г. Красноярск |
|
07 апреля 2014 г. |
Дело N А33-7040/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Севастьяновой Е.В.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
секретаря судебного заседания Чистяковой Н.С.
при участии:
от ответчика (Территориального управления Росимущества в Красноярском крае): Михеевой И.А. представителя по доверенности от 05.08.2013 N 03-52/04/10520,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" декабря 2013 года по делу N А33-7040/2012, принятое судьей Шишкиной И.В.,
установил:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Адашкин Анатолий Федорович, ИНН 242400176324, ОГРН 31102411311500021 (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Территориального управления Росимущества в Красноярском крае от 17.04.2012 N 03-51/10/35736 в предоставлении в долгосрочную аренду сроком на 49 лет 118 земельных участков с соответствующими кадастровыми номерами категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 4 168,4630 га, находящихся в федеральной собственности и расположенных между п. Арей и п. Сибиряк Емельяновского района Красноярского края, в целях осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства; обязании ответчика направить главе крестьянского фермерского хозяйства Адашкину А.Ф. по адресу: 663020, Красноярский край, п. Емельяново, ул. Кооперативная, 2-А проект договора аренды 118 земельных участков для ведения заявителем крестьянского фермерского хозяйства сроком на 49 лет.
Определением от 19.06.2012 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Емельяновского района Красноярского края.
Определением от 11.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Красноярский", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Определением от 15.08.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ".
Определением от 09.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю.
Определением от 31.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное казенное учреждение (ФГКУ) "Территориальное управление лесного хозяйства Министерства обороны России".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 декабря 2013 года заявление удовлетворено частично. Признан незаконным отказ Территориального управления Росимущества в Красноярском крае от 17.04.2012 N 03-51/10/35/35736 в предоставлении в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 24:11:0250501:0003 площадью 17 100 кв.м., расположенного по адресу Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Арей, примерно в 2,1 км. по направлению на юго-восток от ориентира, расположенного за пределами участка, уч. 03.
В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд обязал Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае в 14-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении заявителю в аренду сроком на 49 лет земельного участка N 24:11:0250501:0003 площадью 17 100 кв.м. для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и в семидневный срок с даты принятия такого решения направить заявителю проект договора аренды указанного земельного участка. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленного требования и принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Из апелляционной жалобы следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:0029 является Российская Федерация на основании Государственного акта от 07.01.1981 серии Л-1 N 191373, участок отведен для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Территория Таскинского полигона предоставлена Администрации Емельяновского района Красноярского края во временное пользование. Право собственности и право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками не прекращены, земельные участки не выбывали из ведения Министерства обороны Российской Федерации в связи с ликвидацией военного совхоза "Сибиряк". В настоящее время на спорном земельном участке ведется лесное хозяйство, ежегодно проводятся противопожарные профилактические отжиги, полигон является действующим.
Ответчик в представленном отзыве поддержал выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленного требования, поддержал доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в части признания незаконным отказа в предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 24:11:0250501:0003 площадью 17 100 кв.м.
Заявитель и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. От Министерства обороны Российской Федерации поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Заявитель апелляционной жалобы в ходатайстве от 05.03.2014 уточнил, что обжалует решение суда только в части удовлетворения заявленного требования (признания незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 24:11:0250501:0003). В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 16.05.2012 Адашкин А.Ф. является главой крестьянского фермерского хозяйства по видам деятельности: выращивание зерновых и зернобобовых культур; производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, овец и коз.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Адашкин А.Ф. обратился в Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае с заявлением от 20.12.2011 о предоставлении в аренду сроков на 49 лет 118 земельных участков общей площадью 41 684 630 кв.м. (4 168,4630 га), находящихся в федеральной собственности между поселком Арей и поселком Сибиряк Емельяновского района Красноярского края, для создания и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
В заявлении указано, что деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства Адашкина А.Ф. представлена видами деятельности по выращиванию зерновых и зернобобовых культур и производства мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, овец, коз. Крестьянским (фермерским) хозяйством создано племенное стадо крупного рогатого скота мясных пород и для его дальнейшего развития необходимы земельные участки для производства кормов и реализации проекта создания животноводческого комплекса по выращиванию крупного рогатого скота мясных пород производительностью 10,5 тыс. тонн говядины в год; кормовые угодья будут использоваться для пастьбы скота и сенокошения, приготовления сена, травяной муки; в будущем число членов крестьянского (фермерского) хозяйства будет расширено до пяти человек.
