г. Самара |
|
07 апреля 2014 г. |
А65-18021/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 31 марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 07 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан и Прокуратуры города Набережные Челны на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2013 г. по делу N А65-18021/2013 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Идиятуллина Рустема Миннивазиховича, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо - Прокуратура города Набережные Челны, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Идиятуллин Рустем Миннивазихович (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к УФМС России по Республике Татарстан (далее административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении N 708 от 05.08.2013 г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2013 г. по делу N А65-18021/2013 заявленное требование удовлетворено. Признано незаконными и отменено полностью постановление УФМС России по Республике Татарстан по делу об административном правонарушении N708 от 05.08.2013 г. о привлечении индивидуального предпринимателя Идиятуллина Рустема Миннивазиховича, 25.03.1985 г.р. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб. Производство по делу об административном правонарушении прекращено.
В апелляционной жалобе административный орган просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Прокурор в апелляционной жалобе указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, считает, что предприниматель привлек иностранного гражданина к работе, при отсутствии разрешения 02.02.2013 г. в связи с чем просит отрешение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования.
В связи с болезнью судьи Липкинд Е.Я произведена ее замена на судью Холодную С.Т. и рассмотрение дела начато сначала.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как видно из представленных материалов дела Прокуратурой г. Н. Челны 22.05. 2013 г. была проведена проверка соблюдения миграционного законодательства в предпринимателем Идиятуллиным Р.М. в ходе которой было установлено, что предприниматель привлек к трудовой деятельности в качестве повара в кафе "Чайхана Тапчан" расположенного на рынке "Фонтан" г. Н. Челны гражданина Узбекистана Азимова С.Т., при отсутствии у последнего разрешения на работу.
По данному факту заместителем прокурора г. Н. Челны в отношении предпринимателя Идиятуллина Р.М. 28.05.2013 г. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
05.08.2013 г. постановлением УФМС России по Республике Татарстан по делу об административном правонарушении N 708 предприниматель Идиятуллин Р.М. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Статьей 2.4 КоАП установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 115-ФЗ разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Пунктом 9 статьи 13.1 данного Закона предусмотрено, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции.
Статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В тоже время, в силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Заявитель представил копию разрешения на работу выданного иностранному гражданину Азимову С.Т. 04.04.2013 г. со сроком действия до 31.01.2014 г. Это обстоятельство не опровергнуто ни административным органом ни прокурором.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ состоит в допуске к работе иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом. Состав административного правонарушения является оконченным с момента фактического допуска иностранного гражданина или лица без гражданства к работе, при этом не имеет значения как долго иностранный гражданин работал без соответствующего разрешения.
Из оспариваемого постановления следует, что оно было вынесено по результатам проверки, проведенной Прокуратурой г. Набережные Челны в ходе которой установлено, что предприниматель привлек к трудовой деятельности в качестве повара в кафе "Чайхана Тапчан" расположенного на рынке "Фонтан" г. Н. Челны гражданина Узбекистана Азимова С.Т., при отсутствии у последнего разрешения на работу.
В оспариваемом постановлении отсутствуют сведения о том, когда иностранный гражданин был привлечен к работе до 04.04.2103 г. или после этой даты. Таким образом административный орган не доказал самого события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Доказательства того, что иностранный гражданин был привлечен предпринимателем к работе 02.02.2013 г. отсутствуют в материалах дела и не представлены ни административным органом, ни прокурором, а поэтому доводы апелляционной жалоб являются необоснованными, не подтвержденными доказательствами.
Ссылка прокурора на договор аренды торгового места от 28.01.2013 г. и сам договор не доказывают факта привлечения предпринимателем иностранного гражданина к работе 02.02.2013 г. или в любой момент до 04.04.2013 г.
Таким образом, административным органом не доказан существенный элемент объективной стороны состава административного правонарушения - время совершения правонарушения и тем самым не доказано событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, поскольку на момент проверки и возбуждения дела об административном правонарушении разрешение на работу в Российской Федерации у гр. Узбекистана Азимова С.Т. имелось.
Поскольку отсутствовало событие административного правонарушения, то и дело об административном правонарушении не могло быть возбуждено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что факт совершения административного правонарушения материалами дела не доказан.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2013 г. по делу N А65-18021/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18021/2013
Истец: ИП Идиятуллин Рустем Миннивазихович, г. Набережные Челны
Ответчик: Управление Федеральной Миграционной службы России по РТ, г. Казань
Третье лицо: Прокуратура города Набережные Челны Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара