственностью РАО "Газпром" (т. 1, л.д. 124-128; т. 2, л.д. 41-45).
17.01.1994 главой администрации города Оренбурга на основании постановления от 09.02.1993 N 109-п Управлению по эксплуатации продуктопроводов ГП "Оренбурггазпром" выдано свидетельство N 764 о праве бессрочного пользования землёй (т. 1, л.д. 107; т. 2, л.д. 46). Согласно данному документу в бессрочное пользование для размещения ГРС-1 во 2-ом Северном промрайоне предоставлен земельный участок площадью 0,6639 га.
22.10.2004 главой города Оренбурга вынесено распоряжение N 5388-р об установлении объекту недвижимости - газораспределительной станции N 1, 2 /ГРС-1,2/ расположенной в г. Оренбурге по ул. Тихая, следующего адреса: г.Оренбург, ул. Тихая, 17 (т. 1, л.д. 106; т. 2, л.д. 27).
25.08.2012 генеральным директором ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" по доверенности ОАО "Газпром" (от 28.02.2011 N 01/0400-88д) подписана справка N 19-29/200-123 о том, что строительство объектов под названиями "производственно-технологический корпус ГРС 1,2 г. Оренбург", "электроснабжение ГРС 1,2 г. Оренбург", "водоснабжение ГРС 1,2 г.Оренбург", "линия ВЛ-10кВ к ГРС 1,2 г. Оренбург", "подъездная автодорога к ГРС г. Оренбург", принятых по акту от 01.12.1992, осуществлялось за счет собственных средств правопредшественника ОАО "Газпром" (т. 1, л.д. 99; т. 2, л.д. 25).
24.12.2012 филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области выдан кадастровый паспорт на сооружение, имеющее следующие характеристики (описание):
- наименование объекта "водоснабжение ГРС-1,2";
- кадастровый номер 56:44:0103001:570;
- инвентарный номер 53:401:001:010059380;
- литера "Г9-3";
- протяженность сооружения - 500 метров;
- год ввода объекта в эксплуатацию - 1992;
- адрес: г. Оренбург, ул. Тихая, 17 (т. 1, л.д. 104-105; т. 2, л.д. 157-158).
27.02.2013 представитель ОАО "Газпром" обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение "водоснабжение ГРС-1,2". На регистрацию представлены: заявление от 27.02.2013; доверенность от 10.05.2011; кадастровый паспорт сооружения от 24.12.2012; договор "о закреплении за предприятием "Оренбурггазпром" от 13.08.1993; приказ от 01.12.1992 N 223; акт государственной комиссии от 01.12.1992; справка от 25.08.2012 N 19-29/200-123; пояснения по государственной регистрации объектов от 27.02.2013 N 19-29/200-4; свидетельство о праве бессрочного пользования землёй от 17.01.1994 N 764; постановление Администрации г. Оренбурга от 09.02.1993 N 109-п; распоряжение главы г. Оренбурга от 22.10.2004 N 5388-р; приказ от 02.01.1991 N 1/от; историческая справка от 21.02.2011 N 24-604; платежное поручение от 01.10.2012 N 49170 на сумму 15 000 руб.; кадастровый паспорт земельного участка от 01.11.2012 N 56/12-250611 (т. 1, л.д. 78-79; т. 2, л.д. 8-9).
В письме от 12.03.2013 N 01/001/2013-302 Управление Росреестра сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации на срок до 12.04.2013 (т. 1, л.д. 80-82; т. 2, л.д. 20-22). Причиной приостановления послужил вывод государственного регистратора о том, что акт от 01.12.1992 не подтверждает факта возникновения у ОАО "Газпром" права собственности на сооружение под названием "водоснабжение ГРС-1,2". В связи с этим, Обществу предложено представить дополнительные документы.
Впоследствии государственная регистрация по заявлению общества "Газпром" была приостановлена на срок до 09.07.2013 (т. 1, л.д. 83, 85; т. 2, л.д. 16-17).
16.07.2013 заявитель представил в регистрирующий орган дополнительные письменные пояснения по обстоятельствам возникновения права собственности на сооружение (т. 1, л.д. 86, 110-111; т. 2, л.д. 11-13).