Сведения об испрашиваемых 118 земельных участках представлены в виде таблицы, приложенной к заявлению.
К заявлению также приложены: схема расположения земельных участков; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на участки; кадастровые паспорта на 118 участков; копия свидетельства о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; письмо Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края от 19.10.2011 N 01-24/4571; письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом "О рассмотрении обращения" от 02.08.2011 N пп-10/22777.
Письмом от 17.04.2012 N 03-51/10/35736 Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае сообщило главе крестьянского (фермерского) хозяйства Адашкину А.Ф. о том, что испрашиваемые 118 земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения имеют вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, это противоречит условиям предоставления земельного участка для крестьянского (фермерского) хозяйства, изложенным в статье 12 Федерального закона от 11.06.2013 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Заявитель оспорил в судебном порядке отказ Территориального управления Росимущества в Красноярском крае от 17.04.2012 N 03-51/10/35736 в предоставлении в долгосрочную аренду 118 земельных участков, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 14:11:0250501:0003 площадью 17 100 кв.м.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя ответчика и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обществом соблюден установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок обжалования в арбитражный суд изложенного в письме от 17.04.2012 N 03-51/10/35736 решения об отказе в предоставлении в аренду земельных участков.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия), решения незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ (в редакции, действующей на дату обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении земельных участков) граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (пункт 3 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения (пункт 5 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ).
Таким образом, законодатель предоставил лицам, осуществляющим деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции установил, что глава крестьянского фермерского хозяйства Адашкин А.Ф. обратился в Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае с заявлением от 20.12.2011 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет 118 земельных участков общей площадью 41 684 630 кв.м. (4 168,4630 га), находящихся в федеральной собственности между поселком Арей и поселком Сибиряк Емельяновского района Красноярского края, в том числе земельного участка с кадастровым номером 14:11:0250501:0003 площадью 17 100 кв. м, для создания и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
К заявлению приложены сведения об испрашиваемых 118 земельных участках в виде таблицы; схема расположения земельных участков; выписки из ЕГРП о правах на участки; кадастровые паспорта на 118 участков; копия свидетельства о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; письмо Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края от 19.10.2011 N 01-24/4571; письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом "О рассмотрении обращения" от 02.08.2011 N пп-10/22777.
Письмом от 17.04.2012 N 03-51/10/35736 Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае сообщило заявителю о невозможности рассмотрения его вопроса о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков на том основании, что испрашиваемые 118 земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения имеют вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, это противоречит условиям предоставления земельного участка для крестьянского (фермерского) хозяйства, изложенным в статье 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Как следует из пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса, при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Эта норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.
Названный Закон определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для формирования и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
Согласно статье 82 Земельного кодекса условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям и другим субъектам, не являющимся фермерскими хозяйствами, устанавливаются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения в пункте 1 статьи 81 Земельного кодекса не упомянут и не подлежит применению в настоящем деле.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Вместе с тем, согласно пункту 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Статьей 11 Федерального закона N 74-ФЗ предусмотрена возможность предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
На основании приведенных норм суд первой инстанции правильно указал, что ведение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется, в том числе, на землях сельскохозяйственного назначения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться в аренду крестьянским фермерским хозяйствам без изменения вида разрешенного использования - для сельскохозяйственных целей. Указанное обусловлено тем, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства" и вид разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" имеют аналогичный правовой режим, в связи с чем, земельные участки могут использоваться для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства без изменения вида разрешенного использования этих земельных участков - для сельскохозяйственных целей.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7865/13 от 19.11.2013.
Из материалов дела следует, что по государственному акту серии А-1 N 191373 от 07.01.1981 за КЭЧ Красноярского района закрепляется в бессрочное и бесплатное пользование 12 630 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для нужд Министерства обороны Российской Федерации, государственный акт зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право пользования землей за N 113. Государственный акт подписан председателем Емельяновского исполкома районного Совета депутатов. К Государственному акту прилагается план землепользования, согласно которому предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование КЭЧ Красноярского района участок площадью 1 584 га (15 840 000 кв.м.) и участок площадью 11 046 га. (110 460 000 кв.м.).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 21.06.2007 в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 24:11:000000:0029 (равнозначен кадастровому номеру 24:11:0000000:29) площадью 110 460 000,00 кв.м категории земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Разрешенное использование: для нужд Министерства обороны СССР. Адрес участка Россия, Красноярский край, Емельяновский район.
