город Ростов-на-Дону |
|
07 апреля 2014 г. |
дело N А53-23738/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей В.В. Ванина, О.А. Ереминой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Айдинян Т.Г.
при участии:
от истца: представитель Мельникова О.В. по доверенности от 14.06.2012 г., паспорт;
от ответчика: представитель Орехов Ю.А. по доверенности N 41 от 01.01.2014 г., паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.01.2014 по делу N А53-23738/2013
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к ответчику Открытому акционерному обществу "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"
о взыскании 2 917 227 руб. 74 коп.
принятое в составе судьи Бирюковой В.С.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось с иском к Открытому акционерному обществу "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 2 917 227,74 руб.
Решением суда от 20.01.2014 с открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ИНН 2607018122, ОГРН 1052600002180) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) взыскано 2 917 227,74 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 37 586,14 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что судом не были исследованы все обстоятельства задержки поездов в пути. Документы, подтверждающие по мнению истца факт нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов, не подписаны ответчиком. Истцом нарушен порядок завода брошенных поездов, железная дорога не имеет права взимать штрафные санкции за вагоны, ей не принадлежащие. Пункт 5.3 соглашения не содержит в качестве основания для взыскания штрафных санкций нарушения технологических норм выгрузки либо оборота вагонов. Соглашение, в котором установлена обязанность по оплате простоя вагонов на путях общего пользования, ничтожно, поскольку противоречит действующему законодательству, пункт 5.3 соглашения не содержит указание на применение повышающих коэффициентов, установленных к тарифному руководству N 2.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель истца заявила ходатайство об отказе от иска в части взыскания суммы 1 933 156 руб. 12 коп., просила прекратить производство по делу в указанной части. Заявление об отказе от иска подписано представителем истца Хомяковой А.В.
В остальной части представитель истца поддержала исковые требования, просила решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика 984 071 руб. 62 коп. оставить без изменения.
Право формулирования исковых требований является прерогативой истца, которая представлена ему в силу прямого указания данного в законе. Законодателем предусмотрено право истца на отказ от ранее поданного искового заявления, что определено нормами, изложенными в части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проанализировав заявленный истцом отказ от требований, суд с учетом положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил процессуальных препятствий к принятию отказа от заявления. Заявленное ходатайство об отказе от требований в части взыскания задолженности не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, подлежит принятию арбитражным судом.
На основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по настоящему делу в части взыскания задолженности в сумме 1 933 156 руб. 12 коп. подлежит прекращению, в связи с чем, решение суда в этой части подлежит отмене.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД", ООО "Новочеркасский Промжелдортанс" и ОАО "Вторая генерирующая компания" в лице филиала "ОГК-2" - Новочеркасская ГРЭС" заключен договор от 01.11.2011 г., согласно которому ответчик, контрагент по соглашению, осуществляет грузовые операции на путях необщего пользования ООО "Новочеркасский Промжелдортранс" на основании договора N 350/1 от 29.11.2010 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Пунктом 5.3. соглашения, установлено, что за время задержки вагонов, не принадлежащих Перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения, по причинам, зависящим от Контрагента, Контрагент вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2".
Пунктом 13 договора N 350/1 устанавливаются следующие технологические сроки оборота вагонов: 6,5 часов.
В период с декабря 2012 по январь 2013 в адрес ответчика на станцию назначения Блокпост 13 км следовали поезда с грузом уголь (антрацит).
Семнадцать поездов были брошены в пути следования по причине невыполнения норм выгрузки грузополучателем филиала "ОГК-2" - Новочеркасская ГРЭС".
В результате невыполнения нормы выгрузки, пути необщего пользования ответчика были заняты вагонами с грузами, которые не выгружались длительное время, что явилось причиной невозможности приема станцией назначения Блокпост 13 км спорных поездов, следовавших в адрес ответчика.
Факт прибытия вагонов в 19 брошенных поездах с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей.
Факт невыполнения норм выгрузки подтверждается памятками приемосдатчика.
Поезд N 3809 (индекс 5891-313-5140) в составе 42 вагонов с грузом антрацит, состоящий из отправок N ЭУ 034966, ЭУ 010500, ЭУ 035810, ЭУ 036210, ЭУ 035605, ЭУ 035246 был задержан на промежуточной станции Замчалово с 19.12.2012 г. 03 часов 09 минут до 21.12.2012 г. 01 часов 30 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1541 от 19.12.2012 г. Об остановке и отправлении поезда N 3809 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1521 от 21.12.2012 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 1472, в котором отражено время задержки вагонов на станции Замчалово. Сумма платы за время задержки 42 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 65 439,02 руб. с учетом НДС.