В письме от 22.07.2013 N 01/001/2013-302 Управление Росреестра сообщило обществу "Газпром" об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение (т. 1, л.д. 87-91; т. 2, л.д. 4-7). Государственный регистратор исходил из следующего. Акт от 01.12.1992 не подтверждает факта возникновения права собственности ОАО "Газпром" на сооружение под названием "водоснабжение ГРС-1,2 г. Оренбург". Данный объект не вошёл в состав имущества, отраженного в акте оценки стоимости сооружений, учтенных при расчете уставного капитала РАО "Газпром" и расположенных на территории Оренбургской области по состоянию на 01.07.1992. Пунктом 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрен специальный порядок приобретения права собственности на имущество, не вошедшее в состав приватизированного предприятия. В связи с этим, государственный регистратор применил нормы, содержащиеся в абзацах 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и отказал в совершении испрашиваемого заявителем регистрационного действия.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, полагая решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение незаконным, общество "Газпром" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что спорное сооружение являлось составной частью Единой системы газоснабжения Российской Федерации, ранее принадлежало правопредшественнику заявителя, в силу чего в настоящее время принадлежит обществу "Газпром" на праве собственности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним (ЕГРП) подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 164 Гражданского кодекса РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (статьи 4, 12 Закона о государственной регистрации прав).
Вместе с тем, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 31.01.1998), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (статья 6 Закона о государственной регистрации прав).
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
По смыслу статьи 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривая такие дела, суд должен оценивать отказ с точки зрения его несоответствия закону и другим ненормативным актам, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию, за исключением случаев, когда регистратор должен был приостановить регистрацию, а не отказывать в ней.
В силу статьи 16 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 17 названного закона установлены основания для государственной регистрации прав, из которого следует, что основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав).
Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Поскольку сооружение - "водоснабжение ГРС-1,2 г. Оренбург" завершено строительством и введено в эксплуатацию в 1992 году государственным предприятием, преобразованным в акционерное общество в 1993 году, для целей разрешения вопроса о возникновении права собственности на это имущество подлежит применению законодательство, действовавшее в указанный период.
В силу пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", законченные строительством (реконструкцией, расширением) в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации объекты, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям.
При приемке объектов в эксплуатацию следует соблюдать действующее законодательство и правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов со специфическими условиями производства продукции по соответствующим отраслям народного хозяйства и отраслям промышленности (пункт 1.2 СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утв. Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N 84).
Материалы настоящего дела позволяют сделать вывод, что 01.12.1992 сооружения "производственный технологический корпус ГРС-1,2", "электроснабжение ГРС-1,2", "водоснабжение ГРС-1,2", "линия ВЛ-10Кв к ГРС-1,2", "подъездная автодорога к ГРС-1,2", расположенные по адресу: г.Оренбург, ул. Тихая, 17 введены в эксплуатацию с соблюдением требований закона и подзаконных правовых актов.
Строительство данных объектов было осуществлено силами и за счет Управления по эксплуатации продуктопроводов государственного предприятия "Оренбурггазпром", которое, в свою очередь, входило в состав государственного газового концерна "Газпром". Занятый сооружением земельный участок был предоставлен органом местного самоуправления (Администрацией г. Оренбурга) Управлению по эксплуатации продуктопроводов (структурному подразделению государственного предприятия "Оренбурггазпром") для эксплуатации газораспределительной станции.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 1 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" определено, что приватизация государственных и муниципальных предприятий означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий.
Приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично. Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Порядок преобразования определяется Положением, которое утверждается Госкомимуществом России (статья 15 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации").
При этом, в отношении Государственного газового концерна "Газпром", ранее действовавшим законодательством были предусмотрены специальные правила приватизации.
Указом Президента РФ от 05.11.1992 N 1333 "О преобразовании Государственного газового концерна "Газпром" в Российское акционерное общество "Газпром" в целях обеспечения надежного газоснабжения потребителей Российской Федерации, эффективного функционирования и развития Единой системы газоснабжения страны в условиях приватизации государственной собственности Правительству РФ поручено учредить на базе Государственного газового концерна "Газпром" Российское акционерное общество "Газпром" (РАО "Газпром"). На Российское акционерное общество "Газпром" возложена ответственность за обеспечение надежного газоснабжения потребителей Российской Федерации, а также поставок газа за пределы России по межгосударственным и межправительственным соглашениям, ответственность в части строительства и финансирования газопроводов - отводов высокого давления для газификации села, контроля за функционированием Единой системы газоснабжения страны.