Согласно сообщению ФБФУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю от 29.08.2012 N 1-6/15646, представленному по запросу арбитражного суда, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:29 (равнозначен участку с кадастровым номером 24:11:000000:0029) по сведениям Государственного кадастра недвижимости по состоянию на 28.08.2012 имеет статус "ранее учтенный", данный участок внесен в Государственный кадастр недвижимости 18.01.2004 на основании Государственного акта на право пользования землей N 191373 от 07.01.1981.
В Положении о государственном учреждении Красноярской квартирно-эксплуатационной части, утвержденном командиром войсковой части 64968 в августе 2000 года, приказ N 235, отражено, что данное учреждение является структурным подразделением квартирно-эксплуатационного управления Сибирского военного округа и непосредственно подчиняется войсковой части 64968. Квартирно-эксплуатационная часть создана на основании приказа Министра обороны СССР N 002 от 15.08.1945.
В 1991 году КЭЧ Красноярского района переименована в Красноярскую квартирно-эксплуатационную часть, что следует из исторической справки по КЭЧ.
Положение о Красноярской квартирно-эксплуатационной части зарегистрировано администрацией г.Красноярска 27.11.2000 N 538. В положении также отражено, что КЭЧ создана на основании приказа Министра обороны СССР N 002 от 15.08.1945, КЭЧ имеет права юридического лица.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка N 24:11:000000:0029 данный земельный участок имеет площадь 110 460 000 кв.м., категория земельного участка: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Разрешенное использование: для нужд Министерства обороны СССР; правообладатель - Красноярская КЭЧ, вид права - постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке N 24:11:0000000:29 от 30.05.2013, земельный участок имеет декларированную площадь 110 448 423 кв.м., правообладатель - Российская Федерация, вид права - собственность, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Категория земель участка - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Разрешенное использование - для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
14.03.1998 приказом N 31 начальника тыла Вооруженных сил Российской Федерации - заместителя министра обороны Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации от 07.06.96, директивы Министра обороны Российской Федерации от 07.06.96 сельскохозяйственное предприятие "Сибиряк" Сибирского военного округа было выведено из состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Постановлением администрации Красноярского края от 07.05.1998 N 267-п военный совхоз "Сибиряк", расположенный на территории Емельяновского района Красноярского края, принят в государственную собственность края на основании директивы Министерства обороны Российской Федерации от 07.06.97 N Д-4, приказа начальника тыла Вооруженных сил Российской Федерации от 14.03.98 N 31.
Начальником вооруженных сил Российской Федерации, начальником продовольственного управления МО Российской Федерации, начальником управления сельского хозяйства Центрального продовольственного управления МО Российской Федерации, Губернатором Красноярского края и командующим войсками Сибирского военного округа утвержден 04.06.1998 акт приема-передачи военного совхоза "Сибиряк" из состава Сибирского военного округа в государственную собственность Красноярского края. В акте приема-передачи отражено, что за совхозом закреплен на правах временного пользования земельный участок площадью 6 911 га, из них пашни 2 371 га, сенокосов - 170 га, пастбищ 2 970 га, прочих угодий 1 400 га.
По акту от 13.05.1998 Красноярская КЭЧ, за которой на основании Государственного акта N 191373 закреплена территория Таскинского полигона площадью 10 801 га (непосредственный землепользователь войсковая часть 59361), предоставляет администрации Емельяновского района Красноярского края во временное пользование без права передачи другим организациям в связи с передачей военного совхоза "Сибиряк" в государственную собственность Красноярского края земельного участок площадью 6911 га, из них сельскохозяйственных угодий 5511 га, в том числе: пашни 2371 га, сенокосов, 170 га, пастбищ 2 970 га, прочих угодий - 1400 га. В акте отражено, что при эксплуатации предоставленного земельного участка администрация Емельяновского района обязуется использовать участок только для целей, указанных в пункте 1 акта с учетом обеспечения безопасности в результате деятельности учебного центра "Таскино".
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Красноярского края от 21.09.1998 N 07-947р на основании постановления администрации Красноярского края "О приеме военного совхоза "Сибиряк" в краевую собственность" от 07.05.98 N 267-п утвержден устав государственного унитарного предприятия "Совхоз "Сибиряк".
Распоряжением Краевого комитета по управлению муниципальным имуществом от 06.06.1999 постановлено заключить договор безвозмездного пользования имущественного комплекса "Сибиряк" федеральной собственности с ГУП "Красноярская железная дорога" МПС Российской Федерации.
Согласно договору от 06.05.1999 N 2487 КУГИ передает ГУП "Красноярская железная дорога" в долгосрочное безвозмездное пользование совхоз "Сибиряк" как имущественный комплекс, включая все здания, сооружения, машины, механизмы, земельные участки и объекты незавершенные строительством на сумму 20 758 112 рублей согласно приложениям 6.1, 6.2 и 6.3 к договору. Срок пользования с 01.04.1999 до принятия окончательного решения об изменении статуса имущественного комплекса (раздел 1 договора).
В пункте 2.2. договора отражено, что ГУП "Красноярская железная дорога" передается 1923 га пашни, расположенной в границах совхоза "Сибиряк".
Приложением 6.4 к договору безвозмездного пользования являются сведения военного совхоза "Сибиряк" (подписаны руководителем совхоза) о том, что в результате приема-передачи в соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 07.06.1997 N БН-ПУ0-18в12, директивой Министерства обороны Российской Федерации от 07.06.87 N Д-4, приказом начальника тыла Вооруженных сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14.03.1998 N 31 и приказом командующего войсками Сибирского военного округа 28.04.1998 N 1212 за совхозом "Сибиряк" закреплен на правах временного пользования земельный участок площадью 6911 га, из них сельскохозяйственных угодий 5551 га, в том числе пашни 2371 га, сенокосов 1700 га, пастбищ - 2970 га, прочих угодий - 1400 га.
Приказом ФГУП "Красноярская железная дорога" от 18.05.99 N 1574 на основании договора безвозмездного пользования имущественным комплексом от 06.05.1999 N 2487 решено передать имущественный комплекс совхоза "Сибиряк" стоимостью 20 758 112 рублей государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Красноярский". Директору ГУСХП "Красноярский" на базе имущественного комплекса создать отделение сельхозпредприятия.
Согласно уставу ГУСХП "Красноярский от 23.12.1996 данное предприятие является государственным унитарным предприятием, относящимся к федеральной собственности, образовано в соответствии с приказом Министра путей сообщения в 1945 году, входит в состав Красноярской железной дороги. Местонахождение предприятия - п. Арей Емельяновского района Красноярского края (раздел 1 устава).
Письмом от 02.02.2004 N 1220/431 ОАО "Российские железные дороги" обратилось с просьбой к председателю Краевого комитета по управлению государственным имуществом о принятии решения о судьбе вышеуказанного договора безвозмездного пользования в связи с реформированием железнодорожного транспорта и созданием ОАО "РЖД"
Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от ноября 1999 года N 701 государственное сельскохозяйственное предприятие Министерства обороны Российской Федерации военный совхоз "Сибиряк" исключен из реестра юридических лиц в связи с реорганизацией в форме присоединения к государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Красноярский".
Решением Емельяновского районного Совета депутатов от 2000 года N 150160р на основании акта на передачу во временное пользование земель из состава Таскинского полигона администрации Емельяновского района от 13.06.1998, договора о безвозмездном пользовании имущественным комплексом от 06.05.1999 N 2487-а, заявки ГУП "Красноярская железная дорога" и материалов инвентаризации земель Таскинского полигона, решено передать во временное пользование сроком на 49 лет из земель военного совхоза "Сибиряк" ГУСХП "Красноярский ФГУП "Красноярская железная дорога" земельный участок общей площадью 3338 га, из них пашни 1866 га, сенокосов 580 га, пастбищ 892 га для сельскохозяйственного использования.
ФГУП "Красноярская железная дорога" обратилась в ФГУП "ВостсибНИИгипрозем" с заявлением от 2002 года N 647 о проведении работ по инвентаризации и межевания земель вне полосы отвода.