Поезд N 2811 (индекс 5890-144-5140) в составе 41 вагонов с грузом антрацит, состоящий из отправок N ЭУ 393602, ЭУ 393055 задержан на промежуточной станции Замчалово с 29.12.2012 г. 12 часов 55 минут до 30.12.2012 г. 02 часов 49 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1824 от 29.12.2012 г. Об остановке и отправлении поезда N 2188 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1712 от 30.12.2012 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 1562, в котором отражено время задержки вагонов на станции Замчалово. Сумма платы за время задержки 8 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 2 672,46 руб. с учетом НДС.
Поезд N 2524 (индекс 5804-367-5140) в составе 51 вагонов с грузом антрацит, состоящий из отправок N ЭТ 673194, ЭТ 679016, ЭТ 657239, ЭТ 678497, ЭТ 660422, ЭТ672514, ЭТ 669140, ЭТ 677964, ЭТ 676105, ЭТ 672065 задержан на промежуточной станции Хотунок с 09.12.2012 г. 10 часов 31 минут до 18.12.2012 г. 15 часов 00 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1304 от 09.12.2012 г. Об остановке и отправлении поезда N 2524 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1450 от 18.12.2012 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 1430, в котором отражено время задержки вагонов на станции Хатунок. Сумма платы за время задержки 51 вагона в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 650 220,83 руб. с учетом НДС.
Поезд N 2664 (индекс 5131-206-5140) в составе 21 вагона с грузом антрацит, состоящий из отправок N ЭУ 608521 задержан на промежуточной станции Локомотивстрой с 04.01.2013 г. 02 часов 33 минут до 06.01.2013 г. 09 часов 56 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 104 от 04.01.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 2664 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1911 от 06.01.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 274, в котором отражено время задержки вагонов на станции Локомлтивстрой. Сумма платы за время задержки 21 вагона в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 47 562,73 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3596 (индекс 5804-383-5140) в составе 52 вагонов с грузом антрацит, состоящий из отправок ЭУ 022353, ЭУ 022298, ЭУ 022269, ЭУ 022326 задержан на промежуточной станции Зверево с 20.12.2012 г. 21 часа 35 минут до 21.12.2012 г. 18 часа 07 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1595 от 20.12.2012 г. Об остановке и отправлении поезда N 3596 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1526 от 21.12.2012 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 1497, в котором отражено время задержки вагонов на станции Зверево. Сумма платы за время задержки 4 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 954,38 руб. с учетом НДС.
Поезд N 2522 (индекс 5890-101-5140) в составе 39 вагонов с грузом антрацит, состоящий из отправок N ЭТ 688272, ЭТ 686641, ЭТ 728527, ЭТ 728227 задержан на промежуточной станции Хотунок с 11.12.2012 г. 00 часов 12 минут до 20.12.2012 г. 10 часа 01 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 485 от 28.10.2012 г. Об остановке и отправлении поезда N 2527 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 495 от 30.10.2012 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 1444, в котором отражено время задержки вагонов на станции Хотунок. Сумма платы за время задержки 39 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 509 795,75 руб. с учетом НДС.
Поезд N 2672 (индекс 5804-386-5140) в составе 53 вагонов с грузом антрацит, состоящий из отправок N ЭУ 273649, ЭУ 284669, ЭУ 284626, ЭУ 284582, ЭУ 284519, ЭУ 264212, ЭУ 264423, ЭУ 287051 задержан на промежуточной станции Хотунок с 26.12.2012 г. 12 часа 04 минут до 02.01.2013 г. 18 часов 30 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1758 от 26.12.2012 г. Об остановке и отправлении поезда N 2672 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1804 от 02.01.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 14, в котором отражено время задержки вагонов на станции Хотунок. Сумма платы за время задержки 31 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 303 339,65 руб. с учетом НДС.
Поезд N 2577 (индекс 5804-393-5140) в составе 47 вагонов с грузом антрацит, состоящий из отправок N ЭУ 543257, ЭУ 543528, ЭУ 497105, ЭУ 525447, ЭУ 524749, ЭУ 543146, ЭУ 526202, ЭУ543002 задержан на промежуточной станции Замчалово с 29.12.2012 г. 12 часов 52 минуты до 02.01.2013 г. 12 часа 52 минуты.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1823 от 29.12.2012 г. Об остановке и отправлении поезда N 2577 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1800 от 02.01.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 11, в котором отражено время задержки вагонов на станции Замчалово. Сумма платы за время задержки 47 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 220 625,43 руб. с учетом НДС.
Поезд N 2908 (индекс 5800-734-5140) в составе 55 вагонов с грузом антрацит, состоящий из отправок N ЭУ 036579, ЭУ 031965, ЭУ 087768 задержан на промежуточной станции Хотунок с 20.12.2012 г. 23 часов 04 минут до 28.12.2012 г. 12 часов 00 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1602 от 20.12.2012 г. Об остановке и отправлении поезда N 2908 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1669 от 28.12.2012 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 1545, в котором отражено время задержки вагонов на станции Хотунок. Сумма платы за время задержки 6 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 61 030,31 руб. с учетом НДС.
Поезд N 2704 (индекс 5890-146-5140) в составе 42 вагонов с грузом антрацит, состоящий из отправок N ЭУ 578718, ЭУ 578156, ЭУ 579343, ЭУ 579086, ЭУ 586030, ЭУ 577695 задержан на промежуточной станции Хотунок с 02.01.2013 г. 01 часов 13 минут до 30.01.2013 г. 17 часов 10 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 40 от 02.01.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 2704 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1844 от 03.01.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 27, в котором отражено время задержки вагонов на станции Хотунок. Сумма платы за время задержки 42 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 58 907,96 руб. с учетом НДС.
Поезд N 2598 (индекс 5131-204-5140) в составе 55 вагонов с грузом антрацит, задержан на промежуточной станции Хотунок с 02.01.2013 г. 16 часов 41 минут до 04.01.2013 г. 09 часа 13 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 76 от 02.01.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 2598 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1872 от 04.01.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 40, в котором отражено время задержки вагонов на станции Хотунок. Сумма платы за время задержки 12 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 16 707,38 руб. с учетом НДС.
Поезд N 2522 (индекс 5891-324-5140) в составе 43 вагонов с грузом антрацит, состоящий из отправок N ЭУ 499643 задержан на промежуточной станции Каменоломни с 01.01.2013 г. 15 часов 15 минута до 03.01.2013 г. 05 часов 10 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1923 от 01.01.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 2522 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1827 от 03.01.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 16, в котором отражено время задержки вагонов на станции Каменоломни. Сумма платы за время задержки 5 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 6 273,47 руб. с учетом НДС.
Поезд N 2926 (индекс 5891-325-5140) в составе 54 вагона с грузом антрацит, состоящий из отправок ЭУ 632705, ЭУ 625306 задержан на промежуточной станции Хотунок с 04.01.2013 г. 04 часа 21 минута до 05.01.2013 г. 18 часов 00 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 105 от 04.01.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 2926 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1896 от 05.01.2013 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 37, в котором отражено время задержки вагонов на станции Хотунок. Сумма платы за время задержки 19 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 23 839,19 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3801 (индекс 5890-135-5140) в составе 38 вагонов с грузом антрацит, состоящий из отправок N ЭТ 833751, ЭТ 826727, ЭТ 836798 задержан на промежуточной станции Замчалово с 13.12.2012 г. 15 часов 30 минут до 14.12.2012 г. 22 часов 27 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1395 от 13.12.2013 г. Об остановке и отправлении поезда N 3801 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1356 от 14.12.2012 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 1426, в котором отражено время задержки вагонов на станции Замчалово. Сумма платы за время задержки 23 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 21 055,21 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3805 (индекс 5891-315-5140) в составе 43 вагона с грузом антрацит, состоящий из отправок ЭУ 032213 задержан на промежуточной станции Замчалово с 20.12.2012 г. 19 часов 40 минут до 22.12.2012 г. 05 часов 00 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1594 от 20.12.2012 г. Об остановке и отправлении поезда N 3805 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1535 от 22.12.2012 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 75, в котором отражено время задержки вагонов на станции Замчалово. Сумма платы за время задержки 4 вагона в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 4 004,45 руб. с учетом НДС.