Согласно пункту 3 Указа от 05.11.1992 N 1333 уставный капитал РАО "Газпром" формируется из 100 процентов капитала предприятий, состоящего из имущества Единой системы газоснабжения, находящегося в федеральной собственности (Приложение N 1), в том числе, из имущества государственного предприятия "Оренбурггазпром".
В силу пункта 9 Указа от 05.11.1992 N 1333 Российское акционерное общество "Газпром" является правопреемником имущественных прав и обязанностей Государственного газового концерна "Газпром", в том числе его прав пользования землей, недрами, природными ресурсами, а также прав и обязанностей по заключенным концерном договорам.
Во исполнение Указа Президента РФ от 05.11.1992 N 1333 Совет Министров - Правительство РФ путём принятия Постановления от 17.02.1993 N 138 учредило Российское акционерное общество "Газпром" (РАО "Газпром"), а также утвердило Устав общества.
В РАО "Газпром" на момент его учреждения входит, среди прочего, предприятие "Оренбурггазпром", 100 процентов капитала (имущества) которого принадлежит РАО "Газпром". Предприятия РАО "Газпром" действуют на базе имущества, ранее закрепленного за ними до вхождения в РАО "Газпром", в соответствии с уставами, утверждаемыми обществом (пункт 5.6 Устава РАО "Газпром").
Уставный капитал формируется в соответствии с законодательством за счет вклада учредителя РАО "Газпром" путем передачи 100 процентов капитала предприятий общества, контрольных пакетов (не менее 51 процента) акций дочерних акционерных обществ, создаваемых в соответствии с приложением N 2 к Указу Президента РФ от 05.11.1992 N 1333, а также принадлежащих Государственному газовому концерну "Газпром" долей участия (пакетов акций) в имуществе российских и зарубежных предприятий, объединений и организаций и иного имущества указанного концерна, приватизация которого не запрещена законодательством (пункт 6.2 Устава РАО "Газпром").
Исходя из презумпции передачи всего имущества, вне зависимости от перечней имущества предприятий в составе Государственного газового концерна "Газпром", к вновь созданному 25.02.1993 юридическому лицу перешли права на всё движимое и недвижимое имущество, ранее принадлежавшее на законных основаниях государственным предприятиям, расположенным в субъектах Российской Федерации, в частности, предприятию "Оренбурггазпром".
Особенности возникновения прав на заявленный к регистрации объект связаны с его созданием в период с августа по декабрь 1992 года, в то время как состав имущества, передаваемого в уставной капитал РАО "Газпром" был определен по состоянию на 01.07.1992, в соответствии с нормами "Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721.
Анализируя указанное обстоятельство применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела, судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки сделанных судом первой инстанции выводов.
В соответствии с пунктами 2 и 3 договора от 13.08.1993 о закреплении за предприятием "Оренбурггазпром" Российского акционерного общества "Газпром" имущества, являющегося собственностью РАО "Газпром" (приложение к Уставу предприятия "Оренбурггазпром" РАО "Газпром"), закрепленное за предприятием "Оренбурггазпром" движимое и недвижимое имущество (основные и оборотные средства и их источники), которое отражено на балансе предприятия по состоянию на 01.03.1993 является собственностью РАО "Газпром". Действие настоящего договора распространяется также на все имущество, созданное и приобретенное предприятием в результате его деятельности после даты составления баланса и после заключения договора (т. 1, л.д. 124-128; т. 2, л.д. 41-45).
Приведенное выше свидетельствует о том, что РАО "Газпром" (переименованное в ОАО "Газпром") на законных основаниях до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав (31.01.1998) приобрело право собственности на введённое в эксплуатацию 01.12.1992 недвижимое имущество (пункт 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ).
Поскольку при обращении 27.02.2013 с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение - "водоснабжение ГРС-1,2 г. Оренбург" общество "Газпром" представило необходимые документы, у Управления Росреестра не имелось правовых оснований принятия решения об отказе в совершении испрашиваемого заявителем регистрационного действия, изложенного в письме от 22.07.2013 N 01/001/2013-302, которое не соответствует требованиям статей 17, 20 Закона о государственной регистрации.
Возложение на Управление Росреестра обязанности устранить нарушение прав заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности произведено судом первой инстанции в соответствии с требованиями пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учётом изложенного, решение по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на Управление Росреестра (податель жалобы). Вместе с тем, регистрирующий орган согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.01.2014 по делу N А47-10676/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10676/2013
Истец: ОАО "Газпром"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (РОСРЕЕСТР)
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества в Оренбургской области, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области