По результатам межевания между ФГУП "Красноярская железная дорога" и ФГУП "ВостсибНИИгипрозем" составлен акт от августа 2002 года о приемке работ по инвентаризации земель и межевании 121 земельного участка в Емельяновском районе Красноярского края (общая площадь участков 4498 га).
Постановлением Администрации Емельяновского района Красноярского края от 05.11.2002 N 1093 "О предоставлении земель" ФГУСХП "Красноярский" Красноярской железной дороги" утверждены материалы инвентаризации (межевания) земельных участков ФГУСХП "Красноярский" Федерального государственного унитарного предприятия "Красноярская железная дорога", выполненные ФГУП "ВостсибНИИгипрозем" в 2002 году; ФГУСХП "Красноярский" предоставлено на праве аренды сроком на 1 год 44 975 720 кв.м. земель в Емельяновском районе по списку, прилагаемому к постановлению.
Постановлением администрации Емельяновского района от 17.11.2003 N 1033 внесены изменения в постановление от 15.11.2002 N 1093, ФГУСХП "Красноярский" предоставлены 44 975 718,9 кв.м. земель (из них пашня - 29 400 000 кв.м., сенокос - 5 800 000 кв.м., пастбища 9 775 718,9 кв.м.) в Емельяновском районе по объектам, площадям, категориям и разрешенному использованию на правах аренды сроком на 2 года согласно приложению.
Спорные 118 земельных участков поставлены на кадастровый учет в 2002 году, право собственности на них зарегистрировано за Российской Федерацией.
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.12.2005 N 07-2456р ФГУСХП "Красноярский" приватизировано путем преобразования в ОАО "Красноярский". Согласно передаточному акту подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУСХП "Красноярский" от 29.12.2005 земельный участок с кадастровым номером 24:11:000000:0029, также спорные 118 земельных участков в состав приватизируемого имущества не вошли.
Прекращение деятельности ФГУСХП "Красноярский" зарегистрировано решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы 17 по Красноярскому краю от 05.03.2006 N 123.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.02.2007 по делу N А33-16196/2006 по иску ОАО "Красноярский" к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края признано право собственности на объекты недвижимого имущества (здания, строения в п. Сибиряк Емельяновского района), ранее закрепленные за военным совхозом "Сибиряк" и переданные в государственную собственность Красноярского края, вошедшие в план приватизации в 2005 году. В решении арбитражного суда сделан вывод, что спорное имущество (здания, строения) военного совхоза "Сибиряк" выведено из состава вооруженных сил Российской Федерации, утратило статус военного, но сохранило федеральный уровень собственности, поскольку Правительством Российской Федерации не принималось в установленном порядке решение о передаче зданий, строений военного совхоза "Сибиряк" в краевую государственную собственность; высвобождаемое имущество подлежало реализации в порядке приватизации, а не путем передачи в краевую государственную собственность; спорные объекты приватизированы ОАО "Красноярский" из федеральной собственности в 2005 году.
ФГУ "Красноярская КЭЧ" прекратила деятельность в результате реорганизации в форме присоединения 16.09.2011, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.08.2012.
Правопреемником ФГУ "Красноярская КЭЧ" является федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается также указанной выпиской из ЕГРЮЛ.
Согласно передаточному акту от 01.04.2011, составленному при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Красноярская КЭЧ" передает ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации все права и обязанности реорганизуемого учреждения "Красноярская КЭЧ", имущество балансовой стоимости 4 024 424 587 рублей 94 копейки с момента подписания указанного передаточного акта. Согласно приложению N 1 к передаточному акту в составе передаваемых земельных участков указан земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:29 площадью 110 460 000 кв.м, расположенный в Емельяновском районе Красноярского края, предоставленный для нужд обороны.
Распоряжением Территориального управления Росимущества по Красноярскому краю от 30.09.2008 N 10-1487р принято решение о преобразовании земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 24:11:000000:0029 ориентировочной площадью 110 460 000 кв.м. путем деления на 9 земельных участков:
- ориентировочной площадью 110 445 660 кв.м., категории земель - земли промышленности по адресу: Красноярский край, Емельновский район, и 8 других земельных участков меньшей площади, расположенных в д. Таскино под нежилыми зданиями, утверждены проекты границ 8 участков площадью 1 998, 1879, 799, 600, 2 763, 3 095, 1 374, 1 772 кв.м., проект границ земельного участка N 24:11:000000:0029 в оставшейся площади 110 445 660 не утверждался, границы участка по указанной площади не межевались.