Поезд N 3802 (индекс 5890-137-5140) в составе 42 вагонов с грузом антрацит, состоящий из отправок N ЭТ 922986, ЭТ 953909, ЭТ 923410, ЭТ 875155 задержан на промежуточной станции Зверево с 16.12.2012 г. 15 часов 59 минут до 20.12.2012 г. 10 часов 50 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1484 от 16.12.2012 г. Об остановке и отправлении поезда N 3802 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1501 от 20.12.2012 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 1448, в котором отражено время задержки вагонов на станции Зверево. Сумма платы за время задержки 42 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 183 624,76 руб. с учетом НДС.
Поезд N 2615 (индекс 5891-311-5140) в составе 56 вагонов с грузом антрацит, состоящий из отправок ЭТ 915607, ЭТ 914699, ЭТ 913728, ЭТ 920775, ЭТ 885811, ЭТ 887350, ЭТ 887131 задержан на промежуточной станции Гниловская с 16.12.2012 г. 07 часов 53 минуты до 28.12.2012 г. 17 часа 00 минут.
Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 1465 от 16.12.2012 г. Об остановке и отправлении поезда N 2615 ответчику направлялись извещения. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 1680 от 28.12.2012 г.
На станции назначения Блокпост 13 км составлен акт общей формы N 1207, в котором отражено время задержки вагонов на станции Гниловская. Сумма платы за время задержки 42 вагонов в пути следования на промежуточной станции рассчитана в накопительной ведомости и составляет 741 174,76 руб. с учетом НДС.
Общая сумма платы за время нахождения вагонов, в составе 17 брошенных поездов, на путях общего пользования на промежуточных станциях составила по расчету истца 2 917 227,74 руб. с учетом НДС.
Факт и причина задержки зафиксированы в актах общей формы. Представитель ответчика отказался от подписи актов общей формы, которыми оформлена задержка вагонов на промежуточных станциях. Факт отказа от подписи зафиксирован актами общей формы.
В адрес ответчика были направлены претензии 7, 10, 33, 11, 14, 20, 22, 21, 8, 1, 4, 3, 9, 29, 6, 2, 5, оставленные без удовлетворения.
Как было отмечено выше, остановка поездов на промежуточных станциях осуществлялась на основании телеграфных распоряжений, о бросании поездов на промежуточных станциях ответчику направлялись извещения. Факт задержки вагонов на промежуточных станциях оформлен актами общей формы. Расчет платы за время задержки вагонов на промежуточных станциях произведен в ведомостях подачи и уборки вагонов.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Как усматривается из материалов дела взыскание платы время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на промежуточных станциях предусмотрено п. 5.3. Соглашения от 01.11.2011 г.
Согласно пункту 5.3 Соглашения от 01.11.2011 г. грузовладелец уплачивает перевозчику плату за время задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от контрагента, контрагент вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50% от плат, произведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно установлено, что у железной дороги имеется право на взимание с общества соответствующей платы. При этом, материалами дела подтверждается, что Тарифное руководство N 2 использовалось истцом в целях определения размера платы как договорное условие.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава. Из буквального толкования статьи 39 УЖТ РФ не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Однако плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, может взиматься при достижении сторонами соответствующего соглашения.
На основании статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Судом установлено, что в п. 5.3 указанного соглашения истец и ответчик определили условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика. При этом стороны согласовали плату за пользование вагонами в размере 50% от ставок плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно исходил из наличия у железной дороги права на взимание с общества соответствующей платы. При этом Тарифное руководство N 2 использовалось истцом в целях определения размера платы как договорное условие (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.05.2012 по делу N А53-9261/2011).
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Судом установлено, что факт прибытия спорных вагонов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей (т. 1, л.д. 46-53, 68-71, 93-130, 147-148, 159-170, т. 2 л.д. 6-15, 31-51, 68-94, 116-121, 133-145, 167-179, 191-192, т. 3 л.д. 20-23, 40-45, 53-54, 69-78, 93-106).
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В этой связи судом правомерно установлено, что акты общей формы являются документами, удостоверяющими факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточных станциях.
Как видно из материалов дела и установлено судом, представленные акты общей формы, подтверждают задержку вагонов на промежуточных станциях в связи невыполнением ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" технологических норм выгрузки.
В данных актах перечислены номера вагонов, задержанных на промежуточных станциях, номера приказов на бросание и поднятие поезда, наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется запись о том, что ответчик от их подписания отказался, что подтверждается подписями двух представителей перевозчика.
Доводы заявителя жалобы о том, что судом не были исследованы все обстоятельства задержки поездов в пути, а также не выяснено, была ли невозможность станции назначения к приему груза, подлежат отклонению в силу следующего.
Право перевозчика задерживать вагоны в пути следования предусмотрено п. 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей.
Согласно положениям названного пункта задержка вагонов в пути следования, на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения перевозчика о задержке вагонов, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, дата, время и причина задержки.
Пунктом 4.7. Правил установлено условие, которое является основанием для начисления платы за пользование вагонами в брошенных поездах, этим условием является невыполнение технологических сроков оборота вагонов. Еще одно условие для начисления платы за пользование вагонами за время задержки вагонов на промежуточных станциях установлено ст. 39 УЖТ РФ и этим условием является нарушение срока доставки.
Таким образом, законом установлено два условия, соблюдение которых необходимо для начисления платы: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки. Невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
Факт прибытия вагонов в 17 брошенных поездах с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей.
Подпунктом пунктом 13 договора N 350/1 устанавливаются технологический срок оборота вагонов 6,5 часов.
Таким образом, истцу для доказательства факта невыполнения технологических норм выгрузки необходимо доказать факт нахождения вагонов на путях необщего пользования под выгрузкой более чем 6,5 часов в каждый из дней бросания поездов.
В силу части 4 пункта 4.7 Правил перевозчик на основании распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Доказательства того, что ответчик давал извещение о направлении "брошенных" поездов на станцию назначения, которое железная дорога исполнила ненадлежащим образом, не представлены.
Довод ответчика о том, что поскольку пути необщего пользования принадлежат ООО "Новочеркасский Промжелдортранс" и маневровые работы на путях необщего пользования осуществляет данная организация, ответчик не имеет отношения к нарушению срока, правомерно отклонен судом.
Согласно предоставленных ведомостей подачи и уборки вагонов в расчетное время нахождения вагонов под грузовой операцией входит количество часов нахождения вагонов под грузовой операцией с момента подачи вагонов под выгрузку и до момента получения уведомления о завершении грузовой операции, т.е. время фактической уборки вагонов, которое зависит от владельца пути необщего пользования, в расчете не учитывалось. Кроме того, истцом учтены только вагоны, прибывшие в адрес ответчика, вагоны, прибывающие в адрес ООО "Новочеркасский Промжелдортранс" и в адрес иных контрагентов по договору не учитывались.
Довод заявителя о том, что пункт 5.3. соглашения не содержит в качестве основания для взыскания платы нарушения технологический норм выгрузки, либо оборота вагонов, подлежит отклонению, поскольку нарушение технологических норм входит в понятие "по причинам, зависящим от контрагента", так как указанные обстоятельства напрямую зависят от него.
Ответчик осуществляет прием и выгрузку вагонов, прибывающих в его адрес на путях необщего пользования ООО "Новочеркасский Промжелдортанс" на основании соглашения от 01.11.2011 г. Пунктом 1 соглашения установлено, что перевозчик подает вагоны для ОАО "ОГК-2 Новочеркасская ГРЭС" в соответствии с договором N 350/1.
В соответствии с пунктом 13 договора N 350/1 на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются технологический срок оборота вагонов 6,5 часов. Из данной формулировки следует, что срок оборота вагонов установлен не только для владельца пути, но и для всех контрагентов осуществляющих работу на пути необщего пользования. В соответствии с Правилами эксплуатации ж.д. путей необщего пользования, зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2003 г. N 4764 эксплуатация ж.д. путей необщего пользования осуществляется на основании договоров на эксплуатацию ж.д. путей
В п. 2.3. Правил указаны условия, являющиеся обязательными для данного вида договоров, к этим условиям относятся: порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов. Таким образом, в соответствии с Правилами эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования условия, регулирующие технологию функционирования путей необщего пользования могут быть включены только в договоры на эксплуатацию ж.д.пути.
В соответствии с п. 2.2. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей отношения между владельцем ж.д. пути и контрагентом регулируются отдельным договором, соглашением между ними. Соглашение от 01.11.2011 г., заключенное между контрагентом и владельцем пути разграничивает права и обязанности сторон в части внесения платежей перевозчику, данным соглашением для Контрагента (ответчика по делу) какие-либо иные технологические условия подачи и выгрузки вагонов не установлены, условия эксплуатации ж.д. пути могут быть включены только в договор на эксплуатацию.