По результатам межевания 8 указанных участков были поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 24:11:0250201:101, 24:11:0250201:102, 24:11:0250201:103, 24:11:0250201:104, 24:11:0250201:105, 24:11:0250201:106, 24:11:0250201:107, 24:11:0250201:108, на них зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", что подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации права от 31.01.2012.
В дальнейшем, в связи с продажей военного высвобождаемого имущества, находящегося в п. Таскино, право постоянного бессрочного пользования ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ" прекращено на участки N 24:11:0250201:101, 24:11:0250201:103, 24:11:0250201:104, 24:11:0250201:105, 24:11:0250201:106, 24:11:0250201:107, 24:11:0250201:108 на основании приказов Министра обороны Российской Федерации от 15.05.2012 N1213, от 19.05.2012 N 1251, от 19.05.2012 N 1245.
На основании Государственного контракта от 05.05.2012 N 141/01/0505201 между Министерством обороны Российской Федерации и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное" земельный участок с кадастровым номером 24611:000000:0029 площадью 11 044,84 га включен в состав работ по его межеванию и получению кадастрового паспорта по результатам межевания.
Из вышеуказанных документов, отзывов ответчика и третьих лиц следует, что указанные лица возражают против предоставления заявителю спорных земельных участков по причине того, что они находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:0029 площадью 110 460 000 кв.м., предоставленного для нужд Министерства обороны Российской Федерации и находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ".
Удовлетворяя заявленное требование в части признания незаконным отказа Территориального управления Росимущества в Красноярском крае от 17.04.2012 N 03-51/10/35/35736 в предоставлении в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 24:11:0250501:0003 площадью 17 100 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Арей, примерно в 2,1 км. по направлению на юго-восток от ориентира, расположенного за пределами участка, уч. 03., суд первой инстанции исходил из вывода экспертного заключения о том, что данный земельный участок не имеет наложения на участки, предоставленные Красноярской КЭЧ по государственному акту.
Из материалов дела следует, что на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0250501:0003 площадью 17 100 кв.м. зарегистрировано право собственности Российской Федерации, участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственных целей. Участок прошел процедуру межевания.
Согласно экспертному заключению земельный участок с кадастровым номером 24:11:0250501:0003 площадью 17 100 кв.м. не имеет наложения на участки, предоставленные Красноярской КЭЧ по государственному акту серии А-1 N 191373 от 07.01.1981. Данный участок находится в 2,1 км. от границы п. Арей, на значительном удалении от земельного участка N 24:11:000000:0029.
Экспертное заключение отвечает требованиям допустимости доказательств.
В исследовательской части экспертного заключения экспертом отражены порядок действий эксперта, примененные методы исследований для определения границ участков по государственному акту от 07.01.1981 серии А-1 N 191373, приведены нормативные акты и ГОСТы, использованные в расчете для определения координат участка N 24611:000000:0029 и его местоположения на местности, формулы расчета.
Выводы экспертного заключения основаны на материалах дела, противоречия в выводах эксперта судом не установлены. Суд не установил оснований сомневаться в полноте и ясности заключения эксперта, поскольку экспертное заключение не содержит неясностей и противоречий, основано на имеющихся в деле материалах.
Доказательства, опровергающие выводы эксперта, ответчик, заявитель апелляционной жалобы суду не представили.
Представитель ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства Министерства обороны России", ознакомившись с заключением землеустроительной экспертизы по настоящему делу, пояснил, что контуры земельного участка N 24:11:0000000:29 определены экспертом правильно, составленная экспертом схема соответствует имеющейся в Красноярском лесничестве схеме данного земельного участка.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы об отведении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0250501:0003 площадью 17 100 кв.м. для нужд Министерства обороны Российской Федерации, не нашли своего подтверждения.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленное в дело экспертное заключение в совокупности с иными доказательствами по делу, учитывая отсутствие доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:11:0250501:0003 площадью 17 100 кв.м к землям Министерства обороны Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное требование в соответствующей части.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о незаконности отказа Территориального управления Росимущества в Красноярском крае от 17.04.2012 N 03-51/10/35/35736 в предоставлении в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 24:11:0250501:0003 площадью 17 100 кв.м являются правильными.