В связи с тем, что для контрагентов никакие иные условия эксплуатации пути не установлены, и более того, осуществление грузовых операций на пути необщего ОАО "Новочеркасский промжелдортранс" возможно только на условиях договора N 350/1, то ответчик, осуществляя выгрузку вагонов, на пути, принадлежащем иной организации, обязан осуществлять грузовые операции на условиях, установленных в договоре на эксплуатацию данного пути.
Правовым основанием исковых требований п. 5.3. соглашения о порядке расчета за услуги, оказываемые филиалу ОАО "ОГК-2 Новочеркасская ГРЭС" данный пункт звучит следующим образом: "За время задержки вагонов, не принадлежащих Перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения, по причинам, зависящим от Контрагента, Контрагент вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2."
Нахождение вагонов на путях необщего пользования под грузовой операцией длительное время, более 6,5 часов, т.е. с нарушением срока оборота вагонов, явившееся причиной бросания спорных поездов, произошло по вине ответчика, т.к. именно в адрес ответчика прибывали вагоны, выгружаемые с нарушением срока оборота. (Указанные выводы подтверждены постановлением ФАС СКО от 10.02.2014года по аналогичному делу N А53-1966/2013)
Между тем, удовлетворяя требования в полном объеме, суд не проверил произведенный истцом расчет требований.
В пункте 5.3 соглашения компания и железная дорога определили условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от компании. При этом стороны согласовали плату за пользование вагонами в размере 50% от ставок плат, приведенных в таблице N 9 тарифного руководства N 2, в связи с чем таблица N 9 тарифного руководства N 2 использована сторонами в целях определения размера платы как договорное условие. Поскольку сторонами согласовано условие о плате за простой вагонов на путях общего пользования в размере 50% от ставок платежей, приведенных в таблице N 9, без применения повышающих или понижающих коэффициентов, установленных тарифным руководством N 2, расчет истца, основанный на коэффициенте, установленном приказом Федеральной службы по тарифам от 06.12.2011 N 316-т/1, не соответствует условию соглашения.
В порядке пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественных монополий, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статей 6 и 11 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Пункт 5.3.1.22 названного положения устанавливает (утверждает, регистрирует) тарифы, сборы и плату в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (за исключением транзита).
С учетом того, что условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования является договорным условием, размер платы устанавливается в добровольном порядке по соглашению сторон, к нему не может применяться обязательное правило о применении повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти для субъекта естественной монополии, без специальной оговорки сторон, допускающей применение таких повышающих коэффициентов. (Указанная позиция отражена в постановлении ФАС СКО от 10.02.2014 г по делу N А32-1966/2013).
Истец, учитывая указанные положения, заявил отказ от иска в части взыскания суммы 1 933 156 руб. 12 коп., представил расчет требований на сумму 984 071,62 руб. в соответствии с условиями договора.
Арифметический расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан правомерным. При этом, исходные данные расчета истца и контррасчета ответчика совпадают.
На основании изложенного, требования подлежат удовлетворению в сумме 984 071 руб. 62 коп. В остальной части дело подлежит прекращению производством, решение суда частичной отмене.
Поскольку истец частично отказался от иска, ему подлежит возврату из Федерального бюджета РФ 24 907 руб. 15 коп. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению 1743700 от 25.10.2013 г. в соответствии с подп.3.п.1 ст. 333.40 НК РФ. На ответчика возлагаются расходы по госпошлине по иску в сумме 12 678 руб. 98 коп.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на сторон пропорционально удовлетворенным и отказанным требованиям, поскольку отказ от иска связан с принятием истцом позиции ответчика по порядку расчета в соответствии со ст. 110, 111 АПК РФ, на истца в сумме 1 125 руб. 20 коп., на ответчика в сумме 674 руб. 80 коп. В результате произведенного судом зачета по госпошлине с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 11 353 руб. 78 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ от иска ОАО "Российские железные дороги" в части взыскания суммы 1 933 156 руб. 12 коп.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2014 г. по делу N А53-23738/2013 в данной части отменить. Производство по делу в данной части прекратить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"Взыскать с открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ИНН 2607018122, ОГРН 1052600002180) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) 984 071 руб. 62 коп. задолженности, 11 353 руб. 78 коп. расходов по госпошлине.
Возвратить ОАО "Российские железные дороги" из Федерального бюджета РФ 24 907 руб. 15 коп. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению 1743700 от 25.10.2013 г."
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23738/2013
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии", ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" в лице филиала Новочеркасская ГРЭС
Третье лицо: ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"(ОАО "ОГК-2")