Довод ответчика об отсутствии у него полномочий по принятию решений о предоставлении указанного земельного участка ввиду того, что согласно положению о данном управлении, оно вправе принимать решения о предоставлении земельных участков площадью не более 1 гектара, обоснованно отклонен судом.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - агентство), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Агентство организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункты 5.4, 5.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом).
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган агентства наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, предусмотрено, что управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4.8 указанного Положения установлено, что управление по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества; осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
Таким образом, нормативными правовыми актами прямо предусмотрено право Росимущества в лице территориальных управлений осуществлять полномочия собственника федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В заявлении главы крестьянского фермерского хозяйства Адашкина А.Ф. содержится обоснование необходимости предоставления земельного участка N 24611:0250501:0003, указанные в нем факты ведения сельскохозяйственной деятельности по выращиванию семян элитных сортов, ведению животноводства подтверждены письмом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края от 19.10.2011 N 01-24/24571.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предприниматель в соответствии со статьей 81 Земельного кодекса и статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ совершил все действия, необходимые для предоставления ему земельного участка с кадастровым номером 24611:0250501:0003 в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Поскольку кроме главы крестьянского (фермерского) хозяйства Адашкина А.Ф. с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность (аренду) другие фермерские хозяйства не обращались, а предприниматель совершил все действия, предусмотренные статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ, основания для отказа в предоставлении ему указанного земельного участка отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы (о том, что собственником земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:0029 является Российская Федерация на основании Государственного акта от 07.01.1981 серии Л-1 N 191373, участок отведен для нужд Министерства обороны Российской Федерации; территория Таскинского полигона предоставлена Администрации Емельяновского района Красноярского края во временное пользование; право собственности и право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками не прекращены, земельные участки не выбывали из ведения Министерства обороны Российской Федерации в связи с ликвидацией военного совхоза "Сибиряк") касаются земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:0029 и не опровергают выводы экспертного заключения и суда первой инстанции о том, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0250501:0003 площадью 17 100 кв.м. не имеет наложения на участки, предоставленные Красноярской КЭЧ по государственному акту серии А-1 N 191373 от 07.01.1981, данный участок находится в 2,1 км. от границы п. Арей, на значительном удалении от земельного участка N 24:11:000000:0029.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутсвии оснований для отказа в предоставлении заявителю в аренду сроком на 49 лет земельного участка N 24:11:0250501:0003 площадью 17 100 кв.м. для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции в порядке устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя обоснованно возложил на Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае обязанность в 14-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении заявителю в аренду сроком на 49 лет земельного участка N 24:11:0250501:0003 площадью 17 100 кв.м. для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и в семидневный срок с даты принятия такого решения направить заявителю проект договора аренды указанного земельного участка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "09" декабря 2013 года по делу N А33-7040/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-7040/2012
Истец: Адашкин А. Ф. глава фермерского хозяйства, Глава КФХ Адашкин Анатолий Федорович
Ответчик: Территориальное Управление Росимущества в Красноярском крае
Третье лицо: Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Администарция Емельяновского района Красноярского края, МАУ Архив Емельяновского района, Министерство обороны РФ, ОАО "Красноярский", ФГБУ ФКП Росреестра, ФГКУ "Сибирское териториальное управление имущественных отношений Министерства оброны РФ", ФГКУ "Сибирское ттериториальное управление имущественных отношений Министерства оброны РФ", ФГКУ Территориальное управление лесного хозяйства Министерства обороны, ФГКУ Территориальное управление лесного хозяйства Министерства обороны РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Красноярское аэрогеодезическое предприятие, МИФНС N 17 по Краснояоскму краю, МИФНС N 2 по г. Чита, МИФНС N 23 по КК, МУК "Архив Емельяновского района", ОАО "Восточно-Сибирский НИ и ПИИ по землеустройству", Управление Росреестра по КК, Управление Росреестра по Красноярскому краю Емельяновский отдел, Центр оценки и землеустройства по